Слезы бывают не только на лице, слезы бывают в сердце. Душа плачет!.. Это так
редко происходит, что иногда кажется, что у многих вместо сердца камень. Но есть
явление, изначально способное "пробивать" любое сердце, даже каменное.
Это явление — часть духовной сферы, именуемая искусством. Среди сотен и
тысяч людей, появляются вдруг единицы, идущие наперекор устоявшимся
(скорее застоявшимся!) представлениям об окружающей среде, и создают свою среду,
свой мир, не похожий ни на какие прочие. Неповторимо прекрасный, несколько даже
опасный тем, что очень честный. Он (этот мир) и живет по законам жизни и смерти,
любви и справедливости и какой-то особенной горечи, и соприкоснувшись с ним,
становится по меньшей мере не по себе, ведь то, что вокруг нас, зачастую
чудовищно несправедливо!
То, чем занимаются единицы, трудно выразить и определить в смысле жанра или
чего-либо подобного, ведь сказал О.Уайльд в "Портрете Дориана Грея":
"Определить, значит ограничить". Но мы будем касаться только одного из
притоков могучей реки искусства по имени "рок", поэтому определимся,
что речь идет о рок-культуре. И здесь первой из таких "единиц" для
моего поколения хочется назвать Виктора Цоя и его группу
"Кино".
Образовавшись в начале 1981 года, группа "Кино" сразу же проявила
характер в исполнительском облике и направлении творческих поисков. Основной
особенностью явилось то, что "Кино" — это не просто музыкальный
ансамбль, объединяющий людей на основе узкомузыкального пристрастия. И
перефразируя известное высказывание Бориса Гребенщикова, "Кино"
— это образ жизни. После второго ленинградского рок-фестиваля в журнале
ленинградского рок-клуба "Рокси" появилось интервью с
Гребенщиковым:
...Корреспондент: Что тебе понравилось на фестивале?
- "Кино"! Я был после концерта просто в трансе. Если переходить к
теории, то вот обычно, когда люди сидят в зале и смотрят на сцену, они видят там
некое действо, праздник, колдовство. И появляется мысль, что те, кто на сцене,
вот так все время и живут. На самом деле так в свое время жили
"Битлз", а у нас это невозможно. В свое время так жил
"Аквариум". Сходя со сцены, мы оставались такими же, какими были на
ней. Это потом появилось электричество, одежды, грим, кимоно, синтезаторы и так
далее... Мне кажется, что на сцене он больше Цой, чем в жизни. И, в общем,
каждый, кто его в той или иной степени знает — в той или иной степени
понимает. Когда я видел "Кино" — я видел героев, я видел живую
легенду...
Мироощущение "Кино" находит собратьев "Кино", и примкнувшие
к ним близкие по духу образовали себе собственное направление в живописи —
"новые дикие". На прошедшей недавно в Нью-Йорке выставке ленинградских
современных художников большинство картин было "митьков" и "новых
диких", из них 10 картин принадлежало кисти Виктора Цоя.
Но вернемся в музыкальное русло. После состоявшихся в 1982 году успешных
гастролей в Москве, вызвавших восторженные отзывы прессы, "новый
романтизм" "Кино" стал находиться под пристальным наблюдением
тех, кому дороги наши культурные фонды.
До 1986 года "Кино" было символом "потерянного" поколения и
четко отражало всю горечь и протест против духовного застоя в жизни человека
Города; группа отражала воззрения той локальной части людей молодого и среднего
возраста, кто наиболее болезненно ощущал тупик в своей жизни, определенную
безысходность. В этот момент "Кино" становится трижды лауреатом на
самых престижных в стране ленинградских рок-фестивалях, успех, выпавший на долю
первых магнитофонных альбомов группы "45", "46",
"Начальник Камчатки", "Это не любовь", ошеломителен, а
многие их песни, такие как "Электричка", "Транквилизатор",
"Троллейбус", "Алюминиевые огурцы", "Весна" и
многие другие, распевались в большинстве студенческих компаний. Казалось, что,
попав благодаря несомненному таланту и социальному чутью в ту струю, в которой
"Кино" могло еще долгие годы иметь успех и популярность, ничто уже не
могло свернуть музыкантов с этого пути.
