НЕ ТАК давно в клубе судостроительного завода состоялось собрание комсомольского
актива Тюмени. На повестке дня был вопрос об отношении к так называемым
"песням" Высоцкого и ему подобных.
Необходимость подробнее поговорить об этом возникла потому, что среди некоторой
части молодежи города их творения получили признание.
Издавна у нашего народа к песне уважительное отношение. В поле или дома, в часы
веселья и в пору кручины - песня-друг всегда рядом, искренняя, задушевная, она -
опора сердцу, выразительница сокровенных чувств и чаяний.
Любят у нас песню. И неудивительно, что наряду с профессиональными, популярны и
самодеятельные песни. Особенно среди молодежи. Они не сложны в исполнении,
непритязательны к аккомпанементу и вокальной одаренности исполнителей. Их легко
петь и на эстраде, и у костра. И в то же время многие из них имеют несомненную
эстетическую ценность. Лучшие песни Окуджавы, Якушевой, Городницкого, Висбора
покоряют своей нравственной чистотой, гуманизмом, гражданственностью.
И все-таки хороших песен не хватает. Как говорится, спрос налицо, а производство
отстает. Вот потому-то и появились "барды" с гитарами: Высоцкий,
Клячкин, Ножкин, Кукин.
О чем они поют? Какие идеалы прославляют?
У Высоцкого есть несколько песен, которые имеют общественное звучание, но не о
них речь. К сожалению, сегодня приходится говорить о Высоцком как об авторе
грязных и пошлых песенок, воспевающих уголовщину и аполитичность.
Советский народ посвящает свой труд и помыслы высокой цели - строительству
коммунистического общества. Миллионы людей отдали жизнь, отстаивая в боях наши
светлые идеалы.
Но что Высоцкому и другим "бардам" до этих идеалов. Они лопочут о
другом:
Лечь бы на дно, как подводная лодка...
Или:
А у психов жизнь, -
Так бы жил любой:
Хочешь - спать ложись,
Хочешь - песни пой.
Оговоримся сразу. Это не песни. У них нет своей мелодии. Это поделки-речитативы
под два-три затасканных аккорда. Но у них есть свой четкий замысел - уходи от
деятельности, от общественных обязанностей, от гражданского долга, туда - к
водке, к психам, на дно...
Поделки рассчитаны на определенного потребителя - прежде всего, на молодежь, на
самую юную ее часть - подростков. Потому что у людей более взрослых есть
жизненный опыт, идейная закалка, верный взгляд на искусство, и такие поделки
вызывают у них отвращение. А вот некоторым молодым людям, политически незрелым,
неискушенным, подобные творения кажутся откровением. Ведь такое не встретишь в
учебниках и книгах:
Я женщин не бил до 17 лет...
Поколение за поколением проповедует бережное, возвышенное, благородное отношение
к подруге, жене, матери - к прекраснейшей половине человечества. А тут
пожалуйста:
И слева, и справа
Я ей основательно врезал...
Так с наглым цинизмом отбрасывается наша нравственность, попираются самые
высокие моральные принципы.
Любовь? О, это так просто. С кем и когда угодно, без всяких сантиментов.
Позвоните только по телефону. Можно еще проще: "Верка и водка". Есть и
другой вариант: "Нинка". Ничего, что она наводчица, грязная и т.д.
Главное, все очень просто. По-первобытному, без цивилизации.
Мы уже не говорим о другой категории "песен", где что ни строчка, то
"тюряга", "халява", "шалава", "стерва".
И, право же, надо иметь узкий лоб и быть поразительно неразборчивым, чтобы
пускать уголовный жаргон в обиход!
НО ЕСТЬ у "бардов" и творения "интеллектуальные", так
сказать, с идейной направленностью. Но с какой? Они из кожи лезут, чтобы утащить
своих почитателей в сторону от идеологической борьбы социального прогресса и
империалистической реакции. Они вроде бы не замечают, как обострилась классовая
борьба на международной арене, как наши враги пытаются изнутри подорвать
социалистический строй, отравить сознание отдельных неустойчивых людей.
"Пусть другие спорят, отстаивая правоту советских взглядов" - вот суть
таких призывов. Они поучают:
А на нейтральной полосе цветы -
Необычайной красоты.
"Антисемиты", "Миражи", "Нечисть", "На
кладбище" - целый набор творений, заражающих молодых вирусами недоверия,
скепсиса, равнодушия ко всему, что дорого и близко советским людям.
Так Высоцкий, Кукин, Клячкин, Ножкин вольно или невольно становятся
идеологическими диверсантами, пытающимися калечить души наших подростков, юношей
и девушек. Давид Строке, один из апологетов буржуазии, в книге "Молодежь
нуждается в руководстве" пишет: "Мы должны стремиться к тому, чтобы
любыми способами отвратить молодежь от политики. Пусть молодые балбесы делают
то, что хотят: танцуют рок-н-ролл, занимаются спортом, любовью, посещают ночные
клубы, пьют, наконец, дерутся... Но мы обязаны уберечь их от увлечения
политикой, которая в конечном счете окажется марксистской
политикой".
Обратите внимание, какими хочет видеть молодых людей Строке. Балбесами. С
ограниченным умственным кругозором. На этот же идеал ориентируют и творения
"бардов". Ведь их "букет" развлечений того же сорта: пьянка,
драки, "свободная любовь", отход от основных принципов нашего
мировоззрения. Одним словом, "барды" взахлеб "поют" с чужого
голоса. Знают ли об этом их молодые почитатели? Во всяком случае, обязаны
знать.
