Boris Grebenshchikov. Rock fans both in the Soviet Union and in many
countries in the West know this name only too well. For young folks he is a
symbol of protest. Qiftecl musician and performer, he is their idol.
Борис Гребенщиков. Это имя знают любители рок-музыки не только в СССР, но и во
многих странах Запада. Для молодых людей он стал символом непокорности, таланта,
современности.
- Вы, наверное, не раз слышали слова - теперь они стали модными -
"перестроиться, значит по капле выдавить из себя раба"? Вспомнили
Чехова... Сказано удивительно точно. Жаль только, что откровение начинает
превращаться в расхожую формулу, впрочем, "формула" здесь, пожалуй, не
то слово, скорее - "лозунг", "призыв". Каждому действительно
есть что из себя "выдавливать". Но как это сделать?! Как изменить
себя, если многие годы из нас сознательно, начиная с детского сада, потом в
школе делали людей, которые хорошо могут маршировать под любую музыку, все
принимать, со всем соглашаться, во все "свято верить"? В этом добились
больших успехов. Поразительно, что еще остались люди, оказавшиеся
"неуспевающими" (или непреуспевающими?!), "двоечниками". Они
не хотели и не могли усвоить науку "правильной жизни". Кажется, вы
тоже были таким "двоечником"? Вас выгнали с работы, вы не сумели
сделать карьеры в науке, песни ваши долго распространялись из-под полы, как
контрабанда...
- Боюсь, что фраза, о которой вы говорите, про "выдавливание раба" -
даже не лозунг, а удобный штамп, который, к сожалению, я тоже использовал. А
рабов из людей делали не "многие годы", а всегда, правда, каждый раз
по-разному...
Я более или менее знаю свое поколение. "Двоечников" в нем не так уж и
мало. Они все правильно понимают. Но, может быть, не всегда знают, как себя
вести не по-рабски...
- Точнее, не всегда находят в себе для этого силы...
- Но и новое поколение - 18-20-летние - они тоже на демонстрации и митинги не
пойдут...
- Но ведь дело не в том, понимали или не понимали, что вокруг делалось. С этим
было в порядке. А в том, что не находили в себе силы что-либо этому
противопоставить... Мне кажется, секрет успеха вашей группы и других рок-групп,
существовавших до недавнего времени неофициально, в том, что, слушая их, молодые
компенсировали свое нереализованное желание подать голос против, не согласиться.
В вас же ваши поклонники видят человека, который сумел себя сохранить, несмотря
на обстоятельства... Вы как бы придаете им силы. А что давало силы вам?
- У меня была музыка. С тех нор, как появился рок-н-ролл, он для тех, кто его
почувствовал, стал спасением.
- Вы думаете, музыка может спасти человека?
- Нас спасла. И на Западе многие говорят то же самое. Мы просто не обращали
внимания на тот обман, который нас окружал. Послали все подальше...
Рок-н-ролл помог нам когда-то... Но теперь наступило другое время. Время
поступков. Теперь пора идти дальше. Пора выходить в мир, в котором люди жили
изначально, а потом многие сотни лет все больше закрывали простор своего
восприятия... Ведь в мире гораздо больше живого, чем мы думаем. Но мы отвыкли
это чувствовать. Надо менять свое сознание, чтобы воспринимать окружающую нас
жизнь без напряжения, естественно.
А музыка в этом очень хорошо помогает - это живой язык XX века, рассказывающий о
болезнях человечества. И еще музыка - лекарство.
- Лекарство? А может быть, витамин? Профилактическое средство?
- Пожалуй, так будет точнее. Рок-музыка пробуждает в человеке желание что-то
делать, она дает ему силы...
- Вы говорите о рок-музыке? По-вашему, она призвана выполнять некую социальную
функцию?
- Нет, рок - это скорее явление духа.
- Но выражает он не только состояние человека, но и состояние
общества...
- Лишь постольку, поскольку человек живет в обществе. Не нужно рассматривать
личность отдельно. Она - часть общей картины, очень сложной, которую рисуем не
мы. Это делается через нас, сквозь нас, нашими руками, но мы не властны этим
распоряжаться.
Я бы предпочел, чтобы стихи, которые я пишу, существовали только в музыке. Чтобы
они были как силы природы. А обо мне чтобы никто не знал...
- Но это невозможно. Вы уже попали в круговорот славы, популярности... И мне
кажется, что в вашем существовании появилось какое-то противоречие,
парадоксальность. И в ваших ответах она обнаруживается. С одной стороны, то, что
вы делаете - ваше творчество, - это попытка уйти от сиюминутности, суеты,
попытка выйти на предельную искренность; вы пытаетесь открывать в себе и в
других непознанную глубину. А с другой стороны - вас окружает поклонение до
фанатичности, обожание до уничижительности, и вы, по-моему, играете в эту игру:
внешний антураж, исполнение каких-то своих ритуалов, верность созданному имиджу.
Разве все это, если посмотреть с юмором, не такая же суета, не так же смешно,
как погоня за внешним великолепием у тех, кого вы высмеиваете, -
"хозяев" жизни. Как вы совмещаете это в себе, как приводите в
гармонию?
- Есть замечательная история, или притча. Ученик знаменитого лучника пришел к
учителю и говорит: "Мастер, я наконец научился стрелять из лука".
Учитель отвечает: "Хорошо. Покажи". Молодой лучник стал стрелять. Все
блестяще... Тогда мастер говорит: "Это хорошо - Но это все пустяки. Пойдем
со мной!" Подвел ученика к глубокой пропасти: "Встань на самый край и
выстрели". - "Как?! Я не могу стрелять, я упаду" - "Значит,
ты не умеешь стрелять из лука..." И мастер встал сам на самый край обрыва и
начал стрелять так же, как если бы он стоял в пустыне. Вот это была стрельба из
лука...
