Выводили добру молодцу и коня вороного, давали и шелка узорчатые, но отказывался
он от такого богатства. И только когда вывели ему "свет-Настасьюшку",
сказал он: "Это вот мое, богом суженое". (Из сказки)
У бас-гитары внезапно исчез звук, на сцене побегал Володя Шахрин,
"отколол" свою очередную хохму и тут появилась Настя. И запела в
микрофон без музыки свою любимую, русскую народную, "экологическую"
песню. И рок-тусовка в Кремлевском концертном зале, визжавшая, свистевшая,
разрезавшая воздух "козой", стихла, только потом в оглушительной
тишине кто-то прокричал:"Я люблю тебя, Настя".
Ее голос купался, плавал в музыке, уходил в ее "стратосферу". Хрупкий,
тонкий, неземной голос с непередаваемым тембром. Казалось, вот-вот порвется. Ее
песни и движения - плавно-причудливые, мистически-потусторонние. Вот она
сидит на коленях и как заклинание, как древнюю молитву повторяет слова песни,
когда-то принесшей ей известность, - "Тацу":
Сорок солнцестояний
И сезоны дождей.
Тацу ждет приказаний
От погибших вождей.
Недавно журнал "Уральский следопыт" вскользь заметил об ореоле
неофициальных слухов вокруг Настиного имени. Будто бы на нее открыт счет в
английском банке, а сама она разъезжает в "Мерседесе" последней
марки, набросив на плечи норковое манто. В газетах ее называют "уральской
рок-леди".
Какая это все чепуха! Уже по нашему трехчасовому общению стало ясно, что Настя
- человек, совершенно не умеющий жить легко. Даже розы в ее песне не как у
всех - романтично-белые, а серые, горькие. Знает она, что не надо их
трогать, а все-таки срывает, "на беду".
Вся она - внутри себя, не бытовая, вдруг - вспышка - открылась и совсем не леди
она, а та девочка с непослушной челкой и доверчивой улыбкой,которую нарисовала
вместо автографа и подписала - "Настя".
Первое впечатление: русское лицо, тихий голос и ярко-синие, "озерные"
глаза. Настя Полева. Полевая ромашка. А улыбка все той же строптивой, упрямой
дворовой девчонки, которую когда-то исключили из пионеров в школе и так и не
приняли во Всесоюзный Ленинский. Как она плакала, когда учительница публично
сняла с нее галстук! А потом, уже учась в архитектурном институте, в самом
элитарном вузе Свердловска, вместе со Славой Бутусовым ("он учился на
последнем курсе, и я считала его "мажорным мальчиком" - У него была
своя квартира!"), всегда испытывала страх, когда неоправданно активный
комсомол в очередной раз всеми силами пытался ее вовлечь в свои ряды. Потому
что тогда за аполитичность могли запросто выгнать.
- У меня такое ощущение, что детства не было, и школу не люблю, и в семье
была обстановка ненормальная. Вспоминаю детство - а в глазах пионерский
лагерь, палата в сорок человек. Наверное, хорошо бы было родиться в семье
Сахарова, - Настя невесело улыбается. - Это только сейчас родителям
стало нравиться мое творчество. А узнали-то они, что я занимаюсь музыкой, когда
увидели клип по телевидению. Они воспринимают только блеск, красоту, а какая
черная изнанка кроется за всем этим!
- Настя, но ведь трудно женщине существовать в роке? Рок вообще, по-моему,
занятие мужское. А для России рок-группа, лидер которой женщина, явление даже
уникальное...
- У нас в любом роде деятельности трудно женщине. Проще, конечно, посвятить
себя семье, дому. Но все, по-моему, зависит от человека - его сильного желания
и воли. Плененная музыкой, я стала петь рок. Музыка затягивает мгновенно, не
спрашивает, кто ты, что ты, женщина или мужчина, красивая или некрасивая.
Всегда же непроизвольно притягивает к человеку, которого любишь, так
притягивает и к музыке. (А воля у нее, действительно, сильная, даже по
гороскопу ее стихия - огонь. - Авт.).
Хотя толчок может быть совсем каким-нибудь глупым, не имеющим к творчеству
никакого отношения. Понравится, например, кому-нибудь, а потом выясняется, что
человек того самого и не стоит. По-моему, творческими натурами становятся только
закомплексованные люди с душой дисгармоничной. Думаю, что порыв к творчеству
Жанны Агузаровой - это преодоление ею каких-то комплексов. Когда хочется
крикнуть: "Ну, полюбите меня, пожалуйста! Я могу здорово петь!" (А
помните у Марины Цветаевой? "Послушайте! Еще меня любите за то, что я
умру..." - Авт.).
