В течение многих лет одним из наиболее популярных в молодежной среде остается
вокально-инструментальный ансамбль МАШИНА ВРЕМЕНИ. Наш корреспондент Б. Духин
встретился с руководителем ансамбля А. Макаревичем. Их беседа началась с вопроса
о слухах, распускаемых "радиоголосами", по поводу гонений, которым
якобы подвергается этот ансамбль.
КОРР. Не так давно прошел слух о том, что ансамбль МАШИНА ВРЕМЕНИ
разогнан...
МАКАРЕВИЧ. Подобного рода "сообщения" не единичны. Полтора года назад
в английской газете "Таймс" появилась заметка, где было сказано
буквально следующее: "Группе МАШИНА ВРЕМЕНИ официально запрещено выступать
по радио и телевидению после того, как они исполнили песню собственного
сочинения "Мы - за солидарность". Это название можно истолковать как
"Мы - члены "солидарности". Прочитав эту заметку, я через
Агентство печати "Новости" направил письмо ее автору, корреспонденту
"Таймс", в котором высказал свое возмущение по поводу этой
"информации". Содержание песни не имеет ничего общего с тем, что в ней
"увидел" западный журналист. Инсинуации в адрес нашего ансамбля
вызваны, на мой взгляд, стремлением буржуазной пропаганды буквально из ничего
изготовить очередную антисоветскую "утку".
КОРР. В числе лучших песен вашего ансамбля называют такие, как
"Поворот", "Скворец", "Первая свеча". Почему вы
исполняете песни только собственного сочинения?
МАКАРЕВИЧ. Дело в том, что мы никогда не были ансамблем-исполнителем. Было бы
странным, скажем, ждать от Окуджавы исполнения песен Френкеля. Правда, вкусы
слушателей не всегда совпадают с нашими: далеко не все песни, которые нам
кажутся удачными, находят у аудитории отклик.
КОРР. Рок-музыка - музыка громкая, часто переходящая грань, за которой
нормальное, полноценное осмысление уже невозможно. За это ее часто и справедливо
критикуют. Не является ли чрезмерная громкость тем первичным элементом, без
которого рок-музыка вообще не может существовать?
МАКАРЕВИЧ. Динамический запас необходим любой музыке. Что же касается
рок-музыки, то она эмоциональна, исполняется на высоком уровне экспрессии. Это в
ее природе. Однако чрезмерная громкость звучания некоторых ансамблей объясняется
часто просто плохим вкусом музыкантов. Я знаю случаи, когда за грохотом пытаются
скрыть недостатки самой музыки. С другой стороны, грохот порой создает и
некачественная аппаратура. Хорошую аппаратуру купить практически негде. А
импортной, очень дорогой и приобретаемой на валюту аппаратурой Министерство
культуры СССР обеспечить всех желающих не в состоянии. Мы очень благодарны
министерству: оно предоставило в наше распоряжение первоклассную современную
аппаратуру. Однако многие ансамбли этим похвастаться не могут. Многое зависит и
от уровня подготовки звукорежиссера, обслуживающего ансамбль. В прошлом году при
ГИТИСе впервые были открыты курсы, готовящие специалистов данной профессии.
Теперь можно надеяться, что положение изменится в лучшую сторону.
КОРР. Западная рок-музыка - явление пестрое, неоднозначное. В ней островки
настоящего искусства сосуществуют с океаном продукции так называемой музыкальной
индустрии...
МАКАРЕВИЧ. Согласен с вами. В зарубежной рок-музыке множество направлений. Это и
абсолютно бездумная коммерческая музыка, которая конвейерным способом
производится специально "для пятнадцатилетних", вернее, для ног. Она
не несет в себе никакой информации, кроме двигательной. Не знаю, возможно, такая
музыка и нужна: раз в неделю пойти в дискотеку и там попрыгать. Я не сторонник
такой музыки и тем более ее производства. С другой стороны, есть очень
интересная, на мой взгляд, оригинальная музыка, содержащая в себе серьезные
философские размышления о жизни, об окружающем мире. Как правило, она не имеет
там большой популярности. Надо сказать, что на Западе с помощью рекламы
создается искусственная популярность тем или иным исполнителям или ансамблям. Их
попросту навязывают потребителю. Причем делают это умело. Так, стал популярным
Боб Марли. И тут же все заиграли в стиле регги. Появится какой-нибудь популярный
электронщик - и все начинают "строится" под него. В этом смысле я
очень не люблю "итальянцев", хотя они пользуются у нас огромной
популярностью. Конечно, напевная итальянская музыка близка нам своей
мелодичностью. Но ведь та продукция, которую предлагают потребителю десятки
итальянских ансамблей, удивительно однообразна! Кем-то найден особый,
"итальянский" колорит, и 9/10 всех их ансамблей играют, по сути дела,
одно и тоже. У меня сложилось впечатление, что на фестивале в Сан-Ремо в
условиях конкурса предусмотрено написание песен лишь на 4 "дежурных"
аккорда. А уж если кто-то включил в песню и пятый - это автоматически первое
место.
КОРР. Недавно я ознакомился с письмом американца Дж. Коэна, написавшего о
ярком впечатлении, которое на него произвел советский рок-ансамбль Стаса Намина.
Раньше он, находясь под влиянием американских средств массовой информации,
считал, что рок-музыка в СССР находится чуть ли не под запретом, что настоящих
музыкантов этого направления в нашей стране нет. Упомянутый ансамбль - явление
не единичное. Есть же и другие ансамбли такого уровня...
МАКАРЕВИЧ. И среди них - ДИАЛОГ, АВТОГРАФ, ДИНАМИК, эстонский МАГНЕТИК БЭНД...
Очень интересен, на мой взгляд, ансамбль АКВАРИУМ, со своим оригинальным лицом.
Хотя этот коллектив периодически резко критикуют в печати, я убежден, что часть
его "критиков" не была на концертах ансамбля. Подобная
"вивисекция", как правило, дает прямо противоположный результат.
Раньше мало кто знал ЗООПАРК или ПРИМУС. Стоило в прессе появиться нескольким
разгромным статьям, как многие кинулись доставать пленки с записями этих групп.
Между прочим, за подобную "рекламу" в той же Америке ансамбли бы
заплатили большие деньги. По моему глубокому убеждению, если бы всем этим
группам предоставили площадки для выступлений, как это делают в других
социалистических странах, не делали бы из них "запретного плода",
через 2-3 недели люди бы сами, без подсказки, разобрались, что из себя
представляют эти "ансамбли" на самом деле и просто перестали их
слушать.
В то же время хорошо бы помочь молодежи разобраться, "что такое хорошо и
что такое плохо". Устраивать регулярные телепередачи о советской молодежной
музыке, дать возможность сравнить. Ведь сейчас, по моим наблюдениям в ходе
поездок по стране, интерес к отечественной рок-музыке у молодежи резко возрос. И
наша задача - укрепить этот интерес.
|