Едва ли не самая яркая звезда короткого, но насыщенного разнообразными
событиями периода в истории питерского рок-н-ролла, группа ФЛАМИНГО, вне всяких
сомнений, заслуживала той популярности, которой она пользовалась в конце 60-х и
самом начале 70-х: её имя объединяло, пожалуй, лучших на тот момент музыкантов
города, в репертуаре ФЛАМИНГО всегда была наиболее интересная и актуальная
музыка, она была динамична, открыта любым новым идеям и, в довершение всего,
стала первой жертвой культурных репрессий в эпоху брежневского застоя.
Организовал ФЛАМИНГО студент Военно-механического института Олег
"Алик" Исаев. Он родился 1 апреля 1947 в Ленинграде, в июне 1964
закончил школу и поступил в Военмех, всегда стремился быть на острие моды и -
как любой современно мысливший молодой человек его поколения - живо
интересовался западной поп-культурой. Летом 1966, закончив второй курс, Исаев,
под впечатлением от успеха дебютировавших в Военмехе несколькими месяцами
раньше АРГОНАВТОВ, решил организовать собственную группу. В её состав вошли два
его младших брата: Юрий Исаев, гитара, и Владимир Исаев, барабаны, а также
гитарист и певец Борис Бородачёв, с которым они учились в школе и вместе
поступили в институт.
Сам Алик играл на бас-гитаре и пел. Позднее он вспоминал, что толчком к
серьёзному увлечению поп-музыкой стал для него поход на концерт ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ
и САДКО в ДК "Выборгский": "Я встал в проходе и, кажется, так и
простоял весь концерт с открытыми глазами."
Как и большинство тогдашних групп, весь первый год своего существования
ФЛАМИНГО готовили себе почву: искали место для репетиций, пилили, клеили и
настраивали гитары, ставили звукосниматели, паяли усилители (благо, в Военмехе
была солидная подготовка по электротехнике) и покупали то, что нельзя было
сделать собственными руками. К осени 1967 ФЛАМИНГО подошли во всеоружии, и в
начале сентября устроились играть на танцах в посёлке Кузьмолово. Там же они
хранили аппарат и репетировали.
В конце года Юра Исаев ушёл, и на его место - после прослушивания десятка
кандидатов - был приглашён клавишник Анатолий Савельев. Примерно тогда же
ФЛАМИНГО приняли участие во втором поп-фестивале кафе "Ровесник",
который шёл с ноября 1967 до середины января 1968. Они выступали в одной обойме
с уже известными ЛЕСНЫМИ БРАТЬЯМИ и КОЧЕВНИКАМИ (которые исполнили программу
своих песен на русском), но успеха не добились: опыта было маловато, да и звук
им так и не удалось отстроить.
Однако, уже на следующем конкурсе, который был организован комсомолом,
профсоюзами и группой энтузиастов из кафе "Эврика" весной 1968,
ФЛАМИНГО вошли в число лауреатов, а Алик Исаев был назван лучшим
бас-гитаристом. В марте, в компании с другими лауреатами фестиваля, ФЛАМИНГО
съездили в Таллин, где особо сдружились с музыкантами ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ: в то
время их группа находилась на распутье, поскольку гитарист Саша Фёдоров ушёл в
ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ, а трое оставшихся БРАТЬЕВ не могли определиться с планами на
будущее.
По возвращении из Таллина Боря Бородачёв решил завязать с музыкой; пару раз с
ФЛАМИНГО играл гитарист Дмитрий Соколов, но в конечном счёте новым участником
группы стал их старый знакомый и поклонник Константин Шарудин, гитара, вокал.
Конец весны они провели, играя в Военмехе и на других городских площадках, а
также на танцах в посёлке Юкки, в здании бывшей финской церкви, которая стала
их базой, минимум, на два следующих сезона. Примерно тогда же концертами группы
начала заниматься легендарная ныне "поп-мама" Жанна Жук, имя которой
неразрывно связано с эпохой молодёжных кафе и поп-фестивалей.
