...Нет, и все-таки давайте ставить вопрос шире. Проходят те времена, когда мы,
захлебываясь от восторга, говорили о только-только вылезших из темного
андерграунда в большой и светлый мир группах, которые впервые опасливо писали на
своих афишах слово "рок".
Процесс легализации рок-музыки в СССР, и без того крайне болезненный из-за того,
что людям, годы и годы проведшим на полулегальном положении, трудно отказаться
от отработанного стиля жизни и творчества, осложняется дополнительными
факторами. Пресса в подавляющей массе публикаций нагнетает вокруг рока истерию
той же интенсивности, что и в те времена, когда "страшнее рокера зверя не
было", но сменив в духе времени кошмарные обвинения ("сатанизм",
"фашизм", "аполитичность"...) на директивно-слюнявую
восторженность ("прогрессивность", "патриотизм",
"социальность"...). И все это вместо того, чтобы хотя бы попытаться
дать объективный анализ происходящему. Хотя требовать от прессы анализа,
наверное, просто невежливо - пока рок котируется наравне с другими запретными в
прошлом "горячими" темами, пресса будет его использовать для
привлечения подписчиков и поднятия тиражей. Хороший пример - "Юность".
Где анонсированная в N 5/87 "Иллюстрированная история отечественного
рока"? После опубликованных трех глав продолжение все
"следует"... Коммерческие музыканты, включившие в свои арсеналы
роковую манеру подачи, паразитирующие на популярности рока и дискредитирующие
его сущность; противники помельче - всякого рода "наши современники" и
недоснятые чинуши... Изобилие соблазнов сильно осложняет жизнь рокерам: пресса
возносит до небес, коммерсанты от музыки ошеломляют своими гонорарами.
И тем не менее легализация, похоже, переходит в завершающую стадию. Хотя сейчас
в силу привычки и удобнее оставаться на партизанском положении, подполье
становится ненужным и, следовательно, объективно невозможным. Таким образом рок,
по крайней мере в смысле политико-социальном, перестает быть контркультурой.
Очевидно, что окончательно выйдя из подполья и обретя - не приоритет, нет,
равноправие, - рок станет составной частью музыкальной индустрии (радио, ТВ,
"Мелодия"...).
Итак, рок как компонент советской музыкально-развлекательной машины. На Западе
этот вопрос, кажется, более или менее разрешен. У "них" всю играющую и
поющую публику можно разделить на две большие группировки - музыкантов чисто
коммерческих и некоммерческих, или попс и рок, пользуясь терминологией
отечественных рокеров. Между этими группировками выделяется третья,
балансирующая на грани рока и попса, время от времени сваливающаяся то туда, то
сюда, Таковы, например, NAZARETH, FOREIGNER, SCORPIONS, ЛИТА ФОРД, ULTRAVOX и т.
п. В этом взвешенно-никаком состоянии музыканты ухитряются существовать годами,
не вызывая особой брезгливости у рокеров и не беспокоя любителей "чего
попроще".
В Союзе это существование "на грани" или исключено начисто, или же
длится не более чем до первого концерта с коммерческими правилами игры.
Возможно, дело в том, что наша коммерческая мясорубка еще совсем новенькая (хотя
и довольно примитивная) и поэтому работает безотказно, или в том, что советские
рокеры, еще вчера всячески искореняемые как явление, действительно словно
слепнут, выйдя на свет. Но - как бы там ни было - факты упрямы и говорят сами за
себя, и говорят довольно громко. Изнуренный, выпотрошенный, спрыснутый водичкой
для свежести и перевязанный розовой ленточкой НАУТИЛУС, непонятно какая (видно,
пока еще "на грани") АЛИСА, сильно ароматизированное КИНО..-
Грустно...
