Человека, сидящего напротив меня, судьба и била, и возносила. Еще не столь давно
его официальная репутация подпадала под печально известную статью 53, а
неофициальная заставляла думать о пришествии нового мессии. Время гласности
открыло ему широкую дорогу, но лишило ореола. Теперь на его концертах намного
меньше милиции, но намного больше думающих слушателей. Ушли поклонники-фанаты,
остались сочувствующие его искусству и соучаствующие. Его песни на глазах
превратились в историю эпохи, к которым как к свидетельствам будут обращаться
люди последующих поколений. А это значит, что творчество Бориса Гребенщикова
следует оценивать не сиюминутными эстрадными мерками, а с точкм зрения
Времени...
- Гребенщиков-90 и, скажем, Гребенщинов-80 - это очень разные люди?
- Да, разницы в них хватает... Гребенщиков-90 и Гребенщиков-65 похожи куда
больше...
- Вы провоцируете следующий вопрос: люди в старости становятся похожими на
детей. Так что же, к вам пришла "старость"? Усталость? Завершился
цикл?
- Скорее асего, виток спирали... Иногда я ловлю себя на счастливом ощущении, что
вновь ко мне возвращается радость двенадцатилетнего пацана, только начинающего
через рок-н-ролл входить в искусство. Последние 10 лет мы были рок-группой в
этой стране и лишь сейчас начинаем расслабляться и становиться совсем
натуральными. Возвращение к началу, к корням, к настоящему...
- Вы помните свою первую песню?
- Конечно. Хотя как давно это было - 1972 год...
- Не пытаетесь ее исполнить на концертах?
- Нет. Мысли в ней были хорошие, но все остальное - на довольно-таки
топорненьком уровне.
- Аббревиатура БГ когда появилась?
- Давно, еще в семидесятых. Борис Гребенщиков - и звучит тягуче и расписываться
долго. БГ - так проще...
- Борис, а почему, на ваш взгляд, АКВАРИУМ так долго били? Ведь по сравнению с
другими рок-группами вы были и более "тихими", и более
абстрактными...
- Кто-то мне недавно доказывал, что Иосифа Бродского травили не за то, что он
был революционен по сути, а за то, что у него была другая, поэтическая форма. И
эта форма настолько не соответствовала нашей действительности, что становилось
понятно: поэт Бродский гораздо страшнее любого диссидента... Вот и у нас всегда
была Другая форма... Мы стремились быть нормальными людьми...
- В связи с этим хочу задать вам вопрос, который давно интересовал. Меня в свое
время поразили слова одной из ваших песен:
Дайте мне тон, дайте мне ход
Дайте мне спеть эти пять нелогичных нот,
И тогда меня можно будет брать руками...
Как же так, думал я, лидер "андерграунда" и обращается и
"власти" с таким призывом: Не трогайте нас?!
- А вы вспомните время создания этой песни... 1983 год... в той ситуации с нашей
стороны было вполне логично обратиться к "властям" (разумеется, только
на таком - метафизическом - уровне)! мы вам вреда приносить не собираемся. Я
говорил как бы: да, меня можно "брать руками", только неизвестно, что
из этого выйдет...
Как видите, все повернулось само собой: и руками нас не взяли, а мы остались,
Какими были.
- А что позволяло o вам "держать удар"? Насколько я знаю, судьба ваша
долгое время складывалась отнюдь на гладко?
- А я никогда никому не противостоял... Какой толк опускаться до драки на таком
уровне? Ну, выгнали меня из комсомола, так он мне изначально был не нужен: меня
записали туда вместе со всеми o школе, потому что тогда было положено... Ну,
прогнали меня с работы, так мне она была совсем неинтересна. Да простят меня мои
учителя, но я никогда толком не мог взять интеграл. А математиком-теоретиком
оказался только потому, что считал это более честным по отношению к Советской
власти, чем становиться инженером. Все-таки без математиков-теоретиков она
преспокойно могла обойтись...