К этому времени в репетруаре ФЛАМИНГО, помимо обязательного набора песен THE
BEATLES, начали появляться номера THE ANIMALS, THE KINKS и некоторых других,
главным образом, британских групп. Инструментал стал усложняться, да и
вокальное многоголосие требовало владения музыкальной культурой. В мае 1968,
когда гитарист Николай Рязанов ушёл в оркестр Геннадия Лухмана, и ЛЕСНЫЕ БРАТЬЯ
окончательно распались, Алик Исаев предложил оставшимся без дела участникам
группы объединиться. Так в составе ФЛАМИНГО появились певец Андрей Геннадиев и
барабанщик Владимир "Дергач" Кувалдин - он сменил уже давно
собиравшегося уходить Володю Исаева.
Этот состав был настоящей dream team, однако, были и проблемы: Геннадиев,
который уже закончил Академию Художеств, ожидал повестки, и вообще, был
человеком непредсказуемым: мог, например, уйти в поход, накануне важного для
группы концерта и т.п., поэтому осенью Алик начал подыскивать нового
вокалиста.
В ноябре Геннадиева забрали-таки в армию, но незадолго до этого ФЛАМИНГО
выступили с ним в Академии Художеств, где их познакомили со студентом второго
курса Аликом Асадуллиным - до этого он целый год пел в ПРИЗРАКАХ братьев
Лемеховых, а в то время иногда выступал в Кафе Поэтов с группой THE VICTOR.
Сильный тенор с богатым диапазоном и эффектной сценической подачей, Альберт
Асадуллин стал ещё одним светилом в созвездии ФЛАМИНГО. С ним они съездили в
Псков, где за два дня сумели дать четыре концерта!
Впрочем, весной 1969 Геннадиев досрочно демобилизовался и иногда наезжал к
ФЛАМИНГО в Юкки, где пел дуэтом с Асадуллиным или чередуясь с ним и с Исаевым,
играл на басу. Тогда же ФЛАМИНГО приняли участие ещё в одном поп-фестивале,
который организовал бывший кларнетист Утёсова и, вообще, заметная фигура
питерского джаза Орест Кандат при поддержке Октябрьского райкома комсомола. В
свою конкурсную программу ФЛАМИНГО включили "Fire" Артура Брауна,
"Black Is Black" Los BRAVOS, инструментальную версию номера PROCOL
HARUM, а также несколько собственных песен (Савельева и Исаева), в том числе,
их тогдашний хит "Смерть гонщика" (текст молодого поэта Николая
Николенко, который, помимо того, мастерски вёл программу, читая между песен
свои стихи). Несмотря на острейшую конкуренцих (всего в фестивале участвовало
порядка ста групп!), победу разделили КОЧЕВНИКИ с ФЛАМИНГО.
С окончанием очередного учебно-концертного сезона жизнь в городе снова начала
затихать, а составы меняться. В мае Асадуллин ушёл из ФЛАМИНГО в НЕВСКУЮ ВОЛНУ,
с которой выступал в пушкинском Доме Офицеров; Геннадиев какое-то время
продолжал появляться в Юкках, но с приходом осени совсем забросил музыку и
занялся живописью.
В сентябре-октябре 1969 ФЛАМИНГО пару раз сыграли в Военмехе в составе Исаев,
Шарудин, Савельев, Кувалдин, но все ощущали, чего-то им явно не достёт; тогда
же через кого-то из институтских знакомых они узнали, что аналогичные проблемы
с составом возникли и у ещё одних звёзд Военмеха, ГАЛАКТИКИ братьев Гулиных,
которые не прочь усилить ряды парой крепких музыкантов.
В результате недолгих переговоров был достигнут консенсус, и в октябре 1969
ФЛАМИНГО переехали на базу ГАЛАКТИКИ в ДК Моряков у морского порта на Двинской.
Поначалу с составом была полная неразбериха: от ФЛАМИНГО в репетициях
участвовали Исаев, Шарудин, Савельев и Дергач, а ГАЛАКТИКУ представляли
Анатолий Гулин, гитара, клавишные, вокал, Владимир Гулин, бас, гитара, вокал, и
Валерий Щеглов, гитара. На первом концерте, 5 декабря в ДК "Красный
Октябрь" (где, кстати, дебютировали и Q 69, другая супергруппа, возникшая
при слиянии Q 67 и ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА), Щеглов ещё играл, но к следующему,
который был зазначен в институте им. Герцена (но сорвался), он ушёл. Следом
откололся Савельев, который хотел играть только PROCOL HARUM (!). Наконец,
призванного в армию Кувалдина заменил пушкинский барабанщик Валерий Лебедев,
который до этого играл в АЭЛИТЕ.
