Одни из первых звёзд в истории питерской рок-сцены, АРГОНАВТЫ принадлежат к
числу групп, оказавших существенное и, во-многом, определяющее влияние на
формирование музыкальной эстетики русского рока, а их история - живое
свидетельство его эволюции: от простодушного копирования британского бита 60-х
- к блюз-року следующего десятилетия и, через жанровые эксперименты и искания
середины 70-х - к рок-н-роллу и биг-биту, возвращённым в обиход новой
волной.
АРГОНАВТЫ появились на свет осенью 1965 в Военно-Механическом Институте. Силы
распределились следующим образом: Александр Глазатов, соло-гитара, вокал, Илья
Мордовин, ритм-гитара, вокал, Пётр Жуков, бас, вокал и Александр
"Алик" Тимошенко, орган, фортепиано, вокал. Достойного кандидата на
роль барабанщика в их окружении не нашлось, и первые полгода им помогал
студент-старшекурсник Борис "Боб" Усиевич. (В марте 1966 на его место
был взял Пётр Жеромский.)
К Новому Году они отрепетировали десятка полтора песен, позаимствованных,
главным образом, с альбомов THE BEATLES и THE SWINGING BLUE JEANS. Дебют пока
ещё безымянной поп-группы состоялся 26 декабря на Новогоднем вечере
второкурсников в одной из аудиторий на третьем этаже и оказался довольно
успешным, что воодушевило её участников на новые подвиги. Уже с февраля 1966
они начали регулярно выступать на институтских вечерах, набираясь опыта и
уверенности. Вскоре у них появились первые конкуренты: ГАЛАКТИКА братьев
Гулиных и ФЛАМИНГО Алика Исаева.
В июне 1966 группа поехала на свои первые гастроли: её на месяц пригласили в
летний спортивный лагерь МГУ под Анапу. Примерно тогда же, пятеро музыкантов,
наконец, выбрали себе подходящее имя - АРГОНАВТЫ.
Начиная с весны 1967 без АРГОНАВТОВ не обходилось ни одно культурное
мероприятие в Военмехе, а их интенсивная работа на танцплощадках помогла группе
сделать имя в масшатабах города. К этому времени они сформировали довольно
обширный репертуар, в который входили не только кавер-версии, но и собственный
материал. Первым как автор заявил о себе Тимошенко, немного позже к нему
присоединился Петя Жуков.
Во второй половине 60-х выступления АРГОНАВТОВ в Розовом Зале Военмеха значили
для питерской молодёжи, вероятно, так же много, как и концерты THE BEATLES в
"Cavern" пятью годами раньше.
В начале марта 1968 в Ленинграде прошёл первый официальный смотр-конкурс
самодеятельных ВИА, организованный под эгидой ЛДХС, Дома Самодеятельного
Творчества. АРГОНАВТЫ заняли на нём третье место. Финал смотра состоялся в
Концертном Зале у Финляндского вокзала.
Пару месяцев спустя АРГОНАВТЫ отправились на гастроли в Киев. В то время в
столице Украины действовал сильный и богатый студенческий клуб
"Мечта", имевший множество секций, включая джазовую. Окольными путями
кто-то из активистов клуба вышел на питерских музыкантов и рискнул пригласить
их в гости. Первой, в мае 1968, туда поехала ГАЛАКТИКА. Вслед за ними, уже со
своей аппаратурой, на две с половиной недели в Киев отбыли АРГОНАВТЫ. Им
пришлось играть не только в студенческих клубах, но и в концертном зале на
2.500 мест! Концерт, к которому были напечатаны настоящие типографские афиши,
прошёл на высоком профессиональном уровне и с полным аншлагом.
Надо заметить, что по меркам конца 60-х АРГОНАВТЫ были одной из самых сыгранных
групп и уверенно пели на голоса. Значительную долю в репертуаре АРГОНАВТОВ тех
лет занимал материал THE HOLLIES, THE MONKEES, THE BEACH BOYS, MARMALADE, THE
DAVE CLARK FIVE и Dave DEE, DOZY, BEAKY, MICK & TICH. Тогда же к сотрудничеству
с группой был привлечён молодой поэт Виктор Большаков, перу которого
принадлежали тексты многих её песен, в т.ч. "Река Оккервиль",
"Осень" и "Саласпилс".
