Пресс-конференция Бориса Гребенщикова была проведена для советских и
иностранных журналистов в связи с изданием в СССР альбома "РАДИО
ТИШИНА".
"РАДИО ТИШИНА" - первая американская пластинка, выпущенная советским
рок-исполнителем. Она записана фирмой CBS Records, полностью на английском языке
(за исключением песни "Молодые львы" и стихов Н. Гумилева,
использованных в песне "Китай"). Б. Гребенщиков - автор всего
музыкального материала и англоязычных текстов, кроме стихов Томаса Мэлори,
использованных в песне "Смерть короля Артура".
Работа над альбомом велась в течение полутора лет в Лондоне, Монреале, Нью-Йорке
и Лос-Анджелесе. Продюсер - Давид Стюарт (ЮРИТМИКС). В записи принимали участие
музыканты АКВАРИУМА Александр Титов (бас-гитара), Андрей Романов (флейта,
вокал), Петр Трощенков (ударные), а также Дэвид Стюарт (гитара), Сиобан Стюарт
(вокал), Энни Ленокс (вокал), Крисси Хайнд (вокал), Рей Купер (ударные) и другие
исполнители, выпуск пластинки "РАДИО ТИШИНА" фирмой CBS стал возможным
благодаря совместным усилиям советского В/с "Международная книга",
взявшего на себя организацию зарубежных поездок Б. Гребенщикова и подписавшего с
ним агентское соглашение, и нью-йоркской фирме "Белка
Интернейшил".
Ниже следует стенографическая запись ответов Б. Гребенщикова на вопросы
корреспондентов.
БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ: "- Я долго говорить не буду - тут и так все ясно. Когда
эта история начиналась два года назад, это был шанс выехать за границу. И не
просто выехать, а еще и поработать - Такие шансы в то время на дороге не
валялись, отказаться было бы сложно. Я выехал, провел там достаточно долгое
время. Вероятно, много чему научился. Хочу только заметить, что пластинка на
английском языке - не потому, что так нужно было фирме CBS. Фирма CBS может
диктовать свои условия кому-нибудь другому. Нельзя заставить человека писать
по-английски. Заставить человека писать вообще нельзя. Этот диск на английском
потому, что мне самому было интересно посмотреть, получится у меня или нет.
Результат интересен для меня, В записи принимал участие почти весь состав
ЮРИТМИКС плюс к этому в паре песен подпела Крисси Хайнд из ПРЕТЕНДЕРС, Билли
Маккензи и еще несколько знакомых.
ВОПРОС: - Первый номер журнала "Музыкальный Олимп" (издание ТАСС)
поместил материал на тему "Нужен ли на Западе советский рок?". Ваше
мнение на этот счет?
Б. Г.: - Я же не на Западе, я здесь. Я не знаю, нужен он им там или нет. Нам
здесь такие попытки нужны, поскольку, по-моему, они расширяют кругозор. А что
нужно им - это их дело.
ВОПРОС: - Извините, что не о пластинке. В журнале "Аврора" была
опубликована ваша сказочная повесть. Будут ли у вас новые публикации?
Б. Г.: - Если Бог даст что-нибудь напишется. Пока ничего нет.
ВОПРОС: - У вас было продолжительное турне по Соединенным Штатам. Что вы знали о
своих коллегах, которые остались в Советском Союзе?
Б. Г.: - Я находился с ними в телефонной связи.
ВОПРОС: - Как они реагировали на ваш успех? Хотели ли присоединиться к
вам?
Б. Г.: - Насколько мне известно (если они ничего от меня не скрывают), они
реагировали нормально, ждали, когда я вернусь, чтобы заняться делом. Они в
свободное время занимаются в своей группе ТРИЛИСТНИК, тоже очень интересная
музыка. Насколько я знаю, никаких страстей, слез и всего остального не было.
Сейчас мы опять вместе и, как мне кажется, у нас с ними сегодня даже интереснее,
чем раньше. Так что с АКВАРИУМОМ ничего нe произошло.
ВОПРОС: - Не жалеет ли Борис Гребенщиков, что он почти два года работал в
Америке, когда, как говорится, "этот поезд в огне, и нам нечего больже
ждать". Понятно, что я имею в виду? И второе: что больше всего запомнилось
от поездки в Америку?
Б. Г.: - Сначала отвечу на первый вопрос. Нет, я не жалею, потому что, если мне
кто-нибудь назовет что-нибудь, что за эти два года здесь происходило, что я мог
бы пропустить или в чем я не участвовал, - я такого не заметил. Второе. Мои
впечатления от поездки - это те чувства, с которыми я сейчас вернулся после
более чем полуторагодовой пахоты на их поле. Чувства очень поучительные. И надо
сказать, что я никогда не жил в России с таким удовольствием, с каким я живу
сейчас. Хотя времена и смутные, как принято говорить, но удовольствие
колоссальное. В этом для меня очень радостный итог поездки.
ВОПРОС: - В начале пресс-конференции вы сказали, что в поездке многому
научились. Хотелось бы получить конкретный ответ: чему именно?
