Что касается фактов — вы их, наверное, знаете. Может быть, и получше меня.
Я могу написать, что в 1982 году молодой человек, которого звали Виктор Цой... И
так далее. Но это называется — отбывать номер. Поэтому для обязательной
программы отвожу отдельные абзацы. А сейчас — ностальгические воспоминания
о двух интервью — с комментариями. "Кино" — каким я его
застал.
Поздняя осень 1987 года. Ленинград. Снег. Жуткий холод. Я вхожу в подъезд
стандартного дома на самой окраине города, звоню в дверь. Открывает молодой
парень в джинсах, черной майке с белым трафаретом "Спасем мир",
огромными буквами. Такие майки носят многие ребята из Ленинградского рок-клуба.
Южное лицо, короткие волосы. Он оглядывает меня с головы до ног — что за
тип пожаловал? Разговор с гитаристом "Кино" Юрием Каспаряном
начинается на кухне.
— Кто тебя интересует? "Алиса"? "Аукцион" и мы? Странная
компания. Какое мы имеем к ним отношение? Мы — элитарная группа.
Каспарян улыбается. Весь он — странный сплав иронии, какой-то флегматичной
энергии и обязательного косноязычия. Он не привык давать интервью. Правда,
однажды, как гласит легенда, шутник Курехин выдал его наивным журналистам за
Бориса Гребенщикова после одного из прибалтийских концертов "Популярной
механики". Каспарян важничал и время от времени изрекал сакраментальную
фразу, приписываемую Петру Мамонову: "Я обещал своим ребятам тысячи и
тысячи".
Сейчас Цоя в городе нет, живет он на чьей-то квартире в Алма-Ате, снимается в
"Игле", фильме Рашида Нугманова. Отдуваться приходится Юрию.
Здороваюсь с его родителями. Проходим в комнату. Тахта, столик, кассеты,
колонки и картины.
— Вот эту Боб Гребенщиков написал. А эту — Джоанна. Правда, хорошо?
Юрий ставит кассету.
— Ты слышал "Союз композиторов"? Можно сказать, дочерняя группа
"Кино". Конечно, главные там не мы, есть пара ребят, "новые
композиторы". Собирают синтезаторные звуки. Но мы все им помогаем, кроме
Вити, и второй состав тоже. Отличная дискотека, а?
Итак, узнаю, что у "Кино" есть "дублеры". Слушаю
"поп" с кассеты. Тексты — положенные на клавишный вой переговоры
Гагарина с Королевым перед запуском "Востока-1" плюс отрывистые
знаменитые "да" Капицы-младшего, списанное с
"Очевидного-невероятного", лондонские уроки английского. Черновые
записи готовящегося альбома "Союза композиторов" напоминают отчет об
испытаниях нового программируемого синтезатора — впрочем, так, наверное,
оно и есть — Юра с детской увлеченностью рекламирует новую
игрушку.
— Хороший синтезатор. Вот хор девушек, — Каспарян улыбается, — это на
радио и телевидение не пропустят... Жаль, плохие у них заставки.
Я слушаю вздохи под бойкий шелест ритм-компьютера и делаю вид, что мне очень
интересно. Юра перебирает пальцами воздух, показывая на воображаемой соло-гитаре
свою партию. Он дествительно гитарист.
Я включаю диктофон.
— Что ты можешь сказать о Цое? — спрашиваю я. Юрино косноязычие тотчас
начинает прогрессировать.
— М-м-м, э-э, угм — говорит Каспарян, потом принимает максимально
торжественный вид и выдает: — Я думаю, Цой уже сейчас великий человек. Но
в будущем, верю, он станет еще круче.
— А как тебе его тексты?
— Они мне всегда нравились. Но вообще-то я в текстах ничего не понимаю. Знаешь,
иногда Цой показывает песню — и мне не нравится. Думаю, ну что здесь
играть — три аккорда. А потом поиграю — кайф.
— У "Кино" есть проблемы?
— Ну... (дальнейшее мычание я опускаю)... у нас нет зала. И не будет, разве что
мы его купим. Нам нужен зал, где можно делать что угодно. Мы не согласны на
любые условия любой организации. А просто так зала никто не даст. Мы репетируем
дома. Соседи? Привыкли, наверное. (Вспоминаю — "соседи приходят
домой, им слышится стук копыт".) И потом, разве в зале покушаешь? А дома
можно отдохнуть, попить чай.