- Сейчас она, вроде, уже не комплексует. Живет в Америке...
- Я рада, что она счастлива. Живет простой человеческой жизнью, с чувством
стабильности. Она, как льдинка, наверное, будет оттаивать еще года три. Пока не
пресытится.
- Настя, откуда у вас такой своеобразный, "неземной" голос? (При этих
словах ее брови взлетают вверх, глаза удивленно округляются).
- Я считаю, что петь вообще не умею. Недавно пришла к мысли, что голос нужно
серьезно развивать, заниматься не меньше четырех часов в день. Развить можно
все. Все данные изначально заложены в человеке. Музыкального образования у меня,
к сожалению, нет, хотя друзья говорят, к счастью. (В музыкальном училище на
экзамене ей поставили двойку. Сколько знаменитых певцов начинали с такой же
оценки их возможностей! - Авт.).
Я завидую тем, кто владеет каким-нибудь музыкальным инструментом. Мне кажется,
если бы я умела еще и играть, то совершила бы революцию в музыке.
- Песни НАСТИ иногда называют странными. А мне они напоминают медитацию. В них
- тонкий восточный аромат. Почему вас притягивает Восток?
- Свердловск и находится за Уральским хребтом, на стыке противоположных культур.
В нас много всего намешано. Я сама с благоговением отношусь к восточной
культуре. Внутренняя сосредоточенность, созерцательность, успокоенность идут
оттуда. В восточной культуре много еще нераскрытого.
- Можно ли говорить, что НАСТЯ влила в рок-музыку романтическую струю?
- Я бы не стала определять, какую мы играем музыку. Я могу запутаться. Я только
знаю, что я за созидание. Чтобы человек от музыки возвышался и чувствовал себя
человеком. Люблю иногда послушать агрессивные жанры, тяжелый рок, но мне от них
хочется на воздух. Я за энергетику созидательную. Мощную внутренне и, может
быть, незаметную внешне, совместимую с красотой. Иногда, правда, находит, и все
безудержно получается. Мужской подход - вдарить, произвести шумное
впечатление.
- А испытывали ли вы влияние загадочной Кэт Буш?
- Да, конечно, испытывала. Я не подражала, но пыталась понять, как ей и еще
Лаури Андерсен удается создать свой образ, свой музыкальный мир на сцене. Они
принесли в музыку чисто женскую загадку и тайну.
- Группа НАСТЯ, кажется, впервые громко прозвучала на Подольском рок-фестивале
1987 года...
- Ой, наоборот. В Подольске был провал страшный. Это было как раз начало
социального бунтарства, отрицания всего и вся. И мы с нашей музыкой оказались
там белыми воронами, не в тему. Я когда только приехала на фестиваль,
почувствовала в воздухе этот пресс нигилизма и ненависти. Еле ноги оттуда
унесла.
- Так когда же вы стали популярны?
- Уже после 1987 года. Ну, конечно, трудно говорить о популярности во всей
стране. Где слыхом не слыхивали, где принимают очень бурно, где - спокойно. Я
думаю, так у всех, за исключением "столпов", вроде Гребенщикова. За
10 лет он создал свою публику, которой интересно слушать все - и удачное, и
неудачное. Нужно, чтобы зритель вместе с нами прожил наш творческий путь, чтобы
мы стали для него родными.
- Есть такое понятие, как стиль жизни. Стиль жизни Насти Полевой, в чем
он?
- Это каверзный вопрос. Моя жизнь - это мой тяжелый внутренний выбор. Чем-то
приходится жертвовать. Иначе невозможно. Нужно рассчитывать свои силы и на
многое посмотреть как на бренное, неглавное. А для окружающих иногда выглядишь
чуть ли не дураком. Никак не получается все в своей жизни правильно расставить,
"как у людей". Зато музыка, пение - это такое счастье, чудо, несмотря
и на большое количество повседневной, нудной, неромантической работы.
- Для женщины очень важен дом, очаг как оазис тепла, надежности...