ОТВЕТ: - Я посмотрел, как профессионально организовываются гастроли и вся
техническая сторона этого дела... Знаете, я научился гораздо больше ценить то,
что происходит у нас здесь. Все-таки лицом к лицу лица не увидать - так,
кажется? Здесь есть что-то, чего там нет. Под конец меня с большой силой тянуло
сюда, это для меня был самый большой урок. Ну и вообще - научился главному: как
только человек начинает думать о деньгах, все мысли о какой-либо творческой
деятельности надо забыть. Совмещать эти вещи невозможно. Я это и раньше знал, но
на теоретическом уровне. А там с утра подумаешь о деньгах - и уже целый день
ничего делать не можешь. А то и следующий день... Поэтому я и сейчас на вопросы
по поводу тиражей и всего остального отвечать не могу, поскольку я действительно
ничего не знаю.
ВОПРОС: - Сейчас на экраны выходит фильм "Черная роза - эмблема печали,
красная роза - эмблема любви". Вы будете еще что-нибудь делать с Сергеем
Соловьевым?
Б. Г.: - Да. Лично я и вся группа АКВАРИУМ очень любим Соловьева. Два раза
сотрудничали и дальше будем.
ВОПРОС: - Вы ездили в Америку уже после участия в фильме "Асса".
Изменилось ли у вас к нему отношение после всего увиденного в Америке?
Сохраняется ли у вас оптимизм по поводу перспектив советского кино?
Б. Г.: - Мне плевать на советское кино в общем и целом как на класс. Я вот очень
люблю Сережу Соловьева. Мне его фильмы по каким-то моим собственным причинам
нравятся. Когда ты композитор фильма, ты видишь его с какой-то другой стороны. Я
жестко скажу: не знаю, хороший фильм "Асса"- или плохой. Мне он
нравится. "Черная роза..." мне нравится еще больше.
ВОПРОС: - Вам представилась уникальная возможность и течение полутора лет
общаться с представителями так называемого шоу-бизнеса. Воспользовались ли вы
этой возможностью, чтобы продвинуть советскую эстрадную или рок-музыку на
западный рынок? Занимались ли вы рекламой нашей музыки?
Б. Г.: - Понимаете, если бы у меня была возможность что-то сделать с советской
эстрадой, я бы ее уничтожил. Я ее не люблю. Советский рок продвигать никуда не
надо, потому что он сам по себе движется достаточно успешно. Я думаю, что если,
например, взять группу ВОДОПАДЫ ИМЕНИ ВАХТАНГА КИКАБИДЗЕ, то как ее на Запад ни
продвигай, никуда не продвинешь. А здесь она очень нужна (и аналогичные ей
группы). Так что продвигать никуда ничего не нужно. То, что хочет выйти на
Запад, рано или поздно выходит. На самом деле это все в руках божьих. Делается
не по желанию людей - у меня такое ощущение. Я двадцать лет за этим наблюдаю и
никакой человеческой воли в этом не вижу.
ВОПРОС: - Вы будете продолжать работу с иностранными фирмами или вернетесь на
"Мелодию"?
Б. Г.: - Нет, на "Мелодию" я не вернусь, поскольку: а) она не умеет
делать пластинки; б) хронически нежелает этого делать. Простой факт: пластинок
АКВАРИУМА я нигде не могу найти - ни в магазинах Ленинграда, ни в других
городах. Хотя порой они мне очень нужны. Значит, "Мелодия" их не
выпускает.
ВОПРОС: - Сейчас "Мелодия" переходит на новые условия работы. Если вам
позвонит Сухорадо (генеральный директор "Мелодии". - Прим. ИМА-Пресс.)
и предложит работу, вы ему скажете: я скорее сломаю гитару, чем к вам приду?
Так?
Б. Г.: - Да нет, я так не скажу. Зачем? Я человек очень вежливый. Но мне будет
интересно, что он предложит.
ВОПРОС: - Вы сказали. что вы - человек вежливый, но сейчас, за такой короткий
отрезок времени, уже успели наплевать на советское кино, пожелать смерти
советской эстраде, вам "по фигу" успех вашей пластинки. А скажите,
пожалуйста: что вы любите?
Б. Г.: - Я очень люблю музыку, творческую деятельность. Людей люблю по мере
сил... Я люблю очень многое. Не люблю ложь, обман. Еще больше не люблю, когда
обманом занимаются для того, чтобы сделать деньги. Советская эстрада, фирма
"Мелодия" и ряд других вещей, о которых мы говорили сегодня, - они как
раз замешаны на обмане и на деньгах. И поэтому я так о них отзываюсь. Честно
говоря, я совсем не хотел оскорбить советское кино, я просто говорил, что я его
не знаю. - Мне наплевать, советское оно или нет, - главное, чтобы было честное,
правдивое.
ИМА-Пресс.
На снимке: Лидер рок-группы "Аквариум" Борис Гребенщиков
Фото: А. Астафьева
Статья сохранена Анатолием Сухаревым.
|