Мы встретились дома. Уютная московская квартира. Домашняя рубашка, джинсы.
Негромко работает старенький телевизор, на кухне готовится ужин. На журнальном
столике - большая общая тетрадь с недописанным текстом, тут же, у кресла -
гитара.
Смущенная улыбка, закрытый переплет тетради. На нeм надпись АЛИСА.
"АЛИСА... Пожалуй, одна из самых острых групп конкурса, но и одна из
самых талантливых", - такой текст был дан в "Собеседнике"
под одной из фотографий, иллюстрирующих ленинградский фестиваль
рок-музыки.
"...И тогда я включаю магнитофон и слушаю "Мое поколение" группы
АЛИСА, - писала "Литературная газета".
Кто она, эта таинственная незнакомка? Где пропадала, откуда появилась, почему
вдруг стала популярна настолько, что ее многочисленные ленинградские
почитатели объединились в клуб? О чем поет в конце концов? С этими вопросами я
пришел к вокалисту группы и автору большинства песен Константину
Кинчеву.
- Группа организована в 1984 году в Ленинграде бас-гитаристом Святославом
Задерием. Сейчас, по сравнению с первоначальным, состав несколько изменился.
Сегодня в АЛИСЕ: гитарист Андрей Шаталин, клавишник Польхан
Кондратенко, барабанщик Михаил Нефедов и бас-гитарист Петр Самойлов. Слава
Задерий собрал новую группу под названием НАТЕ. Она также член
ленинградского рок-клуба. Кстати, НАТЕ тоже однажды уже выступила в
Москве.
- Но ведь и ты москвич?
- Да, всю жизнь прожил в районе ВДНХ. Если бы не девушка с Васильевского
острова, думаю, жил бы там по сей день. Зачастив в Ленинград, познакомился с
местными музыкантами. Показал свои песни и как-то легко и неожиданно для себя
остался с ними. В Москве тогда по разным причинам заниматься рок-музыкой было
затруднительно. Это ведь только недавно по примеру ленинградцев здесь
организована рок-лаборатория.
- Будешь переезжать?
- Буду.
Реальный показатель работы музыкантов достаточно прост: концерты, записанные
пластинки. Если концерты группам организует клуб, то с пластинками дело обстоит
непросто. До недавнего времени о них музыкантам приходилось только мечтать.
Вместо пластинок записывались пленки. В 1984 году сделана первая сольная запись
Кинчева "Нервная ночь". Записать пленку помогли музыканты
СЕКРЕТА Андрей Заблудовский и Алексей Мурашов. На следующий год
нынешним составом АЛИСЫ выпущен магнитофонный "альбом"
"Энергия".
И вот кажется, дело дошло до пластинок. На "Мелодии" готовят выпуск
двух миньонов, на которых будут записаны достаточно известные композиции:
"Меломан", "Энергия", "Мое поколение" и
"Соковыжиматель". Готовится также большая пластинка, но она выйдет
ограниченным тиражом только для членов Ленинградского рок-клуба.
Многие называют стиль группы агрессивным. Это чересчур, конечно. Но даже
допустив, что это так, можно попытаться объяснить такую характеристику. Молодежь
в силу того, что она - молодежь, особенно чутка и нетерпима к обману и
несправедливости. Прикрытые скорлупой бюрократизма и славословия, они становятся
неуязвимы для многих взрослых, не говоря уже о молодых. Согласитесь, что
безразличие - не лучшая манера поведения в этом случае.
Мне неясен взгляд тех, кто устал.
Мне непонятен тот, кто спит...
- звучит песня "Мы вместе", и ее тотчас же подхватывает весь зал. Так
было и во время недавних концертов в ЦДТ...
"Молодежь заряжена на действие" - эту фразу повторяют сегодня
повсюду. Действительно так. Ее потенциал огромен, его реализация чрезвычайно
мала. Обидно, если возможности останутся неиспользованными. Об этом думают
сегодня все, об этом поют музыканты.
И если ты увидишь мои глаза в своем окне,
Знай, я пришел помешать тебе спать...
продолжает тему композиция "Мое поколение".
- Как ты относишься к профессиональной эстраде?
- Если говорить о профессионализме в смысле владения инструментом, голосом и т.
п., словом, о мастерстве, то очень хорошо. Как иначе можно к этому относиться?
Но к различного рода ансамблям, окрещенным кем-то почему-то странным термином
ВИА, принадлежащим различным филармониям страны - никак: не верю тому, что
они поют. Играли бы инструментальные вещи, зачем утруждать себя и слушателя
пустословием?
- А кто из коллег тебе наиболее близок?
- Все те же известные ЗООПАРК, АКВАРИУМ, КИНО, а также, наверное, незнакомая
московскому слушателю ленинградская группа ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК. Наша маститая
эстрада, к сожалению, во многом не удовлетворяет запросы молодежи. Иначе, чем
еще объяснить появление буквально десятков групп в разных городах страны?
