"В начале июня в ДК "Невский" проводился фестиваль
самодеятельных рок-групп г. Ленинграда. Попасть туда было практически
невозможно, как, впрочем, и на "отборочные" концерты к этому
фестивалю, проходившие в рок-клубе на улице Рубинштейна. В ДК нашего объединения
в устном журнале "Перекресток" выступало несколько коллективов -
"Кофе", "Тамбурин", "Странные игры". Но это не
позволяет составить полкой картины молодежной музыки в нашем городе, которую
сегодня во многом определяют именно так называемые самодеятельные коллективы.
Остается судить лишь по записям, не всегда хорошим, к тому же, порой
"анонимного" исполнителя. Хотелось бы узнать из газеты побольше о
лучших ансамблях июньского фестиваля, об основных направлениях их творчества, о
стоящих перед ними проблемах".
Л. ОСТРОМУХОВ, монтажник радиоаппаратуры и приборов, 64-й цех.
Можно ли играть на рельсе? Можно ли музыканту светящейся автодорожной краской
разукрашивать себе штаны? Можно ли выходить петь на сцену в арабском бурнусе и
высоких черных сапогах? С 1981 года это и многое-многое другое стало возможным в
рамках первого в стране ленинградского рок-клуба. Молодым музыкантам дали право
на эксперимент. Теперь быть оригинальным не возбранялось, и даже - в присутствии
публики. У искателей новых форм появились авторитетные судьи в лице жюри
просмотров и концертов. А также почитатели, причем, не только из числа их друзей
и знакомых. Популярный "Музыкальный ринг", где язвительные молодые
люди в очках и узких галстуках получили возможность на глазах у многомиллионной
телеаудитории допекать каверзными вопросами новаторов, подлил масла в огонь:
интерес поклонников рока к новому явлению возрос.
Интерес этот быстро стал всеобщим. И вот уже во Владивостоке меломаны приглашают
друг друга не на "свежий" ДЮРАН-ДЮРАН, как бывало, а на АКВАРИУМ. А в
Геленджике привокзальная студия звукозаписи торгует рок-н-роллами ЗООПАРКА.
Социологи отмечают в 90-х годах небывалый бум популярности среди юных слушателей
музыки ансамблей, не тарифицированных филармониями, то есть фактически
непрофессионалов. И вот эти самые любители со своими не всегда отвечающими
взыскательному вкусу сценическими кунш-тюками, полные "завиральных
идей" и бьющей через край эксцентрики, теснят по части симпатий среди
молодежной публики не только фаворитов фирмы "Мелодия", но и прежних
кумиров с ненашими именами и артистическими кличками.
Наверное, было бы слишком просто объяснить этот любопытный и странный феномен
дурным вкусом потребителя, как это поспешила сделать одна часть
критиков-специалистов. И уж совсем ошибочно - пытаться не обращать на него
внимания вовсе и делать вид, что молодежь по-прежнему ждет - не дождется нового
диска ПОЮЩИХ СЕРДЕЦ и засыпает редакции просьбами увеличить тиражи пластинок
Льва Лещенко. Давно уже замечено: то, на что сознательно закрываем глаза мы,
преподносится в искаженном свете нашей юной аудитории через враждебные
радиостанции.
Не случайно вокруг концертов в рок-клубе на Рубинштейне завертела антисоветскую
карусель буржуазная пресса (о чем сообщала недавно "Ленинградская
правда"), перетолковывают на свой лад информацию о "рок-волне" на
берегах Невы "Голос Америки" и особенно Би-би-си устами записного
антисоветчика "Севы Новгородцева". По логике западных комментаторов,
мы чуть ли не собственных врагов пестуем своими руками. Искать
псевдопротиворечия в советской культуре и противопоставлять в ней интересы
молодежи интересам народа - старый метод буржуазной пропаганды, разоблаченный
самой жизнью. И мы не станем тратить время на еще одно опровержение. И все же: в
чем секрет популярности и взлета самодеятельного рока, характернейшей черты
современной музыкальной молодежной культуры? Что он несет молодежи - какую
музыку и какое слово?
Четвертый по счету смотр-конкурс любительских ансамблей г. Ленинграда, название
которого его участниками и зрителями было тотчас превращено в
"Рок-фестиваль-86", если и не дал ответов на все вопросы, то по
крайней мере - на большинство. Почему именно нынешний конкурс? Потому что он
отметил собой этап зрелости клуба, который теперь представляет собой вполне
сформировавшееся хозяйство - со своей материальной базой, организационными
приемами, "сектором печати", фотослужбой. Сложился костяк из примерно
полусотни коллективов с более чем 400 исполнителями. Строже стал отбор
дебютантов, возросли требования и к новичкам, и к старожилам. На сцену ДК
"Невский" выходил не всякий, кто захочет, а тот, кто добился
определенного уровня в мастерстве исполнения, прошел сито отборочных концертов.
В жюри были представлены Союз композиторов, руководящие ведомства культуры
города. То есть пора льготных, со скидкой на незрелость оценок прошла. Если в
прошлые годы вроде было как-то неловко предъявлять высокие требования к младому
детищу Дома самодеятельного творчества, то пятилетний стаж уже давал право
отказаться от авансов на будущее.
Жюри отметило семь коллективов. Их первая, бросающаяся в глаза общая черта -
непохожесть друг на друга. И не только за счет бойкости причесок и нарядов.
Каждый стремился говорить своим языком и не петь с чужого голоса даже тогда,
когда своего не вполне доставало, как, например, лидеру ЗООПАРКА Михаилу
Науменко. Впрочем, получивший специальный приз "За прекрасную верность
классическому року", этот искушенный музыкант-любитель ввел в состав
вокальный дуэт, который поднял тонус традиционных рок-н-роллов ЗООПАРКА. Песня
"Иллюзия" вошла в число лучших песен конкурса.