И так - во всем остальном. Ну, не хочет меня Система - и слава Богу! Я очень
благодарен нашей Системе: будь она гибче, я рисковал бы стать конформистом в
гораздо большем степени...
- А не будь такого тотального давления Системы, насколько существенно изменилась
бы советская рок-музыка и, в частности, ваше искусство?
- Я не берусь судить обо всей нашей рок-музыке, ибо советский рок-н-ролл
порожден такими условиями и неразрывно с ними связан. Вот почему, когда сняли
искусственные запреты, огромное количество рокеров оказалось перед проблемой:
"Что делать?" Некоторые еще по инерции пытаются
"переплюнуть" Центральный Комитет, не замечая, что он сейчас куда
революционнее, чем они...
Что касается меня... Знаете, Я долгое время провел в Штатах и Англии и
обнаружил, что чувствую себя там совершенно нормально, спокойно продолжаю
заниматься тем же, чем и здесь, не отвлекаясь на революционность...
- Как раз по поводу вашего пребывания на Западе мне довелось слышать злую фразу:
"Гребенщиков не продавался большевикам, но быстро продался
капиталистам"...
- Что имеется в виду под "продажей"? Вышедшая на Западе пластинка
"Радио Тишина"? Так уверяю вас, что в ней "на продажу" не
сделано ничего. Я и раньше не руководствовался законами рынка - и теперь не
хочется: все-таки не сметану делаю... В этой пластинке немало ошибок, но
случились они не по вине "капитализма", а просто потому, что я
столкнулся с другим уровнем техники, с иным мышлением.
- Простите, что я вторгаюсь я область сплетен, но хочется внести ясность...
Говорят, что на гонорар от этого диска вы сняли виллу на берегу
океана...
- У меня не только нет виллы на берегу океана, у меня даже нет до сих пор
квартиры в Ленинграде. Приходится квартиру снимать, с минуты на минуту ожидая,
когда тебя оттуда "попросят". Потому и живу так: частично - здесь,
частично - в Лондоне.
- Еще говорят, что фирма, заключившая с вами контракт, понесла убытки от
"Радио Тишина" на четыре миллиона долларов...
- Насколько я знаю, См-би-эс продано более ста тысяч дисков, и все расходы
удалось покрыть. Эта пластинка принесла несколько сот тысяч долларов - советским
организациям, чуть меньше - мне, несколько сот тысяч - американским партнерам...
Сейчас я еду в Лондон работать над песнями для новой пластинки. Так что все
стороны удовлетворены. Кроме, пожалуй, меня...
- Почему же?
- Хочется скорее делом заняться...
- Как вы относитесь к воцарению на эстраде рыночных отношений?
- Я уже говорил, что мы никогда не руководствовались законами рынка, и то, что
происходит сейчас, мне глубоко противно. То, что занимает 90 процентов времени
на эстраде и телеэкране, - чудовищно, это хуже порнографии. Порнография, в конце
концов, - это голые девки, если они красивые, это даже нравится. Но то, что я
вижу, - это продажа души. Несравненно хуже, чем проституция, чем СПИД, чем
чума... Страна, ее культура определяются во многом своей музыкой. Наша жизнь, в
60-е, отчасти 70-е годы связана в моем представлении с такими меланхолическими
джазовыми аккордами, как бы утверждавшими, что все равно ничего хорошего не
будет, потому давайте пить водку, целоваться украдкой с чужими женами... Теперь
наша жизнь определяется во многом потоком коррупции, которая валит с экрана, со
сцены. Это - ужасно...
- Не потому ли вы в одном из интервью сказали, что лучшее, что можно сделать
сегодня для советской эстрады, - это уничтожить ее?