Если отвлекаться на внешнее, я ничего не сделаю. Это будет не стрельба из
лука...
- Человек слаб. Испытание "медными трубами" всегда было самым трудным
и опасным. Мне мало приходилось встречать людей, кого бы слава хоть чуточку не
изменила, в ком не открылись - в лучах поклонения - дурные черты...
- Ну, моя рабская часть на это реагирует. А нормальный человек на это
реагировать, по-моему, не может. Конечно, это дает определенные силы. Но если я
буду об этом думать, я не смогу чувствовать, ничего не смогу сделать...
- Вы хотите сказать, что просто делаете вид, что ничего не происходит, что вы не
замечаете всей этой шумихи вокруг вас?
- Шум вокруг Гребенщикова. Это отдельная фигура... А мое дело - уйти подальше и
что-то делать, пока он отвлекает на себя внимание.
- Что ж, вы довольно своеобразно все объяснили... Еще вопрос. Вы, вероятно,
знаете, что в последнее время некоторые обвиняют вас в зазнайстве, говорят, что
вы стали снобом... Как вы на это реагируете?
- А как мне реагировать? Если я сумею что-то сделать, значит, я что-то сумею
сделать. Важно лишь одно: как человек поступает с тем, что имеет, что дала ему
природа.
- И все-таки?.. Ведь знаменитость живет как будто под увеличительным стеклом:
что носит, как смотрит, говорит, куда ездит, кого любит... И всем хочется ее
"руками потрогать"...
- В общем-то, да! Простой пример: раньше я, например, ходил в баню и спокойно
себе мылся. А сейчас вместо того, чтобы париться, раздаю автографы. Какой из
этого выход? Приходится каким-то образом так к людям относиться, чтобы они
понимали, что лезть не надо. Я сам не лез, честно говоря, ни к кому...
- Не бывает у вас иногда сомнений? Не хочется сказать тем, кто с таким обожанием
на вас смотрит: "Ребята, я не стою этого!"
- Не бывает такого, потому что просто не до этого. Слишком много прекрасной
работы, которую хочется делать. Я знаю: то, что я уже сделал, - это
"так". Отказываться мне не от чего.
- Что ж, вам можно позавидовать...
- Ну, мне такое дано. Когда хорошая песня - это хорошая песня. Я знаю, что она
существует и будет существовать.
- Кроме песен, есть еще и ваша жизнь: какие-то поступки, отношения с людьми, с
близкими. Что-то вас не устраивает?
- Я сам себя не устраиваю. Я гораздо хуже, чем мог бы быть. Но человек
изменяется только работой. Чем больше раоотаешь, тем лучше
становишься...
- Но это - с одной стороны. А с другой? Вот своего маленького сынишку вы
наверняка видите редко... Увы, соединить полноценную личную жизнь и работу в
полную силу мало кому удается...
- Опять-таки у каждого это по-разному. В принципе я с сыном провожу достаточно
времени.
- У вас есть взаимопонимание?
- Я у него учусь. Он рассуждает, у него свой подход к каким-то вещам. У меня
свой... Сравниваем наши подходы.
- Вы надеетесь, что у вас не будет конфликта в будущем?
- Не знаю. Все, что я могу сделать, - быть человеком в отношениях с ним. Давать
ему такие же шансы, какие я себе даю.
- Кем бы вы хотели его видеть?
- Какое я имею право хотеть! Это его дело.
- А у вас с отцом были хорошие отношения?
- Отец просто не лез туда, куда - он знал - лезть не надо. Не давил. А если
давил, то я давил в ответ.
- Борис, вот такой, может быть, неприятный вопрос: далеко не всегда вы
соглашаетесь принимать участие в сборных программах нашей рок-музыки. С чем это
связано?
- Мы не хотим вставать в ряд советского рок-н-ролла. Мы занимаем свое место, нам
ни с кем не нужно соревноваться. Это не спорт...
А все эти мероприятия, конкурсы - плешь все это, сплошная помпезность...
В принципе же, когда мы в какие-то мероприятия вписываемся, то вопросов нет. И
денег мы не берем. Но от всего, что нам не нужно, мы отказываемся. А вот как раз
демонстрировать, что мы популярная советская группа, - это нам не нужно.
- Почему?
- А зачем? Зачем нам это может быть нужно?!
- Вам больше нравится роль непризнанных гениев?
- Взятки нам не нужны. Мы не хотим идти в
"росмосгосконцерт"...
- А что вам нужно?
- Независимость, которая у нас есть. А все остальное мы постепенно построим, нам
торопиться некуда. Нам не нужна судьба Леонтьева, Боярского, МАШИНЫ ВРЕМЕНИ и
всех остальных. Они не свободны. У нас же просто так ничего не дают. Сначала
дают, а потом говорят: "Вот мы вам дали! А теперь сделайте что-нибудь для
нас".
- Но ведь на Западе то же самое...
- Да. Но там расчет другой - деньгами.
- А вообще какие у вас с деньгами отношения?
- Еще недавно они были очень простые - я не знаю, на что мы с семьей жили
какой-нибудь год-два назад.
- Есть желание заработать их побольше?
- Я могу заработать их сколько угодно. Но зачем? Зачем? Мы отказываемся от 95
процентов предложений из 100. Я отказываюсь...
- Вы себя считаете сильным человеком ?
- Сильный ничего хорошего в жизни не может сделать. Он глух ко всему остальному,
кроме своей силы... Поэтому я надеюсь, что я очень слабый человек.
|