ПОДЕЛКИ Высоцкого и его эпигонов попали в молодежную среду окольными путями.
Сопутствовало благодушному восприятию подобных творений в известной мере
доверительное отношение к песне. Но главное не в этом. Дорогу пошлости выстелили
беспечность и благодушие ряда работников культурного фронта, торговли, а также
равнодушие молодежных организаций к этой заразе, которое имело место до
последнего времени.
Не обошлось, конечно, без спекулянтов и хапуг. В Тюмени долгое время сбывал
низкопробные творения рабочий судостроительного завода Ю. Белкин. Он был связан
с дельцами от музыки в Ленинграде и Москве. От них получал хлам и распространял
его по нашему городу, делая "бизнес": "Берите бублики, платите
рублики..." Над тем, что тащит к людям заразу, Белкин не
задумывался.
О его грязных проделках "Тюменская правда" писала еще в 1962 году. В
корреспонденции "Яд в кассетах" (номер за 25 декабря) авторы говорили,
что Белкин среди стиляг снискал репутацию короля рок-н-ролла, что вместе с
Боровиковым он подсовывал неразборчивым молодым людям пленки с записью так
называемой джазовой музыки. С тех пор прошло почти шесть лет, но в поведении Ю
.Белкина ничего не изменилось. Он стал вести себя более нагло, сбывать ядовитого
"товара" еще больше. Получилось, как в знаменитой басне: "А
Васька слушает да ест..."
Конечно, активисты и на этот раз воздали должное грязным делишкам спекулянта. Но
не пора ли его поставить лицом к лицу с законом и привлечь к уголовной
ответственности за неблаговидные дела?
НА СОБРАНИИ комсомольского актива антисоветская пошлятина Высоцкого и других
была сурово осуждена. Выступили ветеран комсомола, заместитель директора
судостроительного завода коммунист Лукьянец, студентка педагогического института
Симонова, преподаватель музыкального училища Михалев и другие. Собрание
направило в ЦК ВЛКСМ письмо, в котором требовало развенчать до конца среди
молодежи идеологически вредные "творения" Высоцкого, Клячкина, Кукина
и им подобных.
Но нашлись и защитники интеллектуального мещанства. Такую позицию заняла, в
частности, сотрудница газеты Тюменский комсомолец" С. Мандрашова.
Когда состоялся очередной пленум городского комитета ВЛКСМ, комсомольцы отказали
Мандрашовой в доверии и вывели ее из состава бюро и горкома ВЛКСМ.
Странно прозвучала и опубликованная после собрания актива в газете
"Тюменский комсомолец" обтекаемая, неконкретная корреспонденция,
посвященная этому важному событию в жизни молодежи города.
ОСУЖДАЯ "бардов", стоит задуматься над тем, почему появляются высоцкие
и белкины, почему среди молодежи еще находятся люди, принимающие всерьез
мещанско-пошлую дребедень.
И тут надо признать, что в Тюмени плохо поставлена пропаганда музыки,
эстетических знаний в целом. Это большой пробел в работе городского комитета
ВЛКСМ, городского отдела культуры, музыкального училища, областной филармонии,
школ. Слабо используются в этих целях и возможности телевидения.
В областном центре очень редко устраивают музыкально-образовательные концерты
для подростков. Концертная бригада артистов филармонии еще не
"нащупала" тропки к сердцам юношества. Выступления оркестра народных
инструментов под руководством Л. Беззубова, симфонического оркестра носят
эпизодический характер. Пригласительные билеты на вечера в драмтеатре или
филармонии подростки, как правило, не получают. А в клубах офицеров и
аккумуляторного завода молодежные мероприятия носят лишь развлекательный
характер.
Плохо пропагандируются лучшие лирические песни самодеятельных авторов и
известных мастеров. Кому, например, кроме любителей, известны задушевные
туристские песни, те, что хорошо петь не только у костра и в походе?
Хорошо зарекомендовал, например, себя эстетический клуб "Радуга" на
прядильно-сетевязальной фабрике, в институте Гипротюменьнефтегаз, на
железнодорожном узле. Но их раз, два - и обчелся.
Давно назрела пора возобновить работу музыкального лектория при облфилармонии,
создать в городе эстетический клуб для юношества. Поставить в нем дело так,
чтобы он был не менее популярен, чем клубы имени Дзержинского и юных
летчиков.
Пора решить вопрос и о том, чтобы для целевых молодежных мероприятий залы города
предоставлялись бесплатно.
Многое могут сделать для эстетического воспитания молодежи местные поэты,
писатели, актеры, художники, журналисты, музыканты. Леонид Беззубов - пока
единственный, кто проявил инициативу, создав ансамбль молодых гитаристов. И
парни пошли к нему учиться настоящей музыке.
Где же инициатива других творческих организаций? Мы никак не можем уговорить
отделение Союза писателей выделить руководителя для занятий с молодыми поэтами и
литераторами. А ведь в свое время в Тюмени существовало неплохое молодежное
литературное объединение.
Творческие работники города довольно редко встречаются с молодежью, порой
безответственно относятся к своим выступлениям в молодежной аудитории (писатель
В. Николаев и другие).
Учить восприятию искусства - это значит бороться за человека, добиваясь победы в
идеологической борьбе. Ибо эстетическое воспитание - неотъемлемая часть
политического.
Е. Безруков, второй секретарь Тюменского горкома ВЛКСМ.
Источник: http://vysotsky.ws
|