Кинематограф не мог пройти мимо ленинградского рока хотя бы потому, что одна из
самых известных групп на берегах Невы называется в честь него самого.
Лидер группы КИНО Виктор Цой, самый популярный кочегар из рок-звезд, говорит в
документальном фильме Алексея Учителя "Рок": "Это не хобби, это
образ жизни... Сегодня это то, ради чего я готов пожертвовать всем".
Раскачиваясь, как буддийский лама, в ритм музыке, Цой поет: "Я ждал это
время - и вот это время пришло. Те, кто молчал, перестали молчать. Те, кому
нечего ждать, садятся в седло. Их не догнать, уже не догнать".
В Фильме "Игла" Рашида Нугманова (автора превосходной короткометражки
"Ия-хха" о звездах ленинградского "андеграунда.") Виктор Цой
играет Моро, бывшего "наркома", который пытается спасти свою подругу
Дину, "севшую на иглу". Немногословный, двигающийся мягко и легко, как
ниндзя, Моро вступает в единоборство с "пушерами" - поставщиками
наркотиков. Нож острый, как игла, пронзает в финале картины Моро, но, медленно
оседая в снег, он прикуривает свою последнюю сигарету...
В финале другой картины, "Асса" Сергея Соловьева (кстати, учителя
Нугманова во ВГИКе), мы видим море огней - светят в ночи зажигалки, негасимые
свечи надежды. Цой поет: "Перемен требуют наши сердца..."
Главную роль Бананана исполнил в "Ассе" легендарный
"Африка", известный в миру под именем Сергея Бугаева - обаятельный
блондин, художник-авангардист, шоумен из ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ.
Что такое ПОП-МЕХАНИКА, до конца не знает никто, включая ее создателя Сергея
Курехина, дерзкого капитана этого сумасшедшего корабля. Слухи ходят разные. Одни
считают, что это оркестр разномастных, но неизменно профессиональных каждый в
своем жанре исполнителей, и по-своему правы. Другие полагают, что это спонтанный
театр, и тоже не ошибаются. В интервью "Голосу Америки" Сергей Курехин
назвал стиль, в котором работает ПОП-МЕХАНИКА, "музыкальным
идиотизмом", подав нашим заокеанским коллегам пример искренности и
самокритичности в искусстве.
На мой взгляд, ПОП-МЕХАНИКА - это хепенинг и театр абсурда, это братство людей,
которые мыслят в унисон, это союз художников, каждый из которых, оставаясь
индивидуальностью, приносит свое искусство на алтарь музыкального
плюрализма.
Фрагменты удивительных действ Сергея Курехина, решенных в жанре
"стёба", запечатлены в документальных "Диалогах" Николая
Обуховича и "Трагедии в стиле рок" Саввы Кулиша. Здесь и демонстрация
"металлоломно-сантехнических" моделей, и участие четвероногих друзей:
столь любимых Курехиным, и немыслимые, немотивированные вторжения в рок
классического бельканто, соцарта, порций джаза, маскульта,
архивно-ретроспективного песенного материала.
Курехин попробовал себя и в кинодраматургии, приняв участие в создании фильма
"Музыкальные игры", и, по слухам, сам собирается снимать кино - даже
привез из Штатов цифровую 8-миллиметровую видеокамеру "Сони". Однако
Капитан предпочитает работать в студийных тонателье, колдуя со своими
синтезаторами, компьютерами, сэмпперами, записывая музыку для фильмов нового
хозрасчетного объединения " Ладога", созданного на
"Ленфильме".
Одной из новинок "Ладоги" станет развлекательное шоу "Музыкальные
игры" Виталия Аксенова, автора популярной ленты "Как стать
звездой".
Это головокружительный коллаж с участием звезд эстрады и рок-музыки. Среди них -
легендарный оперный бас Борис Штоколов, волшебная дива Эдита Пьеха, соул-певица
Ольга Домушу, "хэви-металлическая" группа АВГУСТ, поп-звезда Игорь
Корнелюк, песни которого облюбовали все хит-парады.
В сатирической бюрократиаде Сергея Овчарова "Оно" (ударение на второе
"о", поклонники Йоко!) музыка Курехнна стала одной из важных сторон
произведения, соперничая по обилию иронии и сарказма с виртуозной игрой Ролана
Быкова. В новой картине "Посвященный" продолжается сотрудничество
композитора с режиссером Олегом Тепцовым, начатое в мистическом триллере
"Господин оформитель".
Кинематографическим манифестом группы МИТЬКИ стала первая работа молодого
режиссера Александра Бурцева "Город", поставленная по сценарию
"митьков" Александра Шинкарева и Владимира Тихомирова.
Фильм рассказывает о судьбе молодого художника, приехавшего в Ленинград
поступать в Академию художеств. Открытия и первые разочарования сопутствуют
Володе. Его сюрреалистическая картина сурово раскритикована художниками -
"митьками", приятелями его подруги Алевтины. Город наводнен
"лимитчиками" и честолюбивыми провинциалами, которые надеются его
покорить.
"Сестра, здравствуй, сестра! Дык елы-палы..."- поет в
"Городе" Борис Гребенщиков, употребляя любимое мистическое заклинание
"митьков". Есть в фильме Александра Бурцева и "смурная"
песня другого аквариумиста, Андрея Романова. Превосходная песня Виктора Цоя,
посвященная памяти безвременно ушедшего барда Александра Башпачева.
Песни Б. Г. звучат и в соловьевской "Ассе", и среди них подлинная
жемчужина - "Мочалкин блюз", томная исповедь городского
донжуана.
