Случилось так, что ко всем существующим нынче нашим делениям - на западников и
славянофилов, на сталинистов и прогрессистов, на сторонников перестройки и
безнаказанных неутомимых борцов с ней - мы делимся еще и на тех, кто знает, что
обозначает эта монограмма - "Б. Г.", и тех, кто этого не
знает.
Знать или не знать эту монограмму ни хорошо и ни плохо. Лично я совсем недавно
даже и не догадывался о ее существовании и вовсе не ощущал себя культурно
обделенным. Впрочем, сразу скажу, что сегодня я знаю, что кроется за этими
буквами, и благодарен за это судьбе.
Спросите молодых, что такое "Б. Г.", и они ответят вам сразу. Спросите
тех, кому тридцать и больше,- пожмут плечами. И в этом тоже грустное
свидетельство бесчисленных наших делений. В этом случае - на отцов и
детей.
Не стану дальше интриговать. "Б. Г." - это Борис Гребенщиков, как
сказано в авторских примечаниях к картине "Асса", "русский
советский поэт и композитор, руководитель группы АКВАРИУМ. Для своих слушателей
- многомиллионных почитателей и многотысячных противников- он "Б.
Г.".
"Б. Г." - бог, от него сияние исходит"- это тоже из
"Ассы" и тоже, как и примечание, не выдумано. Так ответил на одном из
первых посещений мной Гребенщиковских концертов сосед, наполовину выбритый малый
лет шестнадцати. Но есть и другое: ""Б. Г." - древнее
Магомаева", ""Б. Г." - дедушкина радость",
""Б. Г." - скончался в тот момент, когда не просек металла",
""Б. Г." - на мыло". Это тоже не мной выдумано, это в
записках, которые я получил на обсуждениях картины "Асса" в молодежных
аудиториях. Конечно, про "бога" были сотни записок, а этих единицы, но
когда появлялся на экране титр "композитор Борис Гребенщиков", зал
все-таки выл от восторга, при первых звуках "Мочалкиного блюза"
вставал и первый куплет пел вместе с экраном, но и о том, и о другом говорю лишь
для того, чтобы вы знали, какие серьезные и жестокие страсти кипят вокруг
зачастую неведомого нам. Нам давно уже больше ведомо зевотное
бесстрастие.
"По-хорошему худой Гребенщиков" - так характеризовал его в аннотации к
пластинке Андрей Вознесенский. Когда я впервые увидел Бориса, это единственное,
что лезло мне в голову. Познакомились, подали друг другу руки. "По-плохому
толстый Соловьев", - представился я и пригласил его написать музыку к
"Ассе".
Так мы и продурачились всю картину. Дурачились, конечно, всерьез. И мучились, и
тосковали, и ошибались, болели, выздоравливали, ненавидели и любили, но все
будто дурачась. Этому научился я у них. Этому научило их страшное время,
пережитое нами вместе, но ими, "Б. Г.", его друзьями и продолжателями
особенно тяжко - с бесконечными приводами в милицию, оскорблениями,
"общественным презрением", обвинениями в тунеядстве, цинизме,
антисоветчине. Тогда они и разучились на людях плакать. Они научились смеяться.
Они научились мужеству дурачиться в отчаянии. Они научились искусству сберегать
любовь.
Я с горечью и завистью пишу "они". Они- это не только "Б.
Г.", но и Сережа Африка, Тимур Новиков, Сергей Шутов, Виктор Цой, Михаил
Федоров-Рошаль, Лена Зелинская, Дуня Смирнова... Я не перечислю всех
представителей культуры "советского андерграунда", которые так щедро
поделились своим искусством с картиной. Да и не в картине в конце концов сейчас
дело. Дело в том, что, пока мы осторожно и умно ждали, они беззаветно создавали.
Они создавали и создали эту культуру, которую мы примитивно и неточно окрестили
"советский рок", хотя, в сущности, никакой это не "рок".
Настоящий "рок" в Америке. А здесь советская молодежная метакультура
сопротивления. Сопротивления бюрократии и коррупции, лжи и ханжеству, мещанству
и обуржуазиванию, издевательству над личной свободой и совестью.
Узнав их, прожив с ними почти два года, я полюбил их еще больше, чем сторонне
любил за искусство. Это люди исключительных человеческих качеств и высокого
гражданского мужества. Потом картина кончилась. Я не стал носить серьгу,
надевать три рубашки одна на другую и заплетать косу. Один из основателей и
отцов этой культуры, Борис Гребенщиков, так и не превратился для меня в
"Б.Г.", остался Борей. Мы собираемся работать дальше. Новая картина
никакого отношения к "року" не имеет. Это экранизация романа Б.
Окуджавы "Свидание с Бонапартом", исторический мюзикл. Согласились
работать над этим вместе, ощутив себя в некотором смысле "старинными
братьями по Окуджаве"...
А "Б. Г." - это, конечно, давно уже не только человек. Это цельное,
сегодня почти академическое, культурное понятие, знакомство с которым, даю вам
слово, обещает восхитительное путешествие в уникальный мир личности, наличие
которого одно и определяет древнее и прекрасное звание - поэт.
|