А под самый Новый Год случилось непредвиденное. 25 декабря ФЛАМИНГО и ГАЛАКТИКА
обединённым составом собирались играть на факультетском вечере
физико-механического факультета Политеха, который организовал Василий Борисов
из местного студклуба. Помимо сборной Военмеха, из Театрального института была
приглашена СИНЯЯ ПТИЦА (не путать с популярным ВИА 70-х). Впрочем, её мало кто
слушал: спpовоциpованная неожиданной и длительной задеpжкой концеpта и
неумелыми действиями дpужинников, толпа устроила на концерте массовую истерику,
попутно пеpеломав в зале всё, что можно, как это случалось pазве что во вpемена
Билла Хэйли и "Джунглей гpифельных досок"!
Идеологическое "возмездие" не заставило себя ждать. "Ансамбль
ФЛАМИНГО, выступавший, - по мнению официозной газеты "Ленингpадская
Пpавда", - с пошлой, вульгаpной пpогpаммой", был официально запрещён
(хотя запретить можно было разве что использование имени, да и то, непонятно,
где: афиши самодеятельные группы печатали крайне редко). Пострадал декан
физ-меха (он был уволен) и студенческий клуб, а весной 1970 управление культуры
разродилось приказом за номером 100, который ужесточал контроль за
выступлениями музыкантов-любителей. Дело, разумеется, было не в ФЛАМИНГО или
ГАЛАКТИКЕ, а в том, что времена вольницы закончились, и люди в сером принялись
закручивать гайки.
Тем не менее, ФЛАМИНГО не распались, хотя и залегли на дно до весны. В апреле
1970 они вместе с Q 69 съездили в Ригу и дали несколько концертов для местной
молодёжи. Костя Шарудин к этому времени ушёл (позже он играл джаз-рок с
ВОЗРОЖДЕНИЕМ), а Савельев вернулся, но при взаимозаменяемости музыкантов на
звучании это почти не отразилось. Летом и в сезоне 1970-1971 ФЛАМИНГО в той или
иной форме сделали ещё десяток "секретных" выступлений в клубах
институтов и на закрытых мероприятиях.
26 марта 1971 Алик Исаев в сопровождении братьев Гулиных и части Q 69 (Боб
Клочков, гитара, Саша Кузьмин, бас, Алексей Яшумов, флейта и Толя Хачатуров,
барабаны), сорвали шквал аплодисментов, выступив как ФЛАМИНГО на знаменитом
ночном сэйшене с польской группой SKALDOWE. Тем же летом Исаев ездил в южный
студенческий лагерь Корабелки в Гудауте, подменяя в Q 69 их
бас-гитариста.
В сентябре Гулины и Лебедев реорганизовали ГАЛАКТИКУ. Бас взял в руки Володя,
а новым гитаристом и певцом стал приехавший из Баку и чуть было не ставший
участником АРГОНАВТОВ Владимир Леви. Группа дебютировала на сэйшене в кафе
"Регата", где их представили как ФЛАМИНГО-2! Именно под таким
названием многие помнят ГАЛАКТИКУ второго созыва до сих пор! Пару раз на их
выступлениях появлялся и Алик Исаев, который, как правило, пел с ними "A
Whiter Shade Of Pale" PROCOL HARUM.
Все участники ФЛАМИНГО - за исключением Алика Асадуллина, который поёт и в
новом тысячелетии - сцену покинули. Олег Исаев небезуспешно занимался наукой, а
потом бизнесом. Владимир Исаев работал в такси, Юрий инженерил. Савельев играл,
но только дома. Шарудин работал с ВОЗРОЖДЕНИЕМ, а потом где-то ещё, хотя в
конце концов тоже бросил рок-н-ролл. Геннадиев добился признания как художник,
а позднее эмигрировал в Финляндию. Кувалдин, по крайней мере, до конца 80-х
играл в ресторане "Невский", а в 90-х занялся транспортными
перевозками. Попытка собрать группу для ностальгического концерта в декабре
1997 упёрлась в хроническую занятость всех участников, хотя ещё не всё
потеряно. О записях ФЛАМИНГО ничего неизвестно - разве что как улики они до
сих пор пылятся в сейфах КГБ.
Андрей Бурлака
http://www.rock-n-roll.ru
|