Уже пять лет в нашем городе существует Ленинградский рок-клуб. Его группы
вызывают живой интерес у молодежной аудитории, на концерты попасть трудно. Да и
самих концертов бывает не так много. Все это порождает какие-то разговоры, слухи
о музыкантах-любителях. Хорошо бы, "Смена" рассказала о сегодняшних
лидерах рок-клуба, тем более что не так давно прошел фестиваль этих групп в ДК
"Невский", а затем и большие концерты лауреатов во Дворце молодежи.
Нам удалось побывать лишь на выступлении нескольких ансамблей. Впечатления
весьма противоречивые, однако есть явный плюс - музыканты стремятся уйти из-под
влияния эстрадных штампов. Интересно, как выступили другие группы, кто стал
лауреатом фестиваля в ДК "Невский", что ждет рок-клуб в новом сезоне,
как оценивают его творчество специалисты?
В. ИГНАТЬЕВ,
А. ПЕТРОВА
и еще десять подписей.
Строго говоря, эти трехдневные концерты в ДК "Невский", о которых
упоминают авторы письма, назывались IV смотром-конкурсом ленинградских
любительских рок-групп, но действительно и в разговорах публики, и в оценках
жюри все время звучала более праздничное, торжественное слово - фестиваль. И
фестиваль должен был подвести итоги не только очередного сезона, но, пожалуй, и
всех пяти лет существования клуба, должен был одни проблемы заострить, другие -
решить или отбросить. Поэтому к нему готовились всерьез и организаторы, и
музыканты.
Так, фойе "Невского" стало выставкой фотографий, оригинальных работ
художников. Программа каждого из пяти концертов - всего выступили шестнадцать
групп - была составлена не сразу, а после множества предварительных
прослушиваний. Удалось даже решить вечную проблему с аппаратурой - Ленинградский
дворец молодежи любезно предоставил музыкантам-любителям высококачественный
комплект "Динакорда".
Беспокойство вызывал и творческий уровень многих групп. Дело в том, что
предыдущие три фестиваля не слишком удавались именно в творческом плане. Удачные
выступления одних чередовались с резкими провалами других, причем подводили даже
явные лидеры. Кроме того, наметился тревожный момент творческого тупика у
некоторых "ветеранов" клуба, таких, как ЗООПАРК, ТАМБУРИН, КИНО, на
два состава распались СТРАННЫЕ ИГРЫ, и в то же время не убеждали эксперименты
молодых ансамблей - они увлекались внешними эффектами больше, чем поиском
действительно нового качества.
Фестиваль открыла группа ГОРОД - "живая реликвия" любительской
рок-сцены. Ведь Владимир Рекшан начинал еще в конце 60-х. Но на этот раз ему не
удалось донести свои интересные тексты до зрителя - мешали назойливые гитарные
"запилы", невыразительный вокал, в целом музыка ГОРОДА воспринималась
архаичной.
МОДЕЛЬ - следующая группа - поразила звучанием. "Живая пластика" и
стилистика нетрадиционна - хард-рок в электронной "упаковке". Всего
этого хватило жюри, чтобы вывести группу в число лауреатов. Однако зрители были
холодны, и на конференции по итогам фестиваля вообще бурно протестовали против
поощрения МОДЕЛИ. И аргументы их, признаться, представлялись весомыми: тексты
были разобщены с музыкой, со сценическим образом.
АЛИСА - группа, о которой говорят и спорят, на фестивале попробовала предстать
как "супергруппа". Это было видно и во внимании организаторов,
публики, и в поведении Константина Кинчева с партнерами на сцене. "По ту
сторону добра" - так не без претензии назвали они программу. Хотя само по
себе стремление молодых музыкантов поговорить об острых проблемах борьбы за мир
привлекало. Ведь рок-музыка сегодня много делает для борьбы за мир, а
ленинградские любительские группы пока "недорабатывают" в этом
направлении, могли бы активнее проявлять свою гражданскую позицию. Казалось,
обращение АЛИСЫ и такой многогранной теме представит группу в ином качестве. Но
в который раз молодые музыканты увлеклись внешней атрибутикой, этаким эпатажем и
явно "пережали" в этом. Случайный просчет? Не думаем. Этот акцент на
"атакующую", агрессивную манеру, увы, стал в последнее время
единственной краской их концертов.