Случайно или сознательно, но практически все участники фестиваля стремились
избежать шаблонности, стереотипности. А как подводит даже эстрадных исполнителей
с прекрасными голосами повторяемость, затверженность песенных фраз! Им в конце
концов перестают верить и обращают свои симпатии к текстам не столь внятно
слышимым, но уж по крайней мере искренним, как и происходит в случае с
ЗООПАРКОМ. Если прибегнуть к цитате из АКВАРИУМА - другого лауреата конкурса -
то М. Науменко "строит аккорд из того, что он видит вокруг". Верно
подмеченные черточки городского быта, самоирония, гротескные зарисовки
привносятся в музыкальную стилистику и с радостыо узнаются аудиторией, которая
прощает во имя этого узнавания несовершенство вокала и шероховатости
текста.
Открытием конкурса стал ансамбль АУКЦИОН (руководитель Олег Гаркуша), строящий
свое выступление в форме озорного бурлеска. Эмоциональный, оптимистичный тон их
мини-концерта будто напомнил сидящим в зале, что рок-музыка может быть веселой,
поднимать настроение. Ритмичный, негромкий стиль "ска" не заглушал
свежего голоса С. Рогожина, который был признан лучшим вокалистом
фестиваля.
Новая группа АВИА, в которой заняты бывшие участники СТРАННЫХ ИГР А. Рахов, Н.
Гусев и А. Кондрашкин, порадовала добротной инструментальной работой, в которой
звуковое богатство современной электронной музыки не превращалось в демонстрацию
технических возможностей, оживлялось оригинальными мелодиями. Не могут не
привлекать огромное трудолюбие и виртуозность ударника А. Кондрашкина, который,
помимо АВИА, выступил еще с двумя ансамблями ДЖУНГЛИ и ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК. Его игра
объясняет еще один секрет популярности лучших образцов "самодеятельного
рока" - за ним стоит работа до седьмого пота, самоотдача.
В век фонограмм избалованные вниманием ТВ "звезды" эстрады зачастую
предпочитают не выкладываться, и потому обратные примеры невольно вызывают
уважение. Как, скажем, названные в числе лучших инструменталистов А. Отряскин,
А. Мягкоступов и И. Тихомиров из группы ДЖУНГЛИ, удивившие отточенной техникой,
слаженностью, экспрессией. В их композициях ощутимы ритмы большого города,
многоголосого, порой агрессивного. Ткань музыки - натянутая, плотная, без пауз и
проходных мест - держит зал в напряжении. Как в лучших композициях остальных
лауреатов - групп АЛИСА и МОДЕЛЬ - мы угадываем здесь знаки нашего нервного,
стремительного времени. Это у ДЖУНГЛЕЙ "запел" рельс, металлические
треугольники, что придало новые краски звучанию. И оригинальность в поисках
новых средств музыкального выражения можно только приветствовать.
Примечательно в этом отношении выступление АКВАРИУМА, получившего "Большой
приз" смотра-конкурса. Не случайно А. Вознесенский назвал этих музыкантов
"звуковыми внуками Заболоцкого". Как и для известного своими опытами
со словом советского поэта, для АКВАРИУМА за 14 лет его существования главным
было движение от уже найденных и вроде бы гарантирующих удачу форм творчества к
неосвоенным, незнакомым, а потому таящим риск неудачи музыкальным стилям. У Б.
Гребенщикова и его коллег даже в рамках одного концерта можно обнаружить и
ностальгические джазовые мотивы, и влияние восточной мелодики, и отзвуки
городского романса. Кажется, для них нет тайн в рок-музыке. Но так склонен
считать кто угодно, только не сами музыканты, постоянно открывающие для себя, а
значит и для слушателей, неизвестные области мира звуков. Новая встреча с
АКВАРИУМОМ еще раз подтвердила старую истину: авторитет в музыкальном сообществе
не на пустом месте вырастает. Надо делать свое дело добротно и талантливо, и
тогда статус любительства не помешает завоевать признание со стороны
профессионалов. С тем же АКВАРИУМОМ, например, охотно сотрудничает пользующееся
европейской известностью джазовое трио В. Ганелина.
В целом, как кажется, профессиональные работники эстрады могли бы извлечь
предметный урок из июньского фестиваля любителей. Очевидно, что популярность у
молодежи лучшие самодеятельные группы завоевали отнюдь не потакая дурному вкусу,
а прежде всего добротной игрой. Так же ясно, что "кризис жанра" о
котором сейчас много говорится в печати, прежде всего объясним отрывом
официальной эстрады от проблем, занимающих сейчас наших молодых людей, которых
окружает не "запах лаванды" и не пресловутый "миллион алых
роз", а непростой противоречивый мир, в котором они хотят разобраться. А
профессиональные исполнители и ансамбли пока мало помогают им в этом. Многим
"звездам" радио и ТВ недостает демократизма и "своего"
языка, который бы понимался аудиторией. Не хватает смелости в поисках новых
форм, созвучных времени. Не так уж редко мы сталкиваемся и с элементарной
недобросовестностью, работой спустя рукава артистов "легкого жанра",
представляющих уважаемые филармонии. Ажиотаж вокруг любительского фестиваля, да
и отдельных выступлений самодеятельных групп, старательное тиражирование
доморощенных записей, наконец и та самая "дурная оригинальность" -
светящиеся штаны и бурнус с сапогами - все это своеобразные формы бегства
молодежи от заполнившей наш экран, эфир, рынок звукозаписи "сладенькой
водички", за счет настоящих новаторов, о чем писала недавно
"Правда". Так что проблемы, встающие в связи с самодеятельной
рок-музыкой, выходят далеко за ее рамки. Тут есть над чем подумать.
|