Слово "хайп" очень часто употребляется в Америке, когда речь идет о
музыкальном бизнесе. Обычно оно имеет насмешливый оттенок. Этим словом называют
рекламную шумиху, которую поднимает компания звукозаписи вокруг артиста или
новой песни. Объект "хайпа", однако, часто не оправдывает надежд, и
вскоре о нем забывают.
Именно в "хайпе" таится самая большая опасность для Бориса
Гребенщикова, первая американская пластинка которого - "Радио тишина"
- выходит в июне. Пластинку очень ждут, газеты уделяют событию огромное
внимание, а некоторые журналы даже вынесли эту информацию на обложки. Это
необычно уже само по себе - ведь чтобы обеспечить продажу будущей пластинки,
четко отлаженные рекламные механизмы компаний запускаются только в момент выхода
альбома.
И хотя Гребенщикова называют "выдающимся поэтом своего поколения",
"русским Бобом Диланом", можно понять скептическое отношение
искушенных любителей музыки и профессионалов в этой области: они не раз видели,
как подобные кампании рассеивались, не оставляя и следа. "Не может быть
русской рок-звезды, - утверждают они, - которую можно было бы сравнить с нашими
легендарными звездами. Ведь в конце концов это мы придумали саму форму, и сейчас
мы далеко впереди в своем культурном развитии. Так что все это
"хайп"!"
Чтобы рассеять подобные домыслы и оставить "хайп" в покое,
американская компания "Белка интернэшнл", работающая с Гребенщиковым,
решила показать своего подопечного в знаменитом манхэттенском ночном клубе
"Боттом лайн", где в свое время начинали рок-звезды, известные сегодня
во всем мире - Брюс Спрингстин и Билли Джоэл.
Кенни Шаффер из "Белка" говорит, что интерес к Гребенщикову огромен, и
они хотят, чтобы люди убедились: это не "хайп". О Борисе много говорят
и пишут, но самого его никто не слышал, поэтому недоверие вполне естественно.
Вдруг его и не стоит слушать? Но мы-то знаем, что стоит, и если тысяча зрителей
увидит его за месяц до выхода пластинки, они смогут рассказать другим, и те тоже
поймут, что слушать стоит.
Словом, это то же искусство "хайпа", но Кенни правильно сделал, что
по-другому отнесся к проекту с Гребенщиковым. Ведь этот проект поистине
исторический и заслуживает быть представленным особо, а с "хайпом" или
без - неважно. Лично я, побывав на "премьере" Гребенщикова, могу
подтвердить, что слушать очень даже стоит.
Выступая с группой, собравшейся вместе всего на один концерт, обаятельный артист
держался легко и уверенно. С Гребенщиковым выступали Дэвид А. Стюарт из группы
ЮРИТМИКС - гитарист мирового класса, он же продюсер "Радио Тишина", на
ударных и клавишных - другие хорошие западные музыканты, они же - вторые голоса,
на бас-гитаре - Саша Титов из АКВАРИУМА.
Выступление началось с двух песен на русском. В первой Гребенщиков
аккомпонировал сам, во второй с ним играл Стюарт. Затем появился весь состав, и
Борис пел песни на английском языке из своего будущего альбома. Одетый в черное,
с волосами, зачесанными в хвост, Гребенщиков был больше похож на западную
рок-звезду чем Стюарт. Он то шептал, то выкрикивал слова песен, проявляя
истинный темперамент поэта, и на него никак не действовало присутствие таких
светил рока, как ИГГИ ПОП, Грэм Кэш, Энни Леннокс, не говоря уже о влиятельных
людях из компании звукозаписи, одетых в смокинги по поводу благотворительного
обеда, который состоялся немногим раньше.
Вот что сказал Алан Пеппер, владелец ночного клуба, который принимал у себя
многих выдающихся рок-музыкантов: "Люди из компании садятся поудобнее и
говорят: "Мы так много слышали о тебе, а ну-ка сыграй нам!". Но все
хотели, чтобы этот парень действительно показал себя. Не знаю, дух ли это
гласности или братства, но все болели за него".
Для самого Гребенщикова первое выступление в Америке не было чем-то новым.
"Не было никакого напряжения, а реакцию публики ощущать всегда приятно, -
сказал мне позже Борис. - Ничего другого я и не ждал. Я достиг всего, чего мог,
в России. То, что происходит здесь, меня не удивляет".
Восторг критики был единодушным. Газета "Ньюсдэй" сравнила
Гребенщикова по исполнительской манере с такими выдающимися рок-музыкантами, как
Дэвид Боуи, Брайан Ферри и Лу Рид. Газета заметила влияние западной музыки на
стиль его игры и одежды.
"Нью-Йорк таймс" добавляет к списку Боба Дилана и Джона Леннона.
"Нетрудно понять, почему советская публика шла на "неофициальные"
концерты Гребенщикова, - пишет газета. - В его песнях чувствуешь мужество и
силу, и, несмотря на языковой барьер, нескольких песен на русском хватило, чтобы
передать всю боль". Тот же журналист считает, что новые песни Гребенщикова,
которые он поет на английском, многое потеряли в сравнении с песнями,
исполненными на русском языке.
Один мой знакомый высказал еще одну мысль - об этом наверняка заговорят, когда
выйдет альбом. Он считает слишком очевидным, что музыка Гребенщикова напоминает
западные источники - в частности "Белый альбом" группы БИТЛЗ, вышедший
в 1968 году.
Думаю, многие из нас предпочли бы увидеть, как русская рок-звезда в цыганском
костюме играет минорный военный марш на балалайке под портретом Ленина. Это
потому, что мы ничего о России не знаем. Мне кажется, что происходящее сейчас с
Гребенщиковым и другими советскими музыкантами, которые последуют за ним, похоже
на происходившее в шестидесятых, когда БИТЛЗ начали "Британское
вторжение". Музыка, с которой приезжали английские группы, была, по
существу, переделанной американской музыкой с отражением чужой культуры и опыта.
Американцам эта музыка казалась очень знакомой и в то же время удивительно
оригинальной. А теперь может получиться так, что историческое "русское
вторжение" снова познакомит нас с нашим же огромным наследием
рок-н-ролла.
Пока неизвестно, станет ли "Радио тишина" популярной, или уйдет вместе
с "хайпом". Но, безусловно, Гребенщиков сумел себя показать. Один
"охотник за талантами" из конкурирующей фирмы, покидая "Боттом
лайн", сказал мне: "Теперь-то я вижу, что Гребенщиков - настоящий,
заслуживающий доверия артист, а не просто продукт гласности".
Джеймс БЕССМАН, американский журналист. Нью-Йорк.
|