Дальше Каспарян говорит об еще одной беде "Кино" — большой паузе
в студийной работе. На то время ударный альбом "Группа крови" не был
еще записан, хотя хиты уже прогремели на Ленинградском городском
фестивалe.
— Песни стареют, не записываются, их уже не хочется играть. Но группа постепенно
приходит в состояние натянутого лука, — говорит Юрий, — вот Витя
вернется, будет альбом, будет целая серия концертов. Мы тут без Цоя кое-что
свели вчерновую. Хочешь послушать?
Я слушаю наброски к "Группе крови" и чувствую: альбом выйдет на славу.
Цой, похоже, окончательно совладал с более чем необычным тембром своего голоса;
лаконичная, как всегда, ритмика стала свежей и необычной, а скупые
каспаряновские соло — необходимыми и достаточными. Точные, славные
тексты, чуть героичнее, чем обычно.
— Витя — молодец. Чувствуешь, как петь стал? Вот только ехиднее надо,
— вздыхает Каспарян, — над собой надо иронизировать, иначе нет
кайфа.
Вот и не так. Кайф есть. Движение несомненно. Цой, нашедший свой имидж еще во
внестилевом "Транквилизаторе" ("метеоролог сказал, дождь будет
недолго, я закрываю свой зонт, я экспериментатор"), похоже, становится
немного другим. И этот другой мне нравится. Хлесткая оплеуха в адрес
"Алисы" — "все говорят, мы в месте, но немногие знают, в
каком", язвительное пожелание "тем, кто ложится спать, спокойного
сна, спокойная ночь" соседствует тут с сокровенным "а жизнь —
только слово, есть лишь любовь и есть смерть".
— А как тебе альбом "Это не любовь"? — спрашиваю я. — Мне
нравится. Посмеяться над девушками — это же прекрасно, — говорит
Каспарян.
— Какие у вас отношения с Гребенщиковым?
— Ну... Боб иногда оказывает мне большую честь немного со мной выпить... Давай
лучше о Курехине, о нашем гении, о современнике нашем... хм... великом. Полный
состав "Кино" участвует в концертах "Поп-механики". Это
добрый знак.
Добавлю: "Кино" сменило на этом посту "Аквариум" после
разрыва между Гребенщиковым и Курехиным.
Дальше — личная жизнь.
— Трудно с английским, — жалуется Каспарян, — сначала ничего не
понимал. Теперь уже легче. Вызов вот — в гости. Если пустят,
конечно.
Юра показывает мне официальные бумаги. Его жена — американская
журналистка, продюсер, рок-исполнительница Джоанна Стингрей, которой мы обязаны
вышедшим в США двойным сборником ленинградского рока "Красная волна".
Помнится, "Комсомолка" не замедлила отреагировать
"разоблачающей" статьей. Потом вдруг стало ясно, что разоблачать
культурные обмены, пусть и неофициальные, не стоит, и на ленинградском ТВ был
даже снят "Музыкальный ринг" с участием четы Каспарян-Стингрей и
Курехина, анонсированный "Литературкой", но почему-то так и не
показанный.
— Терпеть не могу, когда обо мне говорят — муж Джоанны, — Юра
обнаруживает вдруг южный темперамент, — так надо играть, чтобы о ней
говорили — жена Каспаряна. Ко мне многие подъезжали, — вспоминает
он, — надо то, надо это. Думали, я разбогател. Потом говорили — вот,
мол, Каспарян стал буржуа, зазнался, все сам гребет. Ничего я не нагреб. Неплохо
бы, конечно, организовать советско-американскую фирму по культурному обмену, да
не знаю, как пройдет. Полгода уже нигде не работаю.
Нелепая ситуация! Гитарист группы, которую слушают сотни тысяч, если не
миллионы, должен, оказывается, где-то числиться. Хоть сторожем. Как будто то,
что он делает в "Кино", не работа, к тому же часто
изнурительная.
— А в клубе я не очень-то общаюсь. Не всех даже знаю, особенно молодых. Слегка в
стороне мы, что ли, — говорит Каспарян под конец. И, поскольку мой
спичечный коробок опустел, вручает мне черную пачечку с белой каллиграфической
надписью по-английски — "Каспарян энд Стингрей".
Реклама!
В Штаты он, кстати, все-таки съездил, вызвав тем самым еще один перерыв в работе
"Кино". Говорят, больше всего в Америке ему понравилось летать на
спортивном самолете.
А теперь — обещанные обязательные абзацы.