Естественно, темы, а также формы их подачи они выбирают отличными от тех,
которыми пользуются наши заслуженные эстрадники.
В поисках контакта, в поисках рук
Я начал петь на своем языке...
Немного о языке. Все замечают, что он несколько необычен. Причем одна и та же
специфика видна у всех упомянутых групп. Значит, можно говорить о некой языковой
тенденции.
- Каких поэтов ты бы поставил в ряд своих любимых?
- Ранний Маяковский, Хлебников, Пастернак...
Основной характеристикой стиха, которым пользуются сегодня рок-музыканты,
пожалуй, можно назвать неорганизованность формы. Предприняв небольшой экскурс в
историю отечественного стихосложения, вспомним, что именно эта черта была
главной в поэзии 10-20-х годов нашего века. "У футуристов (к ним
принадлежал ранний Маяковский) и их литературных сверстников, - читаем в
"Очерке русского стиха" Гаспарова, - акцентный стих становится одним
из ведущих размеров". Его использование означало движение от стиховой
строгости к языковой естественности. Он выступает знаком вольности и
раскованности, что, по-моему, вполне объясняет его выбор
рок-музыкантами.
- Каков возраст вашей аудитории?
- Восемнадцать-двадцать лет, но, кто знает, может, нас слушают и те, кто
постарше. Во всяком случае, мы считаем своим адресатом молодого человека,
впервые сталкивающегося с проблемами мира, в котором он начинает полноправно
жить. Поэтому многие вопросы для него серьезны, жизненно важны, часто
болезненны - короче говоря, стоят "в полный рост".
- Отказался бы ты от каких-нибудь ранее написанных песен?
- Разве что от совсем ранних. Они были чересчур манерны. А вообще-то отказывайся
не отказывайся - они проживают положенный им срок, пока их слушают, а потом
исчезают, вместо них появляются новые. Мы живем, проходят дни, проходят и
песни.
- Недавно состоялся концерт АЛИСЫ в Москве, как ты его оцениваешь?
- Хочу сразу сказать, что то, что видели москвичи в ЦДТ, это уже прошлое группы.
Мы отыграли "накатанную" ленинградскую программу годичной давности. Но
ведь всегда интереснее показывать то, чем ты живешь в настоящий момент.
Если говорить в целом о концертах, удачными считаю те, на которых
устанавливается прочный двухсторонний контакт группы и зала. В этом случае идет
настоящий обмен энергией слушателя и исполнителя. Пожалуй, это то главное, ради
чего выходишь на сцену. С этой точки зрения концерт в ЦДТ удался.
- В Москве скоро будет проведена "Рок-панорама-87". Примет ли
АЛИСА в ней участие?
- Это будет зависеть от москвичей, от того, смогут ли они организовать участие
ленинградцев. Нам, конечно, хотелось бы видеть себя в списке приглашенных.
Кстати, на сцене "Панорамы" будет много профессиональных коллективов.
Зрителям представится прекрасная возможность оценить кто есть кто.
- Ты обмолвился о сегодняшнем дне группы...
- Мы подготовили к ленинградскому фестивалю рок-музыки новую программу. Пытаемся
экспериментировать в направлении театрализации выступления: вводим декорации,
элементы актерской игры. Написан ряд новых композиций. Кто интересуется -
добро пожаловать в июне в город на Неве.
- На экраны страны вышел художественный фильм "Взломщик" с твоим
участием. Мы можем поздравить тебя с актерским дебютом. Расскажи немного об
этой работе.
- Спасибо. Дебют, правда, состоялся несколько раньше: еще в школе меня
пригласили сниматься в фильме "Мальчик и лось", где, естественно,
предложили роль мальчика, тоже музыканта. Так что это не первая работа.
"Советский экран" уже познакомил читателей с сюжетом
"Взломщика". Поэтому вы, наверное, знаете, что в фильме мне поручена
роль музыканта из популярного в городе ансамбля. Так что перевоплощаться
особенно не пришлось. Вот только многие ситуации, в которые попадает герой, мне
были незнакомы. Поэтому не могу сказать, что Кинчев вел бы в них себя так же,
как Лаушкин. Думаю, фильм представит интерес для молодежи. А для любителей
рок-музыки лента любопытна еще тем, что в ней можно будет увидеть популярные
ленинградские ансамбли АУКЦЫОН, КОФЕ и ПРИСУТСТВИЕ.
- Как тебе нравится "Звуковая дорожка"?
- Я выписываю "Московский комсомолец" и считаю "ЗД" одной
из наиболее удачных музыкальных рубрик. Она интересна как просто любителям
современной музыки, так и профессионалам, как чуть ли не единственный источник
информации в этой области.
- И последний вопрос: почему АЛИСА?
- Точно не скажу. Но для себя я обьясняю это имя Ленинградом. Город чудесный,
помнишь сказку?
|