Под тремя разными углами зрения можно попытаться взглянуть на сущность этой
рок-группы.
Во-первых, само название — "Кино" — отсылает нас к
кинематографу, внешняя связь с которым для творчества группы не слишком
очевидна. Может быть, речь идет о "съемках с натуры", о зарисовках
своих впечатлений с кинематографической точностью, равно как и операторской
изобретательностью? Вообще идея 3-4-минутного киносюжета, сценария, воплощенного
не в визуальной картинке, а в тексте и музыке (и именно в таком порядке —
сначала в тексте, затем уже в музыке) — довольно популярна в среде
ленинградских рок-музыкантов. Например, именно об ассоциации с такими
кинороликами говорил лидер "Зоопарка" Михаил Науменко, характеризуя
содержание своих работ, еще несколько лет назад. Наконец, не следует забывать,
что в само понятие "кино", помимо оттенка повседневности, привычной
для нас формы традиционного времяпрепровождения, вкладываются еще и понимание
кино, как какого-то очень модного и, в некоторой степени, магического
действа.
В общем, возможных граней в названии оказывается достаточно много, и с каким из
них соотнести конкретное ленинградское "Кино", каждый слушатель сможет
решить сам. После того, как прослушает, разумеется.
Взгляд второй — через ленинградский рок-клуб. "Кино" является
одним из ведущих коллективов этого любопытного объединения ленинградских
самодеятельных рок-музыкантов. Быть здесь означает иметь широкую популярность в
относительно узких кругах. Ибо, как ни бьется рок-клуб, а вывести свои группы за
пределы вполне конкретного контингента слушателей, постоянно посещающих все
концерты на улице Рубинштейна (помещение рок-клуба), пока не удается. Основным
нерешенным вопросом здесь является качество аппаратуры. А "Кино"
остается прежде всего группой концертного плана, которая в хорошей аппаратуре
нуждается.
Главным действующим лицом на сцене является Виктор Цой, т.е. мы имеем дело с
группой в принципе аккомпанирующей конкретному лидеру (достаточно типичная
ситуация в нашей рок-музыке). Цой сам поет, играет на гитаре, пишет всю музыку и
все тексты. Выступление "Кино" — это еще и актерское мастерство
Цоя, когда музыка и сценический образ сливаются в одно целое и служат друг другу
существенной поддержкой. Это единое целое выглядит настолько убедительно, что
прощаешь имеющую иногда место музыкальную примитивность.
И вот тут наступает время для третьего взгляда на "экран" нашего
"Кино". Как раз по поводу отмеченной выше примитивности. Само слово
имеет как бы оттенок негативный: "примитивно" в нашем обыденном
понимании все чаще значит "плохо", "слишком просто".
Конечно, у "Кино" нет инструментальной виртуозности "Радара"
или "Квадро". Но возникает вопрос: а нужна ли она в данном случае? Тем
более что рядом с Цоем стоит бас-гитарист, чьи технические возможности ни у кого
в ленинградском рок-мире сомнения не вызывают. Александр Титов, ранее игравший с
группой "Август", а ныне параллельно выступающий с
"Аквариумом". Значит, могут. Но не хотят?
Давайте вернемся к понятию "примитивности". Но уже в несколько ином
его значении. Ну, например, в том, которое употребляется по отношению к
художникам-примитивистам, наиболее хорошо знакомым представителем которых
является Николо Пиросмани. Начните учить такого мастера-самоучку классическим
правилам живописи, и он тут же потеряет непосредственность восприятия и
изложения, удивляющую нас в неожиданно выразительных работах.
Так вот, у "Кино" наиболее сильная сторона — та самая
непосредственность или простота восприятия и изложения, не лишенная доли
романтизма. Сам Цой прежде всего романтик и, может, даже идеалист, ибо мотивы
лирические явно доминируют над любыми другими в его творчестве. Это настроение
музыкантам "Кино" удается донести до своих слушателей, а вопрос о том,
какими музыкальными средствами и на каком уровне профессионализма это делается,
при знакомстве с конечным результатом сам собой отступает на второй
план.
Все сказанное относится к восприятию "Кино", помимо же этого есть еще
и сторона чисто информационная, т.е. фактология группы. Она заключается в
следующем:
* Группа "Кино" возникла в марте 1984 года. Раньше она существовала в
несколько ином составе, но тоже с участием Виктора Цоя.
* Сейчас в составе "Кино", кроме Цоя и Титова, еще два музыканта:
соло-гитарист Юрий Каспарян и ударник Юрий Гурьянов.
* В 1984-85 гг. "Кино" принимало участие в организованных рок-клубом
смотрах-концертах, и оба раза становилось лауреатом.
* Группой подготовлены два цикла студийных работ и сейчас завершается третий. В
записи принимали участие музыканты некоторых других коллективов города, в том
числе Борис Гребенщиков (группа "Аквариум").
|