Песня и стих - это бомба и знамя и голос певца поднимает класс.
- ДО КАКИХ ПОР мы будем говорить о Евтушенко, Вознесенском где угодно, только не
на молодежных вечерах, диспутах, собраниях? - примерно так сказал первый
секретарь Тюменского горкома ВЛКСМ, выступая на недавнем областном комсомольском
активе.
Ясно, что Сергей Великопольский имел в виду не только творчество названных
поэтов. Мы почти не говорим о современной поэзии, литературе, о современной
музыке. Хотя вряд ли нужны доказательства: тяга ко всему новейшему у молодежи
была сильна во все времена.
К чему ведет диспропорция интереса и возможности получить информацию? Сведения
берутся часто не из первоисточника. И сама информация может оказаться не той или
без необходимого комментария.
...Юрий Белкин "открыл" современных бардов через
"фарцовщиков", тех, что промышляют у иностранцев то порнографию, то
нейлоновые панталоны и из-под полы спекулируют этим "добром". Среди
предметов "импорта и распродажи на внутреннем рынке немалую толику занимают
модные записи разных там западных "хиппи" и див. Как свидетельствуют
вполне официальные источники, "король джаза" Белкин выполнял
неблаговидную роль "бизнесмена" с 1962 года. Он переписывал
пересылаемые ему по почте "шедевры" на пластинки, магнитофонные ленты
и сбывал дальше по три рубля за штуку.
Будучи пойманным за руку, он авторитетно заявил, что "хиппи" в Тюмени
теперь не в цене, что на рынке их потеснил другой товар - определенного сорта
опусы некоторых современных "бардов" и
"менестрелей".
ИЗВЕСТНО, что в целом творчество бардов явление сложное я довольно пестрое.
Часть их произведений по праву вливается и общее песенное половодье, а другая
отсеивается, остается "песня для себя", для узкого круга. Эта часть
песен и сочинялась-то порой для забавы, без всякой претензии быть песней для
всех. А есть и такие, что сочинялись и исполняются - это уже зависит от вкуса -
на полнейшем серьезе и с упоением. Пел же ведь кто-то когда-то, скажем,
такое:
Увы! Куда ни покажуся,
Родные гонят прочь меня.
Пойду я в море утоплюся,
Пускай несет меня волна...
Пели еще, например, такую лакейскую песню: "Что за славная столица,
развеселый Петроград". Несколько лет назад отшумел по городам и весям
сердцеед "Мишка". Все это благополучнейшим образом отметается,
забывается и служит потом лишь курьезным примером известных запросов известного
времени.
У многих нынешних песен бардов похожее будущее. Вообще говоря, эти песни можно
долго и тщательно делить по качеству, жанрам, по назначению. Тут есть песни
грустные и забавные, песни-шутки, баллады, притчи, пародии. Белкин же выбрал для
своего бизнеса песнопения, рядом с которыми дребедень, достойная нэпмановских
граммофонов, покажется классикой. Нам скажут, что песни, мол, тут ни при чем,
что спрос рождает предложение, а спекулянту в сущности все равно чем
спекулировать - были бы деньги. Да, это верно, пожалуй. Мы не согласны лишь с
тем, что песня тут уж совсем ни при чем. Песни, в которых воплощена душа народа,
народ поет и любит. Они, песни эти, не знают границ и не нуждаются в услугах
Белкина и К.
А вот через Белкина, по одному каналу с заморскими панталонами, идет сорт
творений, который прилюдно, как и панталоны, показывать не заведено. Словом, они
нашли достойный их способ распространения и потребителя.
В отдельных случаях эта песня идет на бульвар. Да и как идет!