- Немножко резковато выражено, но суть верна... Подавляющая часть советской
эстрады основана на деньгах, только и исключительно на деньгах, без каких-либо
мыслей о душе, об искусстве, о чем-то истинном, вечном... Естественно, такое
нужно выжигать. Разумеется, не физически: всех а тюрьму на посадишь (и слава
Богу!), но духовно бороться необходимо - долго, упорно, стоически...
- Это относится только к современной эстраде или к старой тоже?
- Только к современной... Все-таки в тридцатые - сороковые годы нечто
оставалось... Утесов, Виноградов, не говоря уже о Вертинском, были
профессионалами в хорошем понимании этого слова. То есть людьми, не предававшими
духовность.
Тот же Петр Лещенко... Забавные, милые песни... Да, это было пошловато, к
"высокому искусству" отношения не имело: рядом с Леонардо да Винчи
этого не поставишь... Но в тех условиях, когда сосед писал на соседа доносы по
обязанности, песни Лещенно были элементом НОРМАЛЬНОЙ жизни.
К сожалению, мне редко доводилось общаться со старыми профессионалами, но есть в
них что-то такое... Я слышал прелестный рассказ о том, как Вертинский ужинал в
одном из ленинградских ресторанов. Давно это было, в пятидесятых, когда можно
было еще встретить старых официантов, из "того времени". Один из них
прислуживал Вертинскому. Так вот, спутник Вертинского, расплачиваясь, небрежно
бросил "на чай" какую-то купюру. Вертинский же высчитал десять
процентов, добавил их к сумме счета и аккуратно - копеечка к копеечке - положил
на стол. Бедный официант долго не мог прийти в себя: ему не верилось, что еще
остались люди, помнящие прежние правила хорошего тона...
Так вот, старые мастера сохранили знания этих "правил". Да, их песни
были банальными, но в них сохранились элементы естественной человеческой
красоты. Честь и хвала им, что не сломались, не поддались всеобщему обнищанию
духа...
- После этого мой следующий вопрос выглядит даже неуместным, но все же рискну
его задать: как вы относитесь к ЛАСКОВОМУ МАЮ?
- Никак. Я их, по счастью, слышал мало, так, две-три песни, да и то потому, что
телевизор не успевал выключить вовремя. Честно говоря, мне на них наплевать.
Хотя девочкам, для которых ЛАСКОВЫЙ МАЙ поет и на которых делает деньги, это,
может быть, и необходимо.
- А в борьбе "Комсомсльской правды" с ЛАСКОВЫМ МАЕМ вы на стороне
газеты?
- Да они же стоят друг друга... Замечательные партнеры: "Комсомольская
правда" и ЛАСКОВЫЙ МАЙ.
- Борис, насколько соответствует действительности изложение вашей фразы в
журнале "Советская эстрада и цирк": "Я очень не люблю
журналистов, но я очень люблю с ними разговаривать. Мне интересно, кто кого
переехидничает"? Чем она вызвана?
- Мы разговариваем с вами уже довольно долго и, как видите, я и не собираюсь
ехидничать. Зачем, вы же задаете нормальные вопросы... Наверное, стоило
уточнить, что не люблю я определенную группу московских журналистов, которые
стараются непременно поставить всех и вся на "свои места" и потому
ведут себя просто нелепо (особенно этим славен "Московский
комсомолец").
- АКВАРИУМ существует уже два десятилетия. Не пора ли изменить стиль, как
считают некоторые специалисты по року?
- Нет, меняться мы не собираемся. Мне это сложно описать, да, наверное, и ни к
чему, но принцип работы с тембрами, нотами, со всем, что входит в понятие
музыки, включая сюда и духовное наполнение, присущий АКВАРИУМУ, полагаю,
уникален, и предела тут нет никакого. Этим можно заниматься сто лет, можно -
тысячу...
- Вы прошли "огонь, воду и медные трубы". Когда было труднее?
- Всегда трудно по-своему. Но - интересно.... В конце концов, это и есть наша
жизнь.
Фото Е. Красиолольского.
Статья сохранена Анатолием Сухаревым.
|