Но Виктор Цой неожиданно для всех предвосхищает в своем творчестве то, что уже
все привычнее называют "искусством перестройки". Этот первый резкий
поворот вызвал вначале удивление, а потом духовное принятие новой позиции. (Хотя
вполне возможно, что это вовсе не принятие новой позиции, а расширение
плацдарма). Если ранее энергия в песнях "работала на оборону", то
теперь она становится энергией атаки.
Перемен требуют наши сердца!
Перемен требуют наши глаза!
В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен -
Перемен! Мы ждем перемен!
Несомненно, огромную силу и обаяние представляет очень цельная, трагичная и
незаштампованная лирика Виктора Цоя. Обычные предметы, реалии окружающего мира
неожиданно предстают перед нами, как в сказках Г.Х.Андерсена, в новом качестве,
оживленные и наполненные внутренним светом.
Альбом 1986 года "Ночь" показателен в этом отношении. Индивидуальность
слушателя независимо даже от его воли сливается с индивидуальностью лирического
героя песен. Очень реальные вещи, понятия, ситуации в этом альбоме сосуществуют
с немногочисленными символами — ночь, дождь, ветви деревьев, —
которые опять же "скрывают" в себе четкую реальность.
При всем этом даже в самой печальной песне присутствует ирония, и что более
удивительно — самоирония (это, пожалуй, наиболее отличительные черты
В.Цоя). Цой своим низким, глубоким голосом вкладывает в песню все нужные и
характерные только для него интонации. Наверное потому, исполняя песни Цоя, как
и песни Высоцкого, нужно петь, подражая голосу автора, в противном случае
пропадает цельность образа. Часто настроения песни от личностного восприятия
переходят к чему-то более глобальному, и чувствуешь, что устами Цоя поет целое
поколение.
Только капля за каплей из крана вода,
Только капля за каплей из времени дниа,
Ты пойдешь рубить лес, а увидишь лишь пни...
Наше сердце работает как новый мотор!
Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать,
И мы будем делать все, что мы захотим,
Пока вы не угробили весь этот мир...
Конечно, в отрыве от музыки слова покажутся кому-то слишком простыми. Но это не
стихи, а именно тексты песен, и их, подобно текстам Гребенщикова, Кинчева,
Шевчука, невозможно анализировать вне музыки.
Андрей Тарковский писал: "Искусство несет в себе тоску по идеалу. Оно
должно поселять в человеке надежду и веру. Даже если мир о котором рассказывает
художник, не оставляет места для упований. Нет, даже еще более определенно: чем
прочнее мир, который возникает на экране, тем яснее должен ощущаться положенный
в основу творческий идеал, тем отчетливее должна приоткрываться перед зрителем
возможность выхода на новую духовную высоту".
Эти слова великого режиссера безусловно соотносимы и с творчеством Виктора
Цоя.
Знаменательным событием культурной жизни стал уже получивший широкое
распространение альбом 1988 года "Группа крови". Это новый, второй
поворот в творчестве Виктора Цоя, снова он не укладывается в привычные
рамки.
Смерть стоит того, чтобы жить.
А любовь стоит того, чтобы ждать...
Многие уже видели музыкантов "Кино". Виктора Цоя, Юрия Каспаряна,
Игоря Тихомирова, Сергея Бугаева — "Африку", "Густава"
Гурьянова в нашумевшем фильме С.Соловьева "Асса", их же можно будет
увидеть в документальных фильмах "Рок" и "Город" —
сценарий которого написан "митьками о митьках", и в художественном
фильме "Игла", где Виктор Цой выступает не только в качестве автора
музыки и песен, но и исполнителя главной роли.
У восточных народов есть понятие "до": любое явление, занятие —
это "до" — путь, дорога без конца.
Мне кажется, путь осмысления действительности, философия, присущая Виктору Цою и
его друзьям, — это тоже дорога без конца. В одной из популярнейших песен
"Кино" "Перемены" многие в ее осмыслении делают упор именно
на ключевые слова: "Перемен! Мы ждем перемен!". На самом деле основное
содержание, может быть, всей философии Цоя в "Кино", содержится в двух
"незаметных" строчках. Они, по-моему, являются основными звеньями той
цепи, соединяющей сердца тех, для кого концепция "киношников" является
своей жизненной концепцией:
И больше нет ничего,
Все находится в нас...
|