"Уважаемая редакция! Обычно в публикациях об ансамбле МАШИНА ВРЕМЕНИ
больше внимания уделяется руководителю группы А. Макаревичу. Но в коллективе
есть и другие интересные музыканты. Например, клавишник А. Зайцев, который,
насколько мне известно, является единственным участником коллектива со
специальным музыкальным образованием. Было бы интересно более подробно узнать о
нем."
А. Лабкович, шофер, г. Минск.
- Александр, прежде чем начать конкретный разговор, пожалуйста, представьтесь
нашим читателям, расскажите о вехах вашей творческой деятельности.
- Что ж, пожалуйста! Музыкой я начал заниматься благодаря маме и отцу с 6 лет. В
10 уже пел в капелле мальчиков. Как видите из концерта МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, эта
практика не прошла даром: в ансамбле мне поручили некоторые вокальные партии
поддержки. Далее был Московский институт культуры, который я окончил по
дирижерско-хоровому отделению. В 1979 судьба забросила меня в ансамбль
КОРОБЕЙНИКИ. Но вот уже четыре года я играю в ансамбле МАШИНА ВРЕМЕНИ, исполняю
клавишные партии, немного пою.
- Согласитесь, Александр, интересная метаморфоза: сначала традиционные,
более, чем посредственные ВИА, а потом работа в одной из самых влиятельных и
популярных групп. Есть ли, на Ваш взгляд, принципиальная разница в творческом
процессе этих коллективов с той особенностью, что они являются будто бы
представителями с одной стороны жанра эстрадного ВИА, а с другого -
рок-музыки?
- Сразу скажу коротко: жанры в корне отличаются. Сейчас уже расформированный
ансамбль КОРОБЕЙНИКИ специализировался на обработках русских народных песен.
Разумеется, спеть лучше, чем это делает народ, вокально-инструментальному
ансамблю, который не стремится к глубине сущности, не под силу. И поэтому в
КОРОБЕЙНИКАХ было больше промахов, чем творческих находок. Жизнь ансамбля плыла
по инерции. Часто было так, что на концерт КОРОБЕЙНИКОВ приходило всего 10-20
человек.
Совсем другое дело с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ. И дело не в том, что ансамбль давно
находится в центре внимания публики. Дело в самой публике. Ансамбль собирает
большую аудиторию (да и не одну молодежную), у которой есть желание не только
познакомиться с состоянием дел в рок-музыке, но и в большой степени вынести с
концерта тот эмоциональный заряд, какой мы создаем в меру своих возможностей.
Поскольку мы не имеем права обманывать ожидания, то вынуждены работать с большой
отдачей. Тут и большое количество репетиций, постоянная работа над репертуаром и
аранжировками композиций. Разумеется, нам в этом деле надеяться не на кого,
кроме самих себя.
- Да, согласно с традицией в рок-музыке, песни ансамбля МАШИНА ВРЕМЕНИ
создаются участниками коллектива. Нашим читателям, наверняка, будет интересно
познакомиться с некоторыми аспектами "технологии" творчества ансамбля,
выбравшего новое направление современной музыки - бард-рок.
- Особенных секретов тут нет. Как известно, основным нашим авторам стихов и
мелодий является Андрей Макаревич. Он и приносит песни, которые сначала
исполняет нам на гитаре. После этого мы все на равных правах, в процессе
творчества создаем то, что называется концертным номером. Но тут необходимо
отметить одну особенность. Многие творения Андрея живут особой жизнью бардовской
песни. Их можно исполнять также и с помощью рок-инструментария. Но тут очень
важно не утратить чувство меры, чтобы песня не потеряла свое эмоциональное
начало. Для этого мы пользуемся целым спектром музыкальных стилей: от кантри до
тяжелого рока. С помощью такого сборного музыкального образа и создается
творческий почерк ансамбля. Разумеется, музыкальный мир все время меняется:
что-то забывается (иногда ненадолго), что-то возрождается на новом
исполнительском и техническом этапе. Так появляется новое в рок-музыке, на что
мы должны реагировать разумно и преломлять в своем понимании. Этот принцип мы
считаем основным для того, чтобы музыкальное творчество МАШИНЫ ВРЕМЕНИ не
атрофировалось с течением лет.
- Такие творческие принципы не могут не отражаться и на внутреннем
"психологическом климате" ансамбля?
- Если вести разговор о "психологическом климате" ансамбля, то я бы
его определил словом "чудесный". Полное взаимопонимание. Каждый
участник коллектива может максимально проявить свой творческий потенциал.
Главное, что нас наиболее радует - мы тут не одиноки. Во многих наших ансамблях
существует настоящая творческая атмосфера, дух здоровой творческой конкуренции,
который гарантирует гармоничное развитие всех направлений нашей современной
музыки.
- Спасибо, Александр! Успехов в работе!
Перевод с белорусского Татьяны Фоменко.
|