В старину, говорят, в Москву за песнями ездили. Да, собственно, почему только в
старину? Сколько замечательных песен, родившихся в столице, помогали советским
людям строить и жить, бороться и побеждать.
Замечательные песни создают московские композиторы и сейчас. Только совсем не
такие песни везут некоторые "барды" из Москвы. И звучат они в городах,
находящихся на весьма солидном расстоянии от столицы. Быстрее вируса гриппа
распространяется эпидемия блатных и пошлых песен, переписываемых с магнитных
пленок. Быть может, на фоне огромных достижений литературы и искусства это
кажется мелочью, "пикантным пустячком". Но у нас на периферии
вредность этого явления в деле воспитания молодежи видна совершенно
отчетливо.
Мы очень внимательно прослушали, например, многочисленные записи таких песен
московского артиста В. Высоцкого в авторском исполнении, старались быть
беспристрастными.
Скажем прямо: те песни, которые он поет с эстрады, у нас сомнения не вызывают и
не о них мы хотим говорить. Есть у этого актера песни другие, которые он
исполняет только для "избранных". В них под видом искусства
преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поет от имени
и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных.
Это распоясавшиеся хулиганы, похваляющиеся своей безнаказанностью ("Ну,
ничего, я им создам уют, живо он квартиру обменяет").
У Высоцкого есть две песни о друге. Одна написана для кинофильма
"Вертикаль", другая с экрана не звучала. Люди из этих песен очень
разные: один отправляется в горы, другой едет в Магадан. Что ж, ехать в Магадан,
как и в другие края, чтобы строить, бороться с трудностями, - дело похвальное.
Но Высоцкий воспевает не это. Он спешит "намекнуть", что его друг едет
в Магадан "не по этапу, - не по этапу, его не будет бить конвой, он
добровольно".
Вначале трудно даже понять, кто более дорог Высоцкому: тот друг, который
поддержал его, свалившегося со скал, или тот, который едет в Магадан, потому что
"с него довольно" (чего довольно?) и что автору ближе -
"испробовать свои силы в горах" или "уехать с другом заодно и
лечь на дно"?
Но в конечном итоге друг выбран. И совсем не тот, что "шел за тобой, как в
бой", а тот, который идет "на дно". Певец клянется ему в своей
верности:
Я буду петь под струнный звон
Про то, что будет видеть он.
Во имя чего поет Высоцкий? Он сам отвечает на этот вопрос; "ради
справедливости и только". Но на поверку оказывается, что эта
"справедливость" - клевета на нашу действительность. У него, например,
не находится добрых слов о миллионах советских людей, отдавших свои жизни за
Родину. Странно, но факт остается фактом: герои Отечественной войны, судя по
одной из песен Высоцкого, - это бывшие преступники, которые "не кричали
"ура", но явились чуть ли не главной силой и не будь их - нам не
удалось бы победить врага.
Высоцкий сложил "Сказку о русском духе", который вылился из винной
бутылки, но, несмотря на свои способности, "супротив милиции ничего не
смог". Забрала "русского духа" милиция:
Вывели болезного, руки ему за спину,
И с размаху кинули в черный воронок.
В программной песне "Я старый сказочник" Высоцкий
сообщает:
Но не несу ни зла я и ни ласки...
Я сам себе рассказываю сказки.
Ласки он, безусловно, не несет, но зло сеет. Это несомненно. Так, например, взяв
строчку из поэмы В. Маяковского, он предлагает ее в такой обработке:
И думал Буткеев, мне челюсть кроша,
Что жить - хорошо и жизнь - хороша!
Могут подумать: паясничает актер, просто ублажает низменные вкусы. Однако,
оказывается, Высоцкому приятна такая слава, которая "грустной собакой
плетется" за ним. И в погоне за этой сомнительной славой он не
останавливается перед издевкой над советскими людьми, их патриотической
гордостью. Как иначе расценить то, что поется от имени "технолога
Петухова", смакующего наши недостатки и издевающегося над тем, чем по праву
гордится советский народ:
Зато мы делаем ракеты,
Перекрываем Енисей,
А также в области балету
Мы впереди планеты всей.
В школах, институтах, в печати, по радио много усилий прилагается для пропаганды
культуры речи. Борются за чистоту разговорного языка лингвисты и филологи. А
артист Высоцкий уродует родной язык до неузнаваемости. Чего стоит хотя бы это:
"из дому убег", "чегой-то говорил", "из гаражу я
прибежу" и "если косо ты взглянешь, то востру бритву наточу",
"чуду-юду победю" и т.д. и т.п.
Все это совсем не так наивно, как может показаться на первый взгляд: ржавчина не
вдруг поражает металл, а исподволь, незаметно. И человек не вдруг начинает
воспринимать и высказывать чуждые взгляды. Сначала это просто сочувствие
преступникам на том основании, что они тоже люди. Сначала - вроде шутя о
милиции, которая "заламывает руки" и "с размаху бросает
болезного", а потом возникает недовольство законом, правосудием.
"Различие между ядами вещественными и умственными, - писал Лев Толстой, - в
том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные ... к
несчастию, часто привлекательны."
Привлекательными кажутся многим поначалу и песни Высоцкого. Но вдумайтесь в
текст и вы поймете, какой внутренний смысл таится за их внешностью.
Мы слышали, что Высоцкий хороший драматический артист, и очень жаль, что его
товарищи по искусству вовремя не остановили его, не помогли ему понять, что
запел он свои песни с чужого голоса.
Г. Мушита, преподаватель консультационного пункта Государственного института
культуры, Саратов, А. Бондарюк (Наш корр.).
Источник: http://vysotsky.ws
|