Оператор Дмитрий Масс дает в "Роке" ряд замечательных психологических
портретов Б. Г. - изысканного, аристократического.
В студенческом фильме "Йа-хха" Рашид Нугманов интригующе портретирует
Майка Науменко, руководителя ЗООПАРКА.
Петербургские брандмауэры, дворы, похожие на руины Хиросимы, мусорные баки, по
которым только и можно догадаться. что дворы обитаемы. Майк, зловещий человек в
очках - кулаком вышибающий двери, поднимающийся по лестницам заброшенного дома,
произносящий перед зеркалом заветное слово из трех букв и кулаком же разбивающий
свое отражение...
Атмосферным воздухом своей первой картины, "Взломщик", Валерий
Огородников сделал стихию "тусовок", "обломов" ,
"улетов". Режиссеру удалось рассказать о молодежи, для которой обличье
панка или "тяжметаллиста" - пароль для себе подобных. Все эти кожанки,
цепи и шипованные браслеты в стиле "садо-мазо" - не что иное, как
наивная и деланно-агрессивная альтернатива "синдрому приобретенного
дефицита", болезни, почти такой же неизлечимой, как и ее тезка
СПИД.
Социальная мимикрия героев "Взломщика" ограничивается тем, что они
примеряют наряды, давно вышедшие из моды и теперь, с течением лет,
превратившиеся из китча в самый "попс". Не случайно они
"торчат" не на последних хитах из "топ-твенти", а на
приметах "неглубокого ретро" - в фильме фоном звучат популярные
некогда твисты вроде "Черного кота".
В фильме "Взломщик" снимался Константин Кинчев, суперзвезда
"невской волны", лидер группы АЛИСА, гроза ленинградских милиционеров.
Кинчев тяготеет к "демоническому" року (яркий макияж, шокирующие
тексты, ореол скандальных слухов), чем необычайно радует борцов с
"сатанинской" музыкой, видящих в АЛИСЕ исчадие ада.
Таким исчадием многие считают и Олега Гаркушу, сюрреалистический балет которого
и зловещий грим "а-ля Носферату" повергает в столбняк бабушек перед
телевизором.
Долговязый, в черном костюме, лацканы которого увешаны значками и
"цацками", живо напоминающими "иконостасы" застойных лет,
лидер АУКЦИОНА Гаркуша вдохновенно исполняет свои диковинные танцы, похожий на
гуттаперчевого мальчика, надышавшегося ядовитого клея. Один из главных
аттракционов ПОП-МЕХАНИКИ, Гаркуша снимался в "Роке" и
"Взломщике". Но, как и Цой, сыграл сугубо драматическую (без танцев)
роль в комедии Евгения Татарского "Презумпция невиновности".
Антон Адасинский - в прошлом участник АВИА и лицедей из клоун-мимтеатра
Вячеслава Полунина, а ныне руководитель студии "Дерево" - снимался на
"Ленфильме" в развлекательном шоу "Как стать звездой", а
также в роли военного журналиста в фильме Александра Рогожкина "Ради
нескольких строчек...".
Адасинский и его люди красноречивы своей пластикой, смутными ритуалами, в
которых сплетаются элементы язычества, буддизма и лагерного социализма. Экранный
Адасинский напоминает персонаж из антиутопий Оруэлла или Замятина, бритоголовое
существо с графических листов Павла Филонова.
Юрия Шевчука и группу ДДТ снимали Алексей Учитель в своей антологии
ленинградского рока. Петр Солдатенков в публицистической "Игре с
неизвестным", Виктор Волков в "Публикации".
Песни Шевчука близки по духу бардам - "шестидесятникам" и прежде всего
Высоцкому, отличаясь, понятно, музыкальным языком и абсолютным непочтением к
эвфемизмам. Его песни, похожие на вопли раненого вепря, ярче других выражают
драматизм окружающей жизни, апокалипсическое предчувствие гражданской войны.
"Славянский соул" Шевчука, поддерживаемый властным, жгучим саундом
ДДТ, подобен иерихонской трубе: "Я - церковь без крестов, лечу, раскинув
руки, вдоль сонных берегов окаменевшей муки". Или его жесткая, отчаянная
"Революция": "Два пальца вверх - это победа, и это два пальца в
глаза! Мы бьемся насмерть во вторник за среду, но не понимаем уже четверга! В
этом мире того, что хотелось бы нам, - нет! Мы верим, что в силах его изменить,
- да!"
Рок по-прежнему остается специфическим языком молодежи, однако от усложненных,
электронных его форм он возвратился к корням - доброму старому рок-н-роллу,
жесткому "хэви" (и спид-метал), року, музыке
"реггей".
"Невская волна" отечественного рока, размывая застойную дамбу, все еще
возводимую радетелями национальной "чистоты", хлынула за пределы
страны. Сергей Курехин дает свои представления в Америке, Скандинавии и Японии.
Б. Г. записывается в Штатах, дает благотворительные концерты, сотрудничает с
ЮРИТМИКС, Юрий Каспарян из группы КИНО женился на американской певице Джоан
Стингрей (энтузиастка, стараниями которой увидела свет знаменитая пластинка
"Красная волна"), и, кажется, этот союз будет удачно сочетать дела
сердечные с делами творческими и продюсерскими.
Ленинградская фирма "Русское видео" во главе с ее энергичным боссом
Дмитрием Рождественским снимает концертные программы и клипы с участием
суперзвезд ленинградского рока.
Рок-н-ролл жив, а мы еще нет...
Фото А. Андрющенко, Л. Гусева, П. Васильева, Г. Коревых. А. Усачева
|