Слово "стабильность" - дальний родственник латинского
"stabilis", то есть постоянный, достигший определенного уровня, лучше
всего характеризует тернистый путь рок-группы МАШИНА ВРЕМЕНИ за последние
семнадцать лет. Да, МАШИНЕ уже семнадцать. За плечами этого коллектива гастроли
более чем в 150 городах Советского Союза, несколько побед на республиканских
фестивалях рок-музыки. Бессменным руководителем рок-группы Андреем Макаревичем и
другими музыкантами МАШИНЫ написана музыка к нескольким художественным и
мультипликационным фильмам. Звучит музыка МАШИНЫ ВРЕМЕНИ и в спектаклях
некоторых московских театров. Мы предлагаем нашим читателям беседу
корреспондента "Смены" Евгения Федорова с руководителем группы МАШИНА
ВРЕМЕНИ.
- Андрей, в чем разница в написании музыки к театральным спектаклям и для
концертов?
- Разница очень большая. Суть в том, что в театре и кино заранее определена
изначальная задача. Режиссеру нужна совершенно определенная музыка. Так, к
спектаклю "Стеклянный зверинец" нам пришлось записать музыку в
"звучании" 40-х годов. Мы использовали только "живые"
инструменты... А недавно мы записали музыку к кинофильму "Прорыв". Там
задача была совершенно иная, и музыка соответственно отличается - синтезаторы,
электроника...
- На сцене, несмотря на очень эмоциональную музыку, вы держитесь весьма
статично...
- На то есть объективные причины. У нас на сцене четыре музыканта, трое из них
поют. Поэтому мы ограничены в передвижениях чисто технически. Сейчас в новой
программе мы работаем над театрализацией концерта.
- Значит ли это, что неподвижность музыканта рок-группы на сцене -
минус?
- Безусловно. В одной из наших программ мы уже работали с коллективом пантомимы.
Сейчас мы тоже пригласили танцевальную группу...
- Нет ли опасности в том, что на сцене появятся новые люди, которые будут
отвлекать внимание на себя?
- На мой взгляд, в этом нет ничего плохого. Мы работаем, как правило, на больших
площадках, во дворцах спорта, и концертный вариант только выиграет от
театрализации... Я очень люблю концерты за прямой контакт со зрителями, за их
бескомпромиссность и откровенность. И впечатление от концерта у зрителей всегда
гораздо сильнее. Слушатели, получив энергию от непосредственного контакта с
исполнителем, возвращают ее путем бурной реакции. Часто видишь, как реагируют
зрители на рок-концертах. И это вовсе не потому, что все вдруг сошли с ума.
Просто эмоциональное воздействие, заложенное в музыке, возвращается через
зрителей на том же уровне.
- Но разве всегда нужно давать рок-музыку под столь сильным
"напряжением"?
- А разве в искусстве вообще художники стараются радовать, но не очень,
печалить, но не сильно?..
- А как вы относитесь к такому жанру популярной музыки, как рок-опера? В свое
время они были весьма модны, и многие ансамбли попробовали свои силы в этом
направлении.
- Сдержанно. Этот жанр мне не то чтобы не нравился, но никогда не привлекал. Для
выражения своих мыслей мне хватает малых музыкальных форм. Конечно, все песни в
концерте составляют единое целое, но каждая из них несет свою собственную идею.
Есть проверенные законы восприятия: необходимо постоянно поддерживать внимание
зрителей на восходящем уровне, должна быть завязка , развитие, кульминация и так
далее. Существуют свои "блоки" из песен. Иногда мы отходим от правила
- все зависит от того, впервые ли мы в городе, знают ли нас, на какой площадке
мы будем играть...
- А кто обычно приходит на ваши концерты?
- Я условно делю всю публику на три категории. Первая - это люди, не имеющие
никакого отношения к нашей музыке да и к популярной музыке вообще. Они пришли
потому, что это модно, престижно... Их частенько бывает больше половины зала.