Весной 1970 Военмех был закончен, но играть (в том числе, и в его стенах)
группа не перестала - все АРГОНАВТЫ однозначно остались в музыке. Когда в
апреле 1971 при активном содействии Коли Васина в Питере была основана
Поп-федерация, АРГОНАВТЫ стали одними из её участников и пару раз играли на
совместных сэйшенах с польскими музыкантами.
В мае 1971 почти невероятное для самодеятельной группы единство - пять лет в
одном составе! - было нарушено: Петра Жукова забрали в армию. Бас взял в руки
Мордовин, а второго гитариста пришлось долго искать. Лето с ними отыграл
автор-исполнитель Виталий Черницкий, гитара, вокал, который принёс в репертуар
несколько своих песен, а в сентябре в их ряды влился новый гитарист Сергей
Дорошенко, студент Института Культуры и бывший участник пары не слишком
известных в масштабах города групп. На его квартире близ Технологического
Института АРГОНАВТЫ частенько репетировали.
Однако, не прошло и месяца, как группу покинул Саша Глазатов - один из её явных
лидеров и идеологов. Он решил податься в профессионалы, устроился в ВИА НЕВСКИЕ
ГИТАРЫ и быстро пропал из виду. Его заменой в АРГОНАВТАХ стал пришедший в
октябре Владимир Осташенков, певец, клавишник и весьма одарённый автор
песен.
В этом составе в ноябре 1971 АРГОНАВТЫ съездили на Всесоюзный Фестиваль ВИА
"Серебряные Струны" в Горький (ныне Нижний Новгород), где помимо них
блистали Александр Градский со СКОМОРОХАМИ, московское ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ и
челябинский АРИЭЛЬ. АРГОНАВТЫ поделили второе место со ВТОРЫМ ДЫХАНИЕМ.
В январе 1972 по семейным обстоятельствам группу был вынужден покинуть
Жеромский (правда, он продолжал заниматься её техническим обеспечением и в
дальнйшем). Вакансию барабанщика занял Владимир Калинин. После короткого
эпизода с группой ТРОЛЛИ (с зимы до весны 1971), он периодически играл с
компанией музыкантов, называвшей себя странными именами вроде ВИНЕГРЕТ, ШЕСТОЙ
ИНТЕРНАЦИОНАЛ и т.п., а также участвовал в организации сэйшенов с
поляками.
К этому моменту АРГОНАВТЫ нашли новую репетиционную площадку в Институте
Водного Транспорта. Осенью 1972 на профессиональную сцену ушёл и Сергей
Дорошенко. Новым гитаристом стал хорошо известный в городе Валерий Бровко,
добившийся известности в UP & DOWN, а позднее вкусивший прелестей
профессиональной сцены с архангельским ВИА ПОМОРЫ. Одновременно с ним в группе
появился и Александр Розенбаум Ленинграде), гитара, фортепиано, вокал, который
заканчивал Первый Медицинский, играл в тамошней группе АДМИРАЛТЕЙСТВО и тоже
сочинял песни.
В мае 1973 Розенбаум ушёл, а Бровко на лето вернулся в ПОМОРЫ, после чего
воссоединился с обломками UP & DOWN. К счастью, из армии как раз вернулся
Жуков. Поскольку бас-гитарой прочно завладел Мордовин, Жуков пересел за пульт,
хотя позже изредка выходил на сцену с 12-струнной гитарой, а также участвовал в
вокальном многоголосии из-за пульта. Тогда же АРГОНАВТЫ переехали на новую
площадку, в институт Гипробор (около Студгородка на Ново-Измайловском
проспекте). Летом 1973 они не выступали, впервые за эти годы устроив себе
каникулы, а Калинин отправился играть на Юг с друзьями из АРСЕНАЛА.