В свое время группа ЗООПАРК также упрямо ограничивала свой образ одной краской -
сумрачной, а порой и вовсе пессимистичной. Здесь же мы стали свидетелями
выступления артистичного, яркого. Михаил Науменко был и прежде привержен
"классическим формам рока" - рок-н-роллам, рокабили, ретро, но
появление в его программе вокальной группы (Александр Донских, Галина Скигина,
Наталья Шишкина) сделало звуковое полотно группы живым, сочным.
Пока лишь на подступах к своему образу - группа ИГРЫ. А вот выступление АУКЦИОНА
стало сенсацией. Одни из немногих на этом конкурсе они решили задачу организации
сценического пространства. Необычно, что лидером группы стал не музыкант, а,
пользуясь терминологией эстрадного жанра, - "шоу-мэн", то есть
артист-эксцентрик Олег Гаркуша. Его персонаж существовал на сцене по законам
фантасмагории, вызывая ассоциации с чисто петербургскими гротесковыми
персонажами классической литературы. Но тут же жил и еще один герой -
самовлюбленный "павлин", красавец, к тому же поющий бельканто, этот
образ точно сыграл Сергей Рогожин. Их песенное представление "Вернись в
Сорренто" стало веселым, ураганным балаганом.
После этого даже КИНО не смотрелось. Хотя потенциально программа песен Виктора
Цоя могла обещать многое - такие песни, как "Марш мира", "Ждем
перемен", запомнились. Но артистизма, вокальной техники довольно известной
группе не хватило.
В следующем концерте публика с вежливым интересом наблюдала за выступлением
новых групп: ПРОВИНЦИЯ и ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, но, конечно, все ждали Бориса
Гребенщикова и АКВАРИУМ. Ждали группу, которая способна блестяще оправдывать
надежды и столь же явно сокрушать их. На этот раз Б. Гребенщиков позволил себе
показать не новую программу, как большинство участников, а спеть свои лучшие
песни, причем как в акустическом, так и в "электрическом"
варианте.
И, наверное, музыканты имели право на такое выступление. В нем увиделась попытка
подвести некоторые итоги спорной, противоречивой, но, несомненно, искренней,
проникнутой пафосом утверждения добра творческой деятельности АКВАРИУМА. И то,
что зал, оказалось, весь песенный материал знал чуть ли не наизусть, было
трогательным и удивительным проявлением благодарности музыкантам. Минут двадцать
не смолкали аплодисменты после последней песни...
Что же было дальше? Каждая следующая группа попыталась предложить свой ракурс
видения рок-музыки. ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ стремился привлечь энергичным и слаженным
исполнением рок-н-роллов; ВЫСТАВКА - попыткой выстроить на сцене мир
фантасмагории; ПРИСУТСТВИЕ - желанием играть "рок", не подверженный
моде, и делать это достаточно профессионально; ДЖУНГЛИ - стремлением создать
музыкальный "океан", где в бурях инструментальной дисгармонии есть
просветы для боли, искренности; ТЕЛЕВИЗОР - остродраматическими решениями музыки
и текстов, стремлением откровенно и честно сказать о тем, что в век машин и
электроники так просто потерять человеческое начало; трио АВИА (входящее в число
"12 надежд -86") - ироничной игрой музыкальной фантазии.
Но мы не случайно оговариваемся: это были стремление, попытки, желание...
Действительно, воплощение образа и идей оказалось зачастую далеко от интересных
замыслов. И тем не менее не стоит впадать в критиканство. Да, подводил ребят
профессиональный уровень, но ведь это был конкурс музыкантов-любителей. Зато в
выступлениях большинства участников не чувствовалось холодного, расчетливого
подхода к творчеству, а значит, оставалось главное ощущение - свежего ветра,
того самого, что сегодня так нужен нашей эстраде.
Таким образом, трехдневный марафон в ДК "Невский" не просто назвал
лауреатов (главный приз жюри присудило АКВАРИУМУ, определив еще шесть лауреатов
- АВИА, АЛИСА, АУКЦИОН, ДЖУНГЛИ, ЗООПАРК, МОДЕЛЬ), не только подвел итоги
очередного сезона и вообще пятилетия существования рок-клуба, а дал всем тем,
кто неравнодушен к проблемам молодежной рок-музыки, новую точку отсчета. Куда
более высокую, но куда более требовательную, чем прежде.
Как же оценивают ситуацию специалисты?
Член Союза композиторов - Станислав Пучков сказал на заключительной конференции
музыкантам-любителям: "Меня привлекает ваша музыка, ваши музыкальные идеи.
