Проведите эксперимент. Поспрашивайте у своих знакомых (возраст, образование, род
занятий роли не играют):
"Кто такой Борис Гребенщиков?" По крайней мере половина из них
ответит: "Руководитель группы АКВАРИУМ, музыкант и поэт".
АКВАРИУМ существует уже четырнадцать лет, практически не меняя своего состава.
Сейчас в нем, кроме Бориса Гребенщикова, - Александр Ляпин (гитара), Александр
Титов (бас-гитара), Андрей Романов (фортепиано, флейта), Михаил Васильев
(клавишные, ударные), Всеволод Гаккель (виолончель) и Петр Трощенко (ударные).
Группа относится к ленинградскому рок-клубу и имеет статус любительского
объединения, но ее песни, по мнению профессиональных композиторов, никак нельзя
назвать дилетантскими. В последнее время АКВАРИУМ получает все более широкое
признание не только среди ленинградских поклонников современной музыки, но и в
масштабах всей страны. В фирме "Мелодия" записан диск-гигант, в
который вошли песни из двух последних программ группы: "Дети декабря"
и "День серебра". Сейчас коллектив выступает во Дворце спорта
"Юбилейный" с программой "Движение в сторону весны". Наш
корреспондент Е. ГОДУНОВА встретилась с Борисом ГРЕБЕНЩИКОВЫМ.
В "Юбилейном" шла репетиция. Группа АКВАРИУМ повторяла программу перед
сдачей худсовету. И в зале, и на сцене царила приличествующая таким случаям
суматоха. Музыканты нервничали, потому что аппаратура, как это всегда бывает,
"никуда не годилась". Без конца что-то отключалось, микрофоны
"фонили", звукооператор бегал от пульта к сцене и назад.
Я же тихонько сидела стороне и терпеливо ждала, когда руководитель группы Борис
Гребенщиков улучит минутку, чтобы ответить на мои вопросы. "Минутки"
эти выпадали нечасто, и были они слишком уж короткими, так что наша беседа
велась урывками. Но все-таки из ответов Бориса и его песен, которые, несмотря на
несовершенство аппаратуры, звучали, складывалась достаточно цельная
картина.
- Не так давно, отвечая на вопросы слушателей и зрителей, вы сказали:
"Культура одна, она едина". И в то же время выбор сценического облика
вы мотивируете тем, что существует рок-культура, которая диктует свои законы.
Нет ли в этом парадокса?
- Конечно, есть. На первый взгляд. Любая истина в первом приближении
парадоксальна. Но что такое в конце концов культура? Этический и эстетический
багаж человечества, в котором обязательно присутствует гуманистическое начало.
Рок-культура - это часть культуры общечеловеческой. Но, как всякая новая ветвь,
она имеет свою униформу: стиль, музыкальный строй, лексику...
- "Искусство - занятие аристократов", - сказал классик, имея в виду,
что, занимаясь искусством "ради хлеба насущного", художник рискует
утратить искренность. В том, что эта проблема актуальна до сих пор, нетрудно
убедиться, сравнив хотя бы нашу профессиональную эстраду с тем, что принято
называть "любительской музыкой". Но, если судить по ленинградскому
рок-клубу, стремление достичь успеха любой ценой, в ущерб искренности, начинает
заражать и самодеятельные коллективы. Чем вы это можете объяснить?
- Это интересный вопрос... Дело, наверное, в том, что, как только у человека
появляются любые стимулы, кроме радости творчества, искренность уступает место
многозначительности, желанию как можно больше "завести" зал. Все через
это проходят. Важно устоять, не поддаться искушению. Музыка, душа, искусство -
они продаваться не должны.
- Но могут ли на эстраде сосуществовать всеобщее признание, слава, успех и
искренность?
- Я думаю, что могут. Во всяком случае, к этому надо стремиться. У меня наша
растущая популярность вызывает здоровое желание бороться с влиянием массового
вкуса. Существуют темы, которые не может диктовать, заказывать публика. Они
диктуются временем и самим собой. Я пытаюсь понять, как люди могут жить на земле
в любви и радости...
- Разве радость - постоянное состояние души?
- Конечно. При этом она может быть неотделима от печали... Я думаю, человеку
пора заключить перемирие с тем, что живет на земле помимо нас. Не имеет смысла
противопоставлять человека природе, потому что это приводит к дисгармонии. Мне
кажется, сейчас природа сама пытается как-то установить баланс между собой и
человеком. Нужно естественным образом учиться жить естественно. А естественность
и честность - очень близкие понятия.
- Поэзию не втиснуть в жесткие рамки "творческого кредо". Реальный мир
сложен и многолик, и мир поэта - не беднее: "он окно, в котором прекрасен
мир, и кто здесь - мир, и кто здесь - окно?". Но есть в искусствоведении
такое понятие - герметизм. Оно обозначает замкнутость творчества, когда
произведения того или иного художника до конца понятны лишь узкому кругу
посвященных. Можно ли вашу поэзию назвать таковой?
- Я думаю, любое искусство в определенной степени герметично. Это неизбежно.
Когда все понятно сразу, все на поверхности - это не искусство.
- Что привлекает в АКВАРИУМЕ людей уже относительно сложившихся - можно понять.
А вот чем вы объясните такую популярность среди подростков?
- Мне трудно судить. Может быть, их подкупает честность. Может быть, то светлое,
что есть в наших песнях. А вообще меня радует, что мы, несмотря на так
называемую непонятность, интересны и четырнадцатилетним. Есть надежда, что,
пытаясь разобраться в наших песнях, они почувствуют вкус к размышлению. Ведь
падение уровня культуры - следствие потребительского отношения к искусству. Люди
привыкли воспринимать искусство как развлечение. Процесс этот идет уже давно,
причин тому - много, и явление это - международное. Если то, что мы делаем,
принесет хоть какие-то плоды и мы при этом останемся собой, это здорово.
- Что касается светлого начала в вашем творчестве... Многие слушатели, наоборот
приписывают вам пессимистическое отношение к жизни.
- Я оптимист, в природе не существует полной темноты. Есть свет и недостаток
его.
Члены худсовета уже рассаживались в зале. Времени оставалось лишь на один
вопрос:
- И все-таки, почему "рок-н-ролл мертв, а я еще нет..."?
- А это, чтобы слушатель не скучал без парадоксов. Ведь песня написана как раз в
ритме рок-н-ролла. Но если серьезно - в жизни человека вдруг наступает момент,
когда того, чем жил раньше, оказывается мало. В девятнадцать лет в роке - весь
мир, а в тридцать - этого уже недостаточно. Один из известных музыкантов сказал:
"Я слишком стар для рок-н-ролла, слишком молод, чтобы умереть". Это
трагедия. И надо искать выход...
* * *
Удалось ли в этом небольшом интервью раскрыть феномен АКВАРИУМА, который
существует, хотим мы того или нет? Явление это достаточно сложное, хотя бы по
тому, что АКВАРИУМ давно перерос поп-музыку. В своем роде он уникален.
И в заключение - еще одна цитата из Бориса Гребенщикова.
Как странно то, что затеваю я:
Подобие любви создать из жажды...
На снимке: Б. Гребенщиков.
Фото В. ИВЛЕВОЙ
|