Нужна оговорка. Все сказанное ни в малейшей степени не означает, что любая
сов-рок-группа, обретя легальный и полноправный статус, незамедлительно теряет
право на приставку "рок" перед словом "группа". Музыкальная
индустрия в сути своей предполагает куплю-продажу, но различие между роком и
попсом в том, что рок сам предлагает свою "продукцию", а попс
изначально работает по заказу (именно поэтому попс всегда вторичен и идет по
пути, проложенному роком). Строго говоря, продавать или не продавать свою музыку
- так вопрос для честного рокера не стоит, ему важно, чтобы его
услышали.
Последние полгода процесс насыщения рынка товаром "рок-музыка" все
ускорялся и ускорялся. Кто-то предлагал свой товар в неизменном виде, кто-то
торопливо перекраивал песни в соответствии со спросом, то приглаживая торчащие
иглы, то бравируя наивно-крутой социальностью. Кто-то выдерживает, кто-то
ломается, но процесс идет, и вот наш рок уже дорос (или деградировал?) до той
стадии, когда начал поставляться на экспорт.
Контрабандная "Red Wave" лишь изумила западного слушателя -
оказывается, в "империи зла" не только едят лаптем щи прямо из
самовара, но еще и знают, с какой стороны подойти к электрогитаре, и, более
того, иногда получается довольно похоже на "фирменные" группы.
Вселенские турне С. Намина, которого даже из вежливости нельзя назвать рокером,
тоже мало что изменили.
И вот в Штаты поехал записываться Борис Гребенщиков. Все рокерское население
Союза едва ли не затаив дыхание ждало результатов. Действительно, навряд ли
кто-нибудь мог бы более достойно представить советскую рок-культуру. Не потому,
что БГ был более ярок, чем, допустим, Ю. Шевчук (упаси бог вообще от каких-либо
сравнений такого рода), а, пожалуй, потому, что спектр тем, затрагивавшихся в
композициях АКВАРИУМА, предельно широк и распространяется на проблемы, не чуждые
всему человечеству.
Именно поэтому БГ, казалось, будет воспринят не как занятная диковина, а как
полномочный представитель советского рокерства.
Итак, диск записан. Впервые в истории Союза состоялась международная премьера
пластинки.
Участвовали - БГ и АКВАРИУМ, Дэйв Стюарт (EURYTHMICS), Рэй Купер и С; Уле Ромо,
Патрик Сеймур, Шеван Стюарт, Марси Леви, Бари Макгир. Звук был прекрасный
("Роадстар", Лондон), свет ("Варилайтс", Лондон) - хороший,
без излишеств, обошлись скромной лазерной подсветкой. После нескольких
беспроигрышных хитов началось собственно представление альбома. Он был назван
"Радио Сайленс" и, поскольку со своим уставом в чужой монастырь не
лезут, записан на английском. С одной стороны, ни грана прежнего АКВАРИУМА во
всем этом не было. С другой - это был великолепнейший, профессиональнейший
элентропопс, ориентированный на "хиты" для дискотек. Слушалось это
просто прелестно. Набор был полным - Дэйв Стюарт получился похожим на Стинга,
ударные - на POLICE, клавиши - на DEPECHE MODE, а БГ - то на Энн Леннокс, то -
очень отдаленно - на cебя самого.
Все вместе было очень похоже на EURYTHMICS. Отыграв альбом, все ушли. Потом БГ
вернулся и в одиночестве в акустике спел "Город золотой". Вернулись
остальные и спели битловскую "All you needs is love". Все...
Если раньше у АКВАРИУМА четко прослеживалась концепция, с которой можно было
соглашаться или не соглашаться, были убеждения, в искренность которых можно было
верить или не верить, БГ можно было считать гениальным поэтом и музыкантом или
же гениальным компилятором, то теперь АКВАРИУМА, по крайней мере в прежнем его
качестве, не существует, ибо то, что делалось на концерте в Ленинграде, было
слишком похоже на работу по заказу. Реабилитация навряд ли возможна - мясорубка
поп-индустрии не имеет обратного хода. Потребуется, вероятно (если, конечно,
АКВАРИУМ и БГ того захотят), длительный и нелегкий поиск какого-то иного
пути.
Статья сохранена Анатолием Сухаревым.
|