Завтра в универсальном Дворце спорта "Крылья советов" начинаются
совместные концерты ленинградской группы "Кино" и столичного
"Альянса", организованные Московским рок-клубом. Интерес к ним
оказался настолько велик, что билеты исчезли из театральных касс еще две недели
назад.
Сейчас "Кино" осталось чуть ли не единственной советской рок-группой,
на сольные концерты которой еще собираются полные залы практически в любом
городе. Состав прежний: Виктор Цой (вокал, гитара), Георгий Гурьянов
(барабаны), Игорь Тихомиров (бас-гитара), Юрий Каспарян (гитара).
"Альянс" — любимец московской публики прошлого года. Однако
группа готовится к новому прыжку, и возможно, в ближайшее время вернет себе
прежние позиции в нашем хит-параде.
Полтора года назад мой коллега Женя Додолев откровенно признался в
"Звуковой дорожке" ("МК" от 25 марта 1988 г.), что
почему-то он всегда вспоминает Аманду Лир, слушая Виктора Цоя. Аманда Лир, судя
по ее продолжительному молчанию, осталась, видимо, довольна комплиментом и не
стала опровергать авторитетное суждение. Не так давно Витя и "Кино"
побывали на родине Аманды в Италии, в городе Риме. Они пробыли там всего трое
суток, и, конечно, никак не могли встретиться с обворожительной итальянкой. Не
потому, что было времени в обрез, а потому, что много-много лет назад начавшая
свою певческую деятельность Аманда Лир умчалась из Италии на Британские острова
вслед за Дэвидом Боуи, который предрек ей звездное будущее. Как был прав старик
Боуи! Да и ладно.
Пусть теперь Аманда кусает свои локти, завидуя всей московской рок-публике. А
завидовать есть чему! Долгожданный праздник — концерты "Кино" в
Москве — начнется уже завтра.
Целый год скучали верные бойцы московского рок-фронта, лишенные общения с одним
из своих любимцев и его славной командой. Скучали и не могли взять в толк,
почему "Кино" объезжает Москву стороной. Но Цой не виноват. Год
назад, тоже в октябре, на памятных концертах в Лужниках обожатели Витиного
творчества, впав в экстаз, поломали несколько рядов алюминиево-брезентовых
стульчиков, неизвестно зачем выставленных в партере. Очень рассердились тогда
на Витю и решили, что это он во всем виноват: вместо того чтобы петь
легкомысленные песенки, лучше бы занялся утихомириванием зрителей.
С тех пор, правда, решилась проблема, над которой "ЗД" безуспешно
билась очень долгое время — партеры на всех роковых концертах стали
наконец освобождать от архаичных сидячих рядов. Клин, как говорится, выбили
клином. Но "киношники" оказались крайними, и все это время были
лишены визы на въезд в пределы Москвы и области.
Но мир не без добрых людей. Героическими усилиями директора концертных программ
Юрия Айзеншписа удалось пробить и эту мощную стену. В результате 19 октября сего
года, выйдя из вагона "Красной стрелы", Виктор Цой благополучно
ступил на московскую землю.
О радостной встрече в редакции "МК", куда Витя приехал прямо с
вокзала, в тот же вечер сообщила "Экспресс-камера" устами Наташи
Тюриной, а наутро — мы.
С дороги Витя был очень уставший и совершенно неразговорчивый. Мы попили кофе
(что видели все, кто смотрел "Экспресс-камеру"), а потом Цой сказал,
что вообще не любит давать никаких интервью, потому что вопросы все одни и те
же, часто глупые, а напечатанные ответы совсем не совпадают со сказанным на
самом деле.
Мы Вите искренно посочувствовали и спросили, с чего бы он начал свою
деятельность, если бы его выбрали народным депутатом.
- Я бы, наверное, взял самоотвод, — ответил Цой. — Не мое это дело
— политика, не умею я этим заниматься и ничего хорошего из этого не
получится. Я уже занимаюсь своим делом, — резюмировал он.
Что касается "своего дела", то здесь творится следующее. Летом
выпущен новый магнитофонный альбом "Звезда по имени Солнце", во
Франции вышла уже настоящая пластинка с песнями разных лет, а в Нью-Йорке
опубликована предпоследняя работа "Кино" — альбом "Группа
крови" (пластинка отменного качества), магнитофонная запись которого
заняла в итоговом хит-параде "ЗД" за 1988 г. второе место (см.
"МК" от 6 января сего года).
- А почему в Нью-Йорке-то? — не удержался я от глупого вопроса.
- Потому что я в плохих отношениях с фирмой "Мелодия", —
сказал Витя, — и никогда ни на какие отношения с ней не пойду. Ни сейчас,
ни в будущем:
Далее Цой пояснил, что находится в большой обиде на "Мелодию" за то,
что у него даже никто не спросил разрешения на выпуск альбома "Ночь"
как пластинки. Это неэтично и бескультурно, считает Цой. Вот американцы, перед
тем как выпустить "Группу крови", обратились с официальным
предложением.
Не считая омрачившую Витино житие неприятность с "Мелодией", все
остальное в биографии "Кино" вроде нормально.
Успешно прошел кинодебют в фильме "Игла". Говорю это не ради
протокола. Из всех кинематографических начинаний наших рок-и поп-именитостей
"Игла" с Цоем представляется произведением, наиболее приближенным к
понятию "искусство кино". У Цоя самые серьезные намерения на
дальнейшую работу в кинематографе, которая ему очень понравилась.
Утверждение о несомненной популярности группы "Кино" и Виктора Цоя
давно уже перестало быть откровением. Как сказал один близкий к
"киношным" кругам человек, популярность песен Цоя идет от народа, они
не нуждаются в искусственном насаждении и назойливой рекламе.
Похоже, Витя не очень обременен поисками славы. Хотя, безусловно, ему, как
любому нормальному человеку, весьма приятно, что его произведения находят отклик
у многих людей. Однако он заверил в беседе, что никогда не споет песню, которая
ему не нравится. Даже если все будут предрекать ей стопроцентный успех в
хит-парадах.
Цой вышел из андеграунда, но он не радикал в своем творчестве. Он предпочитает
призывам и революционным лозунгам философские рассуждения, что очень
соответствует его флегматичному характеру. С другой стороны, его философия
— вполне конкретная политика, далекая от абстрактного
миросозерцания.
Все это в сочетании с красивой музыкой, которую кое-кто из идеологических
противников обзывает "коммерческой", очень нравится московским (и не
только московским) рок-фанам. Поэтому они в считанные дни вымели все билеты на
концерты "Кино" из касс Дворца спорта "Крылья
советов".
|