В сентябре 1973 группа собралась после каникул, чтобы репетировать новую
программу. Заболевшего Мордовина на басу временно заменил Жуков, а гитару взял
в руки колпинский гитарист Юрий Алынин (экс-САДКО,
ТРОЛЛИ, PHANTOMS, ГАРМОНИЯ и т.д.). В таком составе (Жуков, Тимошенко, Калинин,
Алынин) они - вместе с оркестром Анатолия Бадхена - записали несколько песен и
даже сами снялись в фильме "Это беспокойное студенчество", который на
следующий год получил Гран При на фестивале документального кино в
Мюнхене.
В апреле 1974 АРГОНАВТЫ сделали весьма удачное приобретение: в её рядах
появился универсальный музыкант, венгерский студент Ласло Талнаи, который играл
на любых саксофонах, флейте, гармонике, кларнете, гитаре, скрипке, клавишных и
пел. До этого он музицировал в группе студентов венгерского землячества, а в
начале 70-х регулярно джемовал с ВИНЕГРЕТОМ, где тогда барабанил Калинин. Они
снова начали выступать полным составом.
В сентябре 1974 полный новых идей Тимошенко ушёл из группы и месяц спустя начал
собирать свой весьма популярный во второй половине 70-х арт-роковый ОРНАМЕНТ.
Поначалу его место так и осталось вакантным, а АРГОНАВТЫ - без электрической
гитары - на время превратились в чисто акустический состав.
В конце зимы к АРГОНАВТАМ присоединился Владимир Ермолин, экс-гитарист группы
THE MAGIC WINDS и непревзойдённый мастер кавер-версий THE BEATLES и другой
классики рока. Правда, концертов в этот период было немного. Один из самых
ярких состоялся в начале лета во время книжной ярмарки на площади Островского.
Той же осенью, закончив учёбу в Питере, уехал домой в Венгрию Ласло
Талнаи.
Новое оживление началось в рядах АРГОНАВТОВ только в начале 1976, когда к ним,
из дальних странствий возвратясь, примкнул блудный гитарист Саша Глазатов. В
марте того же года они - вместе с ОРНАМЕНТОМ и АКВАРИУМОМ - представляли Питер
на Днях Популярной Музыки в Таллинском Политехе, а в июле приняли участие в ещё
одном прибалтийском фестивале, на этот раз, в Лиепае, после чего из группы
опять ушёл Глазатов. На его место АРГОНАВТЫ прослушивалии даже Жору
Ордановского из временно распавшихся РОССИЯН, но по разным причинам этот
любопытный союз не состоялся.
В сентябре из АРГОНАВТОВ ушёл Осташенков, поэтому в ноябре группа объявила
осенний призыв. Одну из вакансий занял Фёдор Столяров, в прошлом лидер-гитарист
и певец хард-роковых групп ФЕНИКС, ИДЕЯ и т.д., а вторую - вновь Александр
Розенбаум (на этот раз, как клавишник), в то время работавший на станции скорой
помощи. Розенбаум существенно освежил репертуар АРГОНАВТОВ: одарённый мелодист
и мастер стилизаций, он легко сочинял в любых жанрах - от ритм-энд-блюза до
городского романса и от жёстких рок-н-роллов до поп-баллад. В числе его песен
для АРГОНАВТОВ - "Jimi Blues", посвящённый памяти Хендрикса,
ироничная "Песни о раках" и т.д. В 1978 Розенбаум даже сочинил для
группы целую рок-оперу на сюжет мифа об аргонавтах, но их возможности, к
сожалению, не позволили реализовать этот честолюбивый и смелый замысел.
АРГОНАВТЫ продолжали играть на танцах в "Невском", выступили в ЛЭТИ
на фестивале с московскими группами ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, ПАНОРАМА и ВИКТОРИЯ, а
также концертировали по студенческим клубам. Осенью 1978 они, в свою очередь,
съездили в Москву, где дали концерт с местной ЗЕМЛЁЙ САННИКОВА.
В феврале 1979 грянули новые перемены. Столяров и пришедший вместе с ним в
АРГОНАВТЫ техником бас-гитарист ФЕНИКСА и ИДЕИ Олег Киселёв, которые всё это
время параллельно репетировали под вывеской МЫСЛИ И ВРЕМЯ, ушли и собрали
ДИЛИЖАНС. Практически перестал выступать с группой и Розенбаум, хотя он,
по-прежнему, обеспечивал группу материалом.