Группа "Кино" основана Виктором Цоем, корейцем по происхождению, в
Ленинграде в 1982 году. Первый полуакустический альбом "45" содержал
такие "системные" хиты, как "Когда-то ты был битником",
"Алюминиевые огурцы".
Странный посев дал любопытные всходы. Пример Цоя показал, как рокер с задатками
художника вырастает из коротких штанишек идеологии своего окружения.
Неоромантический альбом "Начальник Камчатки", в записи которого принял
участие сам "великий Боб", далек от профессионального совершенства; в
удачном "Троллейбусе", "Камчатке", "Генерале"
чувствуется влияние "Аквариума" — но все-таки... Обаяние юности,
неистребимая и загадочная энергия искреннего "Начальника" заставляют
слушать этот немудреный "пэтэушный" рок, снабженный, правда, не такими
уж и простыми текстами:
Где твой мундир, генерал?
Твои ордена? Спина, как струна...
Исповедь дерзкого взрослеющего подростка многим пришлась по душе. "Мы
должны заполнять все части спектра", — сказал Гребенщиков. Цой угадал
со спектром сразу же.
Магнитофонный альбом "Ночь" с опозданием на два года выпустила
"Мелодия", опоздав перед этим на пять лет с выпуском сингла из
"Начальника". От примитивного "телефон и твой номер тянут меня
как магнит", от "Анархии", стыдливо названной пародией на
западные панк-группы, до почти попсовой "Мы хотим танцевать" —
размах "Ночи". Простая музыка, простейшие аранжировки. И постоянное
ощущение чего-то большего. Но раскрывшийся было Цой всякий раз прячется за
привычную уже стену иронии.
Предшествовавшая "Ночи" программа "Это не любовь", конечно,
изрядно повеселила публику. Все эти "Уходи, я тебя не люблю", "Я
не могу больше ждать, я могу умереть" были очень милы, но... Путь Цоя лежал
совсем в другие места, через ударные концертные номера "Безъядерная
зона", "Дальше действовать будем мы", "Хочу перемен"
приближался он к "Группе крови". "Война между землей и
небом" обязана была случиться.
За отсутствием в Питере самого "начальника Камчатки" я совершил
краткую экскурсию по "цоевским местам", побывав в обклеенной
экстравагантными лозунгами и плакатами котельной — по месту работы, так
сказать.
Выяснив по телефону у решительной супруги Виктора, Марианны, что без интервью с
Цоем никакого материала о "Кино" давать нельзя, я набрался наглости и
позвонил в Алма-Ату.
— А может, давайте завтра? — флегматично предложил Виктор в первый вечер,
— я устал, у нас тут ночь.
Что ж. "Это его право — любить ночь".
На следующий вечер мы все-таки коротко поговорили.
— Я не могу судить о том, что изменилось. Со стороны виднее, — ушел Цой от
ответа на вопрос о динамике стиля. — Вообще меня не интересует, нравятся
песни или нет. Мы делаем, что хотим. Иначе вообще ничего не получится. Конечно,
тем, кто постарше, не будет интересна "Восьмиклассница". Но все-таки
сейчас и темы текстов шире, что ли, и группа звучит лучше.
— Как собирался состав?
— Я собирал не музыкантов. Прежде всего — друзей. А как же иначе?
Научиться-то играть можно. Каспарян, например, вначале мало что умел, а теперь
снимает с гитары куда больше меня.
(По-моему, такой способ организации группы всерьез возможен только в Советском
Союзе. В Ленинграде).
— Что вы делаете в кино?
— Мне нравится сниматься. Конечно, в фильме будут песни. Но я стараюсь не
привносить в кино ничего из того, что делаю в "Кино". Это разные
вещи.
— Совпадают ли "я" в ваших песнях с вашим собственным
"я"?
— Иногда полностью, иногда частично, иногда не совпадают совсем. Каждый раз
по-своему.
— Вы можете что-нибудь пожелать слушателям? — зачем-то спрашиваю я и тут же
понимаю, что задал глупый вопрос.
— Не знаю, — говорит Виктор, — не знаю. Ну что им пожелать? Ничего,
наверное.
Мы попрощались. Цой передал привет редактору "Рокси" Старцеву, с
квартиры которого я тогда звонил, и далекая Алма-Ата исчезла в ленинградской
ночи.
Вот, собственно, и все. Таким я увидел и услышал "Кино" в лице
Каспаряна и Цоя в ноябре 1987-го. Наверное, теперь что-то изменилось...
|