Сосед заснул, убаюканный привычным шумом автомобилей. И вдруг за стеной
малогабаритной квартиры явственно раздался стук копыт. Прислушался - нет, не
прогуливающий туристов старинный экипаж. Здесь же в доме, яростный ритм
перерастал из рыси в галоп. "Хулиганство!" — вздохнул сосед и,
шаркая шлепанцами, побрел искать нарушителя спокойствия. Даже если бы дверь,
из-за которой доносился шум, ему открыл сам идальго ламанчский на своем
Росинанте, человек не удивился бы столь сказочному обороту дел, а только
повторил - хулиганство! - и потребовал выдворить лошадь прочь. Примерно такая
ситуация возникает в одной из песен Виктора Цоя, лидера ленинградской рок-группы
Кино.
Пожелав ложащимся спать спокойной ночи, Виктор забросил намечавшуюся было в его
судьбе профессию резчика по дереву и отправился трудиться истопником в
котельную, которая стала известна среди молодежи под романтическим названием
"Камчатка", где подолгу засиживались, слушая композиции Цоя.
Чем выделяется этот двадцатилетний юноша из ряда современных героев рок-н-ролла?
Колоритной восточной внешностью? Суровым выражением лица? Да. А еще - странной
уверенностью в своих силах.
В сущности, он поет о том же, о чем другие рокеры, - о своем поколении.
Сценический образ воплощается в манере форсированно, с растяжкой произносить
слова - похоже на стиль речи дворовой шпаны.
Персонаж Виктора Цоя не просто готов выйти под дождь, отправиться в путь,
вступить в бой. Он таинственно улыбается безусловной победе, даже когда сажает
"алюминиевые огурцы на брезентовом поле". И когда тонет, хотя, как и
все, знает близлежащий брод. Дело не в том, что он отказывается от легкого пути,
дело в том, что, позвав за собой, манит не на красивую гибель, а к выигрышу по
большому счету.
Так уж сложилось, поет Цой - "Где бы ты ни был, что б ты ни делал, между
землей и небом - война". И в тотальной возне за место под солнцем уверенность
в осмысленности на первый взгляд иррациональных , "невыгодных"
поступков служит залогом сохранения духовности.
В этом, собственно, и состоит цель песенного героя Виктора Цоя. Цель куда менее
определенная, чем путь к ней, как расплывчаты контуры любой идиллии. Не
предлагая чудодейственных рецептов, не скалясь на "отдельные
недостатки", Цой просто заявляет: "Дальше действовать будем мы".
И по дорогам снова мелькает плащ странствующего рыцаря.
Сценический облик Виктора Цоя дополняет пластика. Рисунок танца в его
композициях ненавязчив - ритмичные движения мягко протекают одно в
другое - изысканно плавная и вдруг - резко контрастная графика тела аккомпанирует
песне.
Молодежь отлично знает Цоя по магнитофонным альбомам: "45" - 1982 г.,
"Начальник Камчатки" — 1984 г., "Ночь" и "Это не
любовь" — 1984-1986 гг., "Группа крови" — 1988 г.
Помнит, как он начинал выступать вместе с Аквариумом. В курсе, как собирался
состав Кино: гитарист Юрий Каспарян, барабанщик Георгий Гурьянов, бас-гитара
— сначала Александр Титов (параллельно с работой в Аквариуме), потом Игорь
Тихомиров из Джунглей.
С выходом на экраны художественного фильма Сергей Соловьёва "Асса!"
менее осведомленным слушателям можно будет напоминать, кто такой Цой - ну тот, что
в финале картины поет: "Перемен! Мы ждем перемен!" Подобных зрителей,
боюсь окажется большинство. Неинформированность возникает не по их вине - шутка ли
углядеть певца, если он пару раз мелькнул в музыкальных эпизодах телепрограммы
"Взгляд", а более объемных его выступлений нет ни в эфире, ни на
крупных концертных площадках.
Фирма "Мелодия" выпустила диск-гигант с записями Кино. Но и здесь не
обходится без сложностей. По госцене вы пластинку с песнями Виктора Цоя вряд ли
достанете, только раз в 5-10 дороже - у спекулянта. Очевидно, мал тираж. Любая
зарубежная фирма проявила бы оперативность и, радуясь успеху своей продукции,
быстро откликнулась на запросы слушателей.
У нас же создается впечатление, будто планирование-производство-реализация
специально созданы для взвинчивания цен на "черном рынке".
Честно говоря, пока, беседуя о роке с обычными зрителями, а не с фанатами, не
будешь знать, что ведешь речь именно, скажем, о Кино, а не о "всяких
разных, которых развелось, плюнуть некуда", продуктивного разговора не
получится. Не получается его и с руководящими инстанциями, уверенными, что нынче
открыты куда уж более торные дороги для рока.
Однако, проведение клубных концертов по-прежнему встречает сложности и лишено
маломальской рекламы. На большие концертные площадки и в эфир, вытесняя лучшие
группы, хлынула масса плохоньких. Прогрессивные оперативные и хозрасчетные формы
в сфере культуры разъедает недуг, уже всесторонне обнаруживший свою порочность в
филармониях, — склонность к сборным концертам, где к одному хорошему
номеру выдается солидная "нагрузка".
Середняк оказывается более хватким, удобным в обращении, приемлемым на все
вкусы. Действительно, интересные артисты зачастую резче, строптивее,
конфликтнее - что с ними связываться? Так, похоже, решили апологеты рока от
журналистики, по совместительству освоившие профессию менеджеров. Они прилежно и
достаточно регулярно организуют гала-концерты, фестивали, "дорожки",
"волны", но занимают там, по большей части, своих знакомых и тех, кого
проще ангажировать. С одной стороны, это дает шанс молодняку, с другой - слабый
интерес публики к новоявленным посредственным группам вроде бы наглядно
подтверждает прогнозы о спаде увлечения роком.
Прежде чем радоваться или огорчаться, заслышав любимый рокерский
возглас - "Мы вместе!", хочется вспомнить поставленный встречно вопрос
Виктора Цоя: в каком месте? Хотелось бы дифференцировать качество отечественных
групп, не ссылаясь то и дело на западные аналоги - как правило, они они от нас еще
дальше, чем "Камчатка" от широкой аудитории. А поступив так,
предоставить рок-музыке достойное место в художественно жизни. Сегодня, когда
советским роком живо интересуются за рубежом и Кино уже приобретает
международную известность, странно и стыдно, что порой его знать не знают или
игнорируют на Родине.
|