Подвал в далеко не богатом районе Парижа. Полутемный, прокуренный, набитый
людьми зал. Это – популярная молодежная дискотека "Джибюс", отмечающая
свой день рождения: ей 20 лет. Здесь выступали ДИП ПЕРПЛ, ПОЛИС, группы
поскромнее... На юбилей-89 приглашен московский ЦЕНТР, правда, не специально.
ЦЕНТР приехал во Францию по случаю выхода своей пластинки с 10 песнями,
компакт-диска, кассеты. И поездка была у него не триумфаторская, а сугубо
рабочая.
К Василию Шумову — руководителю ЦЕНТРА — пробиться не так легко. У него строгий
деловой график: журналисты, музыковеды, телевидение, радио, магазины пластинок,
наконец, выступление в "Джибюсе", потом еще одна дискотека, съемки
видеоролика...
Любопытно смотреть, как их принимают в безумном "Джибюсе". Время — за
час ночи, и столпившаяся у сцены публика готова танцевать под что угодно — лишь
бы играли. Но, выйдя на сцену, Вася Шумов говорит: "Мы прилетели несколько
дней назад сюда самолетом "Аэрофлота"..." Его перебивают свистом,
не дают договорить, требуют играть, но Шумов продолжает свой рассказ. И тем, кто
пришел в этот вечер в "Джибюс" специально только из-за ЦЕНТРА, эта
шумовская манера держаться — естественная и с достоинством — нравится. Другой бы
на его месте махнул рукой сыграл и ушел, а Шумов невозмутимо комментирует каждую
песню.
Толстый иллюстрированый журнал "Актюэль", ориентированный на молодую
левую интеллигенцию и считающий себя выразителем всего того, что вот-вот
произойдет во французском обществе, на звал пластинку ЦЕНТРА - а это первая
пластинка советской рок-музыки во Франции — диском месяца. Он пишет: "В
конце концов можно желать русским обрести свободу и тем не менее при этом также
хотеть, чтобы они ее использовали не для того, чтобы исполнять нам
"Сатисфэкшн" (одна из самых популярных песен группы РОЛЛИНГ СТОУНЗ. —
Прим. авт.).
"Мы не ожидали такого теплого приема", — говорит мне Василий Шумов.
Его слова не надо понимать в том смысле, что весь путь ЦЕНТРА по парижским
улицам был усыпан цветами. Речь идет об очень уважительном отношении к группе,
имеющей свое лицо, свои тексты, свою собственную манеру поведения на
сцене.
Взявшая под опеку ЦЕНТР во Франции крупнейшая музыкальная фирма
"Барклей", входящая в состав мультинационального гиганта грамзаписи
"Полиграм", отнеслась к ансамблю Шумова не как к любителям, тем более
приехавшим из модной сейчас на Западе Москвы, а как к профессионалам.
Действительно, туризмом ЦЕНТРУ во Франции заниматься было просто некогда. Год
назад для записи пластинки Василий Шумов почти безвылазно провел месяц в
парижской студии. Этой весной, когда группа приехала уже в полном составе, она
почти так же без передышки занималась рекламой пластинки: интервью, концерты,
съемки.
Максим Шмидт — французский продюсер, работающий с ЦЕНТРОМ, считает, что для
того, чтобы попасть в "Топ-50" — еженедельный хит-парад из 50 наиболее
раскупаемых пластинок-миньонов, — требуется 6 месяцев интенсивной работы с
исполнителями. У меня такое впечатление, что если умело поставить дело, то можно
навязать публике все, что угодно. Например, сейчас во французском хит-параде
совершенно неожиданно появилась — после нескольких лет полного забвения — группа
БОНИ М — причем со старыми песнями.
Не уверен, что у ЦЕНТРА во Франции может быть большой коммерческий успех. В
"Топ-50" он не войдет. Песни группы требуют знания русского языка, а
музыкальный рынок насыщен, капризен. Чтобы пробиться наверх, нужно быть на виду,
в первую очередь делать ставку на телевидение. Без этого, как могли убедиться на
собственном опыте даже очень известные французские певцы, не заполнить зал во
время концертов, а значит, не продать пластинок.
Но было бы глупо оценивать работу ЦЕНТРА во Франции по результатам в хит-параде.
Главное, что московский ансамбль появился здесь вообще, заявил о себе в области,
которую монополизировала англоязычная музыка.
Заключительное слово — Василию Шумову: "Мы столкнулись с очень
доброжелательным отношением к себе. Много увидели, узнали новых людей. И мы, и
они поняли: пропасти между нами не существует. Это было нормальное
общение".
Д. ЯКУШКИН.
Париж.
|