Смотрим недавно - фланирует по Тюмени заросший отрок в немыслимых клешах. По
швам бубенцы. На животе - портативный магнитофон и, простите, песни. Про
"халяву рыжую", "Нинку-наводчицу"... Парнишка млеет от
сознания новомодности и интереса прохожих к себе, не замечая, что интерес-то
примерно того же порядка, что к экспонату в паноптикуме "женщина с
бородой". Парнишка уверен, что не продешевил, отдав за ролик трешницу. Ему
гораздо важнее быть носителем "моды" и щеголять ею, чем понимать, ЧТО
эта мода с собой несет.
Конечно же, зрелому человеку на дух этих песен не надо. А если он их и
прослушает раз-другой, то к нему они не пристанут. Для поклонения этому
творчеству нужна особая почва. И вот волосатый отрок их принял как откровение,
как крик моды, и, самое худшее, эти творения становятся вольно или невольно
частью его идеологии, вкусов, запросов.
Это явление - песенное хулиганство - не безобидно. В нем, если хотите, отражен
один из способов духовного разложения молодежи.
НЕДАВНО в Тюмени, на судостроительном заводе, где работает "король",
состоялся вечер городского комсомольского актива "И в музыке есть
политика".
Его участникам было предложено прослушать ряд изъятых у Белкина песен в
магнитофонной записи.
"МАРАЗМ" - таково было общее мнение о прослушанном.
Где же, спросили выступавшие, на каком дне наскребли барды эту
"лексику" - "стерва", "тюряга"; эти
"образы" (все та же "Нинка-наводчица", "халява
рыжая", ухари пошляки) людей с социальными да и клиническими отклонениями
от нормы.
К ним примыкает другой тип героя, который метит чуть ли не в правдолюбцы, в
оценщики моральных ценностей нашего строя. Этот подался ни много - ни мало в
певцы социальные. Ему наша жизнь представляется психолечебницей, а идеалы ее -
миражем. Мораль:
...рассказал бы Гоголю
Про нашу жизнь убогую,
Ей-богу, этот Гоголь бы
Нам не поверил бы.
Выход из этого одни барды видят в призыве к неким варягам: "Спасите наши
души". Другие считают, что лучше "лечь на дно, как подводная лодка,
чтоб не могли запеленговать". С чьего это голоса? Даже враждебные нам
радиостанции и газеты все чаще воздерживаются от таких приемов. Эти же
песни-сплетни, песни-пасквили, в которых секс, индивидуализм, глумление над
человеком смешаны с махровой антисоветчиной, распространяются, по существу,
свободно. Вот до чего доводит отдельных бардов отсутствие творческого и идейного
контроля. В таких песнях нет ни грана правды, принципиальности.
Большую, пусть даже горькую, правду можно и должно высказывать открыто и прямо -
средств для этого предостаточно. Можно и должно, однако для этого надо иметь за
душой гражданское мужество, зрелость, глубокую убежденность. И самое главное -
надо иметь, что сказать, что спеть людям.
На вечере выступили инженеры, рабочие, студенты, творческая молодежь. Они со
всей прямотой сказали:
- За "творчеством" отдельных бардов нет ничего, никакого общественного
мнения. Кто им дал право судить о народе и обращаться к нему?
Вечер показал, что пришла пора во весь рост встать на борьбу с безвкусицей,
пошлостью, аполитичностью.
С ЧЕГО начинать? Может, с анализа того, что привлекает молодых в сомнительного
качества музыке? Как сказал один из выступающих: "поискать, на чем нас
покупают, представить эту песенную якобы смелость в истинном виде". И
главное, над чем необходимо задуматься: что мы предложим взамен? Вечер поставил
этот вопрос. Комсомольский актив пока не был готов на него ответить. А думается,
не случайно Белкин "возник" на предприятии, где уже два года не могут
найти пропагандистов, где все это время политической учебы практически
нет.
Но это, в конце концов, разговор не только одного вечера. Нужны встречи,
творческие, в разной обстановке, разговоры по существу. Нужно дать отпор тем,
кто портит песню, кто подменяет ее дурно пахнущим суррогатом.
Источник: http://vysotsky.ws
|