на главную
главная » статьи
Матиас Брюггман. О концертах "Алисы", и не только.
  Ленинградская Правда, сентябрь 1990


"Полиция — твой друг и помощник". Это хорошо известно в ФРГ. Но в Ленинграде я видел, как наши "друзья" работали по-другому. Это случилось после концерта группы "Алиса" в прошлый четверг, когда поклонники "разгромили" метро.

Мне стало интересно, что же произошло на самом деле, и поэтому в субботу я поехал на концерт в СКК им.Ленина. Это был прекрасный концерт: я имею ввиду не столько музыку и хороший звук, но и очень приятную атмосферу. Зал был полон. Большинство зрителей — от 15 до 17 лет — танцевали, зажигали бенгальские огни. Они праздновали. Почти у всех были пионерские галстуки или красные флаги, которыми они размахивали в такт музыке.

В начале концерта менеджер группы Александр Тимошенко напомнил ребятам о неприятных событиях, которыми завершился концерт в четверг, и сказал, что этого не должно повториться. О том, что хулиганству поставлен заслон, говорили еще три обстоятельства: строгий контроль на входе, милицейские кордоны в фойе и милиционеры в шлемах в самом центре зала. Мне это показалось очень странным в атмосфере всеобщей радости. Перед последней песней Костя Кинчев еще раз попросил своих поклонников не устраивать беспорядков в метро. Тинэйджеры согласились со своим кумиром и после концерта спокойно отправились по домам.

Но дорога домой напоминала сцену из фильма о гражданской войне: многочисленные милиционеры, спецмашины с горящими мигалками, "цепи" стражей порядка вдоль аллеи Парка Победы. Учитывая происшедшее два дня назад, можно было подумать, что милиция изо всех сил хотела предотвратить погром. Но у самой станции метро я вдруг услышал крики и подошел к тому месту, откуда они доносились. Милиция била подростков резиновыми дубинками, срывала с них галстуки и шарфы. Потом я увидел, как "охранники порядка" вылавливали из толпы отдельных мальчишек и лупили их "демократизаторами". Это уже походило на облаву. Я сам видел, как из парка к метро ковыляли мальчишки с синяками, а другие корчились от боли на газонах.

То место, где еще недавно стояло оцепление, выглядело как поле после боя. Разорванные галстуки валялись в грязи. Я хотел узнать, кто приказал избивать подростков. С этим вопросом я обратился к человеку в форме, стоявшему у станции "Парк Победы" в 50-ти метрах от того места, где произошло "побоище".

— Я вам ничего сказать не могу. Мое место — метро, а там — парк. Спросите об этом в управлении.

Вот и все, что он смог мне объяснить. Теперь для меня очевидно, что в Советском Союзе провоцируются "спектакли государственного хулиганства". Это случается и в Гамбурге, где полиция бьет металлистов и панков, устраивающих драки во время демонстраций. Там я все это видел. Но в субботу вечером ленинградская милиция избивала молодых рок-фанов просто так. Конечно, они громко кричали и не хотели идти строем. Но разве это повод для избиения?

Мне кажется, милиция взяла реванш за то, что два дня назад не смогла предотвратить погром в метро. Здесь, как и в ФРГ, государство не ищет причины хулиганства, недовольства молодежи. Подросткам не помогают решать стоящие перед ним вопросы. Все проблемы государство пытается решать с помощью милиции. А это лишь усугубляет ситуацию и превращает вполне мирный протест в драку.

От редакции.

То, что происходит после концертов "Алисы" в СКК им.Ленина, требует особого разбора. Ничего не утверждая, хотим спросить — а не провокация ли это? Сопоставление фактов наводит на грустные размышления. Нам стало известно, что перед первым концертом "Алисы" в Ленинграде многотысячную толпу подростков в течение длительного времени выдерживали в фойе, открыв двери зала лишь за несколько минут до начала концерта. Почему?

После концерта на станции метро "Парк Победы" не работали разменные автоматы. Почему? Для чего к СКК были стянуты усиленные наряды милиции? Не кажется ли вам странным, что призыв Кинчева воздержаться от излишней эмоциональности, прозвучавший в передаче "Факт", никак не подействовал на его поклонников? Ведь слово кумира — закон для подростков.

Так или иначе, но нам кажется, что безобразия в метро после первого концерта были намеренно спровоцированы. Ради чего — спросите вы. А может быть, ради того чтобы в многострадальном городе, утомленном бесконечным "часом пик", ко всему прочему в рабочий день закрыть и без того перегруженную ветку метро? Ведь именно этим грозили нам с телеэкрана. Если это так, то акцию с "Алисой" можно считать виртуозно продуманной. Ничего не утверждая, а лишь предполагая, мы ищем автора операции "Алиса". Полагаем, что сам Константин Кинчев и его команда здесь действительно ни при чем.

 
Hosted by uCoz