И даже неправильности, шероховатости вызывают иногда сдвиг в психологии
восприятия творчества, дают импульс".
Олег Гусев, руководитель группы, созданной в Ленконцерте: "Мне тоже
нравятся в любительских группах рок-клуба свежие идеи, но абсолютно не
устраивает их воплощение. Представьте себе, что вы задумали н нарисовали на
бумаге прекрасную модель самолета, а затем сделали его из папье-маше. Сколько ни
выруливай на взлетную полосу - не взлетит. Исключение - лишь АКВАРИУМ.
Но раз есть интересные музыкальные идеи, есть любопытные эксперименты, почему бы
не вынести их за стены рок-клуба, тем более что профессиональные рок-ансамбли
сейчас главным образом сориентированы на легкие пути к успеху? Так рассуждают
многие члены Ленинградского рок-клуба. А каково мнение заинтересованных
лиц?
Сергей Исаев, заведующий отделом культуры Ленинградского обкома
комсомола:
"Уже давно настало время для серьезного, заинтересованного разговора о
путях развития ленинградской рок-музыки - дискуссии не ради дискуссии, а в целях
оказания конкретной помощи молодым музыкантам. По спорным программам нужно
спорить. Интересные, содержательные, творческие - поощрять, активно поддерживать
художественно безвкусные и гражданственно незрелые произведения аргументировано
отклонять от исполнения на широкой молодежной аудитории. Думается, такая оценка,
заинтересованная дискуссия необходима не только самодеятельным группам, но и
любителям рок-музыки, особенно тем, кто упорно старается представить отдельных
авторов-исполнителей в качестве "мучеников от искусства".
Михаил Иконников, художественный руководитель мастерской
вокально-инструментальных ансамблей Ленконцерта:
"Я был на всех концертах фестиваля и могу сказать, что такой смотр - дело
очень интересное. Увидел здесь способных, одаренных музыкантов - они есть,
например, в АКВАРИУМЕ, МОДЕЛИ, ДЖУНГЛЯХ и других ансамблях. Недаром ведь певец
Виктор Салтыков, замеченный именно в рок-клубе, теперь стал "звездой"
в группе ФОРУМ. Мы готовы уже сегодня привлекать не только отдельных
исполнителей, но и коллективы клуба для участия в программах Ленконцерта и
делаем это. Так, в представлениях "Диско-телетайп" в Театре эстрады в
начале июня принимали участие ансамбли ТАМБУРИН и АВИА, они были тарифицированы.
В свое время лауреатом фестиваля в рок-клубе была группа ПИКНИК. Недавно она
целиком принята в Ленконцерт, готовит программу. Естественно, профессиональная
гастрольная деятельность диктует свои условия, во многом отличные от клубной,
экспериментальной, лабораторной работы. Но наша точна зрения сегодня такова, что
нет непреодолимых барьеров между профессиональной и любительской рок-музыкой. И
мы готовы расширять контакты и с отдельными музыкантами, и с лучшими
группами".
Ту же мысль выразил и лауреат премии Ленинского комсомола композитор Александр
Морозов на конференции по итогам фестиваля, сказав, что такие ансамбли, как
ФОРУМ, выступающий на профессиональной сцене, и лучшие составы рок-клуба в
принципе делают одно дело, утверждая на эстраде новые музыкальные формы. Мысль
ценна тем, что в среде рок-клуба н его поклонников, увы, сегодня есть стремление
отгородиться от всех и вся, утверждая лишь за собой право на "настоящий
рок".
Мнения, мнения... Хорошо, что есть о чем говорить, дискутировать. Еще лучше
сознавать, что проблемы могут быть решены. А основания для такого положительного
"прогноза", думается, сегодня есть, Видимо, уже в новом сезоне
рок-клуб как любительское объединение сможет перейти на рельсы самоокупаемости,
а это значит, что появится возможность для более активной творческой
деятельности, возможность приобретения аппаратуры. Думается, нет непроходимых
препятствий не только для того, чтобы наладить отношения с Ленконцертом, но и с
Ленинградской студией грамзаписи фирмы "Мелодия", с телевидением и
радио. Все это, однако, потребует и от самихмузыкантов-любителей по-новому
взглянуть на свое творчество, на свой реальный уровень, потребует умения не
только генерировать свежие идеи, но н убедительно воплощать их.
|