ДАВАЙТЕ ОБЪЯСНИМСЯ
Как и всякий артист, Александр Градский может не нравиться и своим репертуаром,
и манерой исполнения, и вокальными данными. Речь может идти вовсе не о тонком
вкусе слушателя, а о его пристрастиях, тяготении.
24 апреля в нашей газете опубликовано письмо В.Апаликова, в котором было
высказано недовольство и манерой Александра Градского, и его репертуаром. Как
показала почта редакции, эта точка зрения имеет и ярых сторонников, и активных
противников. "Мне посчастливилось попасть на концерт Градского. Программа,
которую представил певец на суд зрителей, отличалась содержательностью,
интересным вокальным и инструментальным решением. Выступление певца захватило
зал почти мгновенно - контакт был установлен". "Мечтала попасть на
концерт Градского, до глубины души волновали его "Русские песни". А
сейчас думаю, может быть, он не сердцем пел, а холодным, расчетливым умом? Мол,
посмотрите, как я умею душевно петь, разве другой певец так сможет?"
"Достать билеты на его концерт было трудно. Нам "повезло" -
никогда еще не доводилось видеть столь откровенной халтуры". "Почему
тов. Апаликов позволяет себе столь безапелляционно судить о репертуаре артиста?
Не лучше ли попытаться понять артиста, а не примерять его творчество к своим
собственным понятиям об искусстве". И т.д.
Как видите, даже в этих выдержках из писем такие полярные и, что заметно,
возбужденные суждения. И объясняется это не просто импульсивностью авторов, но и
явным интересом к творчеству Градского. Во всяком случае, даже самые
"противостоящие" письма роднит одно - "билет на концерт достать
было трудно".
Но есть и неясные вопросы. Конечно, лучший контакт со зрителем - выступление с
эстрады. Но тут, думается, возникла и необходимость прямого разговора с
лауреатом Международного конкурса Александром Градским. Мы показали ему
редакционную почту.
- Начнем с самого простого и естественного вопроса, который задала читательница А.
Проваторова: "Расскажите, как Градский стал музыкантом!"
- И ответ довольно прост. Сейчас мне 29 лет. Когда-то родители отдали меня в
музыкальную школу, учился играть на скрипке. Потом окончил Институт имени
Гнесиных, получил аттестацию оперного певца и исполнителя камерной музыки. Потом
учился в консерватории по классу композиции. Считаю, что мне очень везло - у
меня были прекрасные учителя. Самые светлые дни пребывания в консерватории у
меня связаны с удивительным человеком Тихоном Николаевичем Хренниковым. Он
необычайно тонко чувствует способности человека, его настроение, умеет мягко, но
настойчиво и доказательно убеждать. У меня осталось ощущение радости общения не
с маститым мэтром, а со старшим товарищем, который больше знает и может а,
главное, хочет помочь. Этот человек необычайно широкого диапазона, у него такие
разные ученики.
А какие учителя были в гнесинском! Любовь Владимировна Котельникова, Нина
Александровна Вербова, Наталья Дмитриевна Шпиллер. С Ниной Александровной
связана вся моя судьба певца. Это человек высочайшей культуры и бесконечной
доброты. Учителя сделали меня певцом и, помимо всего прочего, научили
трудиться.
- Тем не менее в письме Д. Винникова говорится: "Видимо, ему все легко
дается. Вышел, спел, поехал дальше".
- Не могу сказать, что даже втайне я хотел бы, чтобы мне все "легко
давалось". Если принять этот расплывчатый термин, результаты дает только
изнурительный труд. Другое дело, что это "изнурение" приносит мне
радость. И если слушатель не видит "работы", то это хорошо. Я считаю,
что для музыканта, помимо школы, самое главное - самодисциплина и
самообразование. Это относится к любой профессии. Я изучаю много книг, пособий
по инструментовке, анализу форм, джазу.
Очень много я слушаю музыку - старинную, современную. Я считаю себя музыкантом,
воспитанным в классическом стиле, - Бах, Бетховен, Шостакович, Прокофьев. Вне
всякого сомнения, Моцарт. Ближе всех мне Шопен, хотя я не пианист и плохо владею
этим инструментом.
Естественно, необходимо и общее развитие - литература, живопись, языки да просто
сама окружающая жизнь, ее мудрость и глубина.
Шостакович, Прокофьев, Рахманинов - это были люди высокой культуры и огромной
нравственной силы.
