Нынче трудно удивить экстравагантностью названия рок-группы. Ну, а английская
писательница, автор детективных романов, при чем? Впрочем, свердловская
рок-группа АГАТА КРИСТИ делала ставку не на притягательную силу загадочного
названия. И уж никак не этим объясняется то, что она заняла место в сердцах
молодежи, осиротевшее после распада популярнейшего НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА. А чем
покорял HAY молодежную аудиторию? Глубиной и злободневностью поэзии,
выразительными мелодиями, звучавшими не без развлекательных ухищрений. И,
конечно, актерской эмоциональностью солиста. В музыке #"Агаты Кристи"
все это звучит, пожалуй, еще откровеннее. Пока московские и ленинградские
рок-музыканты ведут споры между собой и с официозной эстрадой, таким городам,
как Свердловск, попросту невдомек, что следовать песенным традициям считается
чуть ли не позором для рокера. Но одним отрицанием сыт не будешь. Урал занялся
возрождением демократичного, близкого молодым душам рока.
Путь АГАТЫ КРИСТИ сродни становлению многих рок-групп. Ребята начинали в одной
из школ города Асбеста, что в Свердловской области. Вадим Самойлов (вокалист,
гитарист, автор текстов и музыки нынешней АГАТЫ) и Александр Козлов (клавишник)
организовали музыкальный ансамбль. Не оставили занятий музыкой и потом, когда
продолжали учиться, как, например, Самойлов, на радиотехническом факультете
Уральского политехнического института. Все участники, включая окончившего
медицинский институт Козлова, получили крепкое музыкальное образование. Младший
брат Вадима Самойлова, Глеб (бас-гитара, вокал, тексты, музыка),— выпускник
Свердловского музыкального училища. Как, впрочем, и барабанщик Альберт Потапкин,
и второй клавишник Лев Шутылев.
С 1984 года группа начала, выпускать магнитофонные альбомы. Интерес вызвала
работа 1985 года "Если", где музыканты попытались совместить
традиционные хард-рок, арт-рок и "новую волну", избежав эклектичности
за счет академичной гармонии и аранжировки. В альбоме 1987 года "Свет"
— сочетание направлений, заимствованных из западного рока, хотя это скорее было
синтезом. Следующий альбом - "Второй фронт" - приобретает социальную
заряженность отечественного рока. И, наконец, "Коварство и любовь"
приносит широкую популярность ансамблю. Признаться, поначалу я задавалась
вопросом: чем, собственно, привлекают такие композиции, как, например,
"Вива Кальман!"? Не достаточно ли было бы одного Кальмана, без Вадима
Самойлова? Вслушалась, но цыганского барона в мелодии, как ни разыскивала, не
оказалось. Это мастерская стилизация в духе австро-венгерской оперетты,
проступающая как краска, эмоция, намек на прообраз — не более. То же самое с
узнаваемой румбой в "Африканке", с танго в "Танго с
дельтапланом" и даже с маршем в финале номера "Крысы в белых
перчатках", который, кажется, мог бы звучать в репертуаре духовых оркестров
начала века.
АГАТА КРИСТИ восстанавливает связь времен и в текстах. В песне "Вива
Кальман!" группа размышляет над старинной легендой о клоунах, оплачивающих
трагедией право быть веселыми на людях. Сегодня вариант этой истории,
предложенный АГАТОЙ, пронизан нервностью, замороченностью, жестокостью и в то же
время страстью некой романтики нынешних времен.
Страстность... Это качество отличает лучших артистов, помогает преодолеть
языковые барьеры, компенсирует недочеты, затрудняющие прорыв отечественного рока
на международный рынок. Искусство АГАТЫ КРИСТИ оказалось понятно зрителям Глазго
на фестивале "Новые начинания", в Болгарии — на фестивале "Рок за
демократию". Им поступило предложение гастролировать в ФРГ. Начало
обещающее.
Итак, при чем это название группы — АГАТА КРИСТИ? Ответы у рокеров такие же
незамысловатые, как и вопросы журналистов. Да ни при чем! Впрочем, можно
попытаться и "пофилософствовать" на эту тему. Эффектность, мол,
тематики, увлекательность сюжетов, напряженность повествования роднят рок и
детектив. АГАТА КРИСТИ обращается к общечеловеческим проблемам, особенно остро
дающим о себе знать в экстремальных ситуациях. И не забывает извечную мудрость -
преподносить поучение в увлекательной форме.
Нина Тихонова, кандидат искусствоведения; фото А. Кошкина.
На девятой звуковой странице слушайте песни В. Самойлова "Вива
Кальман!" и "Пантера".
оригинал статьи
|