Вторая - это наши старые почитатели. И третья - совсем молодые ребята, которые
выросли на песнях ДИНАМИКА и КАРНАВАЛА и открыли нас для себя недавно. И только
после концерта они начинают "раскапывать" наши старые
записи...
- Я знаю, что вы недавно снялись в главной роли в фильме А. Стефановича
"Начни сначала...". Как вы сами оцениваете эту свою работу в
кино?
- Первый фильм, в котором звучала музыка МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, - это "Душа".
Я его расцениваю как обыкновенный музыкальный фильм. А "Начни сначала"
- это скорее фильм с песнями. В нем рассказывается о судьбе молодого певца и
композитора, роль которого я и исполняю.
- Феллини как-то сказал, что кино - это свет. Можно ли столь лаконично
охарактеризовать песню?
- Прежде всего любое творчество - это большая работа. Каждому нужно, чтобы было
что сказать. В своих песнях я никогда никого не учу жить. Просто у меня своя
шкала нравственных оценок, которые я переношу в песни, формирую в них свое
мнение, но никогда его не навязываю...
- В ваших песнях есть элемент недосказанности, нет конкретных выводов, а
часто они похожи своей созерцательностью на сочинения французских
экзистенциалистов...
- Мне это никогда не приходило в голову. Практически все, что у нас издавалось,
я читал, но очень давно. Не думаю, чтобы они мне были интересны сейчас... Я не
разделяю их взглядов на мир. А то, что я не даю голую мораль, - это естественно.
Даже басни всегда подаются в аллегорической форме. Было бы ужасно скучно
общаться с человеком, который говорит одними истинами: это хорошо, а то плохо...
В моих песнях, я надеюсь, всегда ясно выражено мое отношение, позиция, а
остальное пусть додумывает каждый сам за себя. Нельзя оглуплять
слушателя.
- Часто говорят, что наша рок-музыка отстала от западной лет на
двадцать...
- Нет, конечно, это не так. Но я могу сказать, что если бы их музыкантов
перенести в условия, в которых работают наши ВИА, - они бы отстали от нас лет на
50. Нет хорошо оснащенных студий, фирма "Мелодия" упорно не замечает
молодые коллективы, примерно такое же "внимание" уделяет ВИА и
телевидение. Никто не подвергался такой критике, как ВИА. Видимо, это происходит
от зависти к их популярности. Есть плохие певцы, есть плохие танцевальные
группы, но о них не пишут, никого это так не раздражает, как неудачные работы
рок-групп... Но упрямые рок-музыканты продолжают работать тихо и
несчастно...
- Андрей, почему вы не исполняете традиционных для эстрады песен о
любви?
- Я не считаю, что мои интимные чувства стоит выносить на суд большой аудитории.
Не думаю, что это будет интересно и честно. Многие очень громко поют не о своих
чувствах...
- За все годы выступлений МАШИНА ВРЕМЕНИ сменила несколько составов.
Почему?
- В МАШИНЕ ВРЕМЕНИ за все время существования ансамбля играли двадцать семь
музыкантов. Конечно, людей, выступавших с нами в первых составах, трудно назвать
музыкантами. Скорее это были люди, близкие по духу... МАШИНА ВРЕМЕНИ - это
творческая лаборатория, где артисты пробовали свои силы, учились, что-то
приносили с собой. Затем уходили и шли своим собственным путем.
- Сегодня некоторые считают вашу музыку несколько консервативной. Вы
практически не изменили стиль, никогда не писали музыку в модном на данный
момент направлении...
- Я не считаю, что мы консервативны по музыке. Просто автором текстов и
большинства музыкальных идей являюсь я. Что, конечно, накладывает определенный
отпечаток... Я никогда не гнался за стилем. Чем моднее то или иное направление в
популярной музыке, тем быстрее оно заходит в тупик, умирает... Мне нравится
подход к таким проблемам ансамбля БИТЛЗ. Они никогда не ограничивались одним
стилем и никогда не пугались нового звучания...
|