- Вы считаете себя воспитанником классической школы и вместе с тем вы создатель
"рок-группы". В какой это взаимосвязи? Скажем, читательница И.
Разумовская высоко ценит ваше творчество. Но у нее возникает этот естественный
вопрос.
- Еще когда я учился в институте, некоторых моих знакомых удивляло, что днем я
пою итальянские арии, а вечером занимаюсь рок-музыкой. Я и сейчас не вижу в этом
раздвоения. Уже тогда в роке я стал употреблять приемы пения итальянского
бельканто и выразительность слова, характерную для русской певческой школы. Мне
это казалось не раздвоением, а взаимообогащением. Но наступил момент, когда надо
было выбирать. После института меня пригласили несколько оперных театров. Но в
1973 году я начал работу над фильмом "Романс о влюбленных". Вот это
была работа! После фильма я понял, что для выражения того, что чувствую, мне не
хватит исполнения уже написанной до меня музыки, фильм сделал меня
профессионалом. У меня при работе над ним было столько трудностей, что,
преодолев их, невозможно было не стать профессионалом. Может быть, я ошибаюсь.
Но тогда я в это поверил и поступил в консерваторию не факультет
композиции.
То, что я делаю сейчас, - рок. Мне думается, общее развитие музыки - и
симфонической, и джаза, и рока - идет к известному слиянию, взаимопроникновению.
Гершвин писал симфонические произведения, а у Родиона Щедрина появляются
элементы джазовой музыки и даже джазовой импровизации.
Уверен, что русская поэзия может внести нечто новое в современную музыку.
Американский и английский рок при всей своей выразительности носит скорее
философски-созерцательный характер. (Речь идет не о коммерческой музыке.
Наверное, она тоже нужна как предмет развлечения, но надо четко разделять, что
есть истинная ценность, а что - ширпотреб). Понимаете, автор произведения не
может быть наблюдателем событий, он должен быть участником событий, переживающим
начало. Русская поэзия способна обогатить музыку человеческим содержанием. Я
пытаюсь развиваться в этом направлении. Есть, конечно, робость перед высокими
стихами, на них сложно писать музыку, потому что в них уже есть своя музыка. Я
пытаюсь прочитать их по-своему. Это может не соответствовать прочтению какого-то
конкретного слушателя. Это естественно. Обидно другое - когда тебя не хотят
понять.
Вот ведь вопрос вопросов: готов ли слушатель идти за исполнителем? Не просто
получить то, что ему привычно. Надо идти на концерт с открытой душой.
Исполнитель долго готовится к концерту. Слушатель тоже должен готовиться. Нельзя
же рассуждать: стань таким, как я хочу, или (что ужасно) я откажусь тебя
воспринимать. Исчезает соитие, я теряю человека.
- В нашей почте есть и другие претензии. Р. Соловьеву, например, смущают
"внешние эффекты" исполнения. Недовольство вызывает и громкая манера
пения. И коль скоро такое мнение есть и, видимо, его придерживается не один
автор этого письма, то обойти его вниманием, думается, нецелесообразно.
- Почему громко? Этого требует новая музыка, новый стиль. Думаю, что со временем
привыкнут и к громкости стиля рок. К тому же концерты проходят в огромных залах,
где без большой мощности звучания зрители в дальних рядах могут ничего не
услышать.
Кстати, громкость исполнения - это только акценты в кульминационных местах.
Иногда нужен и шепот. Если "Испания" на стихи Николая Асеева звучит
напряженно и громко, то "В полях под снегом и дождем" Роберта Бернса
ни в коем случае не допускает включения высоких голосовых мощностей. Все зависит
от задачи, которая ставится в том или ином произведении.
- В заключение вопрос: над чем работаете сейчас!
- Отредактирована и закончена опера "Стадион", записан цикл
"Русские песни" с целью выпустить его на большой пластинке, сочинено
несколько новых композиций, песен, написана музыка к двум художественным фильмам
и двум мультфильмам, где я являюсь и автором текстов, и исполнителем. За
последние два года я был на гастролях приблизительно в сорока городах страны.
Пишу балет "Маугли" по сказке Киплинга (либретто Наталии
Кончаловской). Заканчиваю музыкальный фильм для телевидения, где сам буду
сниматься и петь.
В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть - исполнителю, автору необходимо
соучастие слушателя, желание и умение понять.
|