Ветераны группы Жуков, Мордовин и Калинин решили радикально обновить и состав,
и музыкальный арсенал АРГОНАВТОВ. Новыми участниками АРГОНАВТОВ стали студенты
музыкального училища им. М. Мусоргского Сергей Белолипецкий, гитара, вокал,
известный по участию в группах ГОЛЬФСТРИМ и ДВЕ РАДУГИ, а также Николай Гусев,
клавишные, вокал, начиначвший в студенческом бэнде ЛАБИРИНТ. В сентябре 1979 к
ним присоединился Евгений Жданов, саксофоны, флейта, вокал, который до этого
играл в группе Игоря Голубева (позднее ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН).
АРГОНАВТЫ снова начали активно выступать (питерский рок-журнал
"Рокси" в своём третьем номере сообщал: "АРГОНАВТЫ играют по
семь дней в неделю"), пытались записывать свой новый материал, снимались
на телевидении, потом на полгода ушли в тень и вновь появились перед публикой
только 28 апреля 1980.
Новая программа, которая опиралась на фанк, соул и ритм-энд-блюз, была
воспринята ортодоксальной частью слушателей в штыки: во времена расцвета диско
любой намёк на танцевальные ритмы воспринимался любителями харда как уступка
ненавистной попсе, и по городу поползли нелепые слухи о том, что АРГОНАВТЫ
"продались".
Лето 1980 группа провела, выступая на диско-шоу в ЛДМ, где в то время работал
Володя Калинин, возглавлявший клуб "Фонограф". Хотя они звучали
превосходно, и менее предвзято относившаяся к модным ритмам молодёжь с
удовольствием танцевала под музыку ветеранов, в-целом, АРГОНАВТЫ заметно
сдали.
Осенью 1980 они сыграли последний нелегальный сэйшен с МИФАМИ в клубе на
Энергетиков, 50, после чего задумали с помпой отпраздновать свой юбилей: группе
как раз исполнилось пятнадцать лет.
По преданию, Калинин и Столяров отправились в ЛМДСТ, на Рубинштейна, 13, чтобы
получить официальное разрешение на юбилейное шоу, но в процессе переговоров с
новым директором Дома, Анной Ивановой возникла - и была не без колебаний
поддержана - идея постоянно действующего клуба любителей популярной музыки,
иными словами, Рок-клуба.
Его первое собрание состоялось в конце января 1981, а 7 марта Рок-клуб уже
сделал свой первый официальный концерт. Хотя АРГОНАВТЫ принимали в его создании
самое непосредственное участие, для них, как и для других музыкантов со стажем
и опытом, клуб оказался бесполезен: перспектива раз-другой в год бесплатно
выступать на его сцене едва ли могла вызвать энтузиазм у профессионалов, а с
легализацией Рок-клуба все остальные формы проведения концертов (кроме
выступлений на танцах и в ресторанах) попали под тотальный запрет.
Единственное выступление АРГОНАВТОВ и ДИЛИЖАНСА под эгидой Рок-клуба состоялось
4 мая на мини-фестивале в ДК "Невский", где они, как всегда, показали
настоящий класс и затмили выступления других участников. Именно там с
АРГОНАВТАМИ в первый раз сыграл новый бас-гитарист, молодой Иван Ковалёв, в
начале года сменивший решившего покинуть сцену Мордовина. Это выступление стало
и празднованием юбилея группы, и её лебединой песней.
Лето группа встретила на танцевальных вечерах в ЛДМ, потом переехала в
Стрельну, но в июле из-за проблем со здоровьем группу покинул Петя Жуков,
последний из её основателей. Последовал болезненный раздел имущества с
взаимными претензиями и обидами - и в сентябре 1981 АРГОНАВТЫ поставили в своей
истории жирную точку.
В разное время АРГОНАВТЫ записывали свой материал, однако, до сих пор ни одна
из их песен (не считая "Саласпилса" в исполнении ПОЮЩИХ ГИТАР) не
была издана официально. В середине 90-х предпринимались попытки записать хотя
бы часть обширного репертуара группы профессионально, но воз и ныне
там.
Андрей Бурлака
http://www.rock-n-roll.ru
|