- Мне кажется, не надо себе создавать замкнутую клетку ни в чем. Не считать,
что твой дом, твой муж, твой любовник - это твоя собственность, вечно к тебе
прикрепленная. Надо принять то, что в жизни все развивается, передвигается,
изменяется. Это естественно. Когда поймешь такой закон жизни, жить становится
легче. Правда, возникает противоречие с женской природой, которая требует
чего-то постоянного, стабильного, вечного. Но сейчас мало кто понимает, что
семья, рождение детей так же, как и музыка, - огромный созидательный труд,
большинство замуж бегут от одиночества. Чтобы рядом "копошился
кто-то". И живут несчастливые семьи, и растут ненужные дети.
- Настя, что, кроме музыки, тебя в жизни поддерживает, помогает находить
радость?
- В жизненных неудачах не стоит винить кого-то. Поддержку можно найти в том
великом духе, который идет от христианства, от искусства. Политика, идеология
- это наносное, ведь жили же раньше люди чем-то и без политики! Каждый должен
обрести в себе внутренний стержень. Не стоит идти на площадь и кричать, а
стоит заниматься своим делом, своим личным созиданием. Конечно, бывают моменты
отчаяния и безысходности, но тогда я пытаюсь уйти, окунуться куда-то, например,
в природу. На фоне великой и вечной природы твои мелкие проблемы кажутся
пустыми, неважными. Или в такие минуты стараюсь забыть вообще, что существую.
Тебя с твоими желаниями, стремлениями, проблемами нет, есть только то, что ты
делаешь. Люди, состоящие в разных орденах милосердия, так и живут - они
растворяются в чужих судьбах и жизнях.
- Лозунг "Рок чистой воды", под которым проходят концерты НАСТИ и
ЧАЙФА - не пустая декларация? Верите ли вы в социальную значимость рока?
- Если бы я не верила, я бы не выступала в этой акции. Наша задача - обратить
внимание на то ужасное, что творится сегодня с природой. Мы эту воду пьём. В
Свердловске от реки Исеть идет настоящее зловонье, как от водоема с растворимой
кислотой. И все это - плод нашего сознания. Надо какой-то винтик в голове
человеческой повернуть, чтобы человек ужаснулся и начал что-то делать для
природы или хотя бы не губить. Мне страшно думать, что, возможно, уже ничего
невосстановимо.
- Какие альбомы НАСТИ существуют? Знакомы ли вы с зарубежным зрителем?
- В 1987 году вышел наш первый альбом "Тацу", в 1989 был "Ноа
ноа" и в конце этого года, надеюсь, сделаем "Невесту". Мы,
наверное, медленно работаем? (Вопросительный взгляд в мою сторону). За границей
мы несколько раз были в Германии, в Голландии, в Финляндии. Сорвалась в этом
году поездка в Нью-Йорк на ежегодный "Музыкальный семинар". Туда
стекается все, что нового появляется в мире, независимо от коммерческой
ценности. Думаю, в следующем году нам удастся там побывать. На удивление,
публика за границей принимает хорошо. Они реагируют мгновенно, может быть,
больше музыкально воспитаны. Нам уже и петь нечего, а вызывают. Приходилось
одну песню исполнять два раза. Зато, если не нравится, орать, свистеть не будут,
спокойно уйдут.
- Настя, а у тебя есть любимые песни из тех, что ты поешь?
- Да. Мне нравится по музыкальной концепции, по строению "Улитка", но
мы мало ее поем, еще - "Тацу". Они не надоедают. Есть вещи,
которые "запиливаются". "Стратосфера", например.
- Кто сейчас пишет тексты ваших песен?
- Раньше - Илья Кормильцев, но мы с ним разошлись года два назад, мне теперь
интереснее с младшим. (Евгений Кормильцев. - Авт.). Последнее время сама
начинаю экспериментировать. Я и раньше давала какие-то фразы, идеи песен
НАСТИ.
- А что сейчас все-таки происходит со Свердловским рок-клубом и советским роком
вообще?
- Страшно дружеского в рок-клубе никогда не было. За кулисами всегда бегали
комсомольские работники - снимали звезды с бижутерии и убирали простреленные
флаги со сцены. Рок-клуб давал только возможность формально зарегистрироваться.
Сейчас все коммерциализируются, а рок-клуб не смог заняться коммерческой
деятельностью, остался только как информационный центр. Скоро вот выгонят из
помещения...
А в роке, я думаю, сейчас идет процесс накопления чего-то в себе, дозревания.
Такое состояние пассивного терпеливого ожидания сама не знаю чего. Прошел бум:
"Ура! Мы все вместе! Сметем фэнами всю страну!". Сейчас рок тяготеет
к постижению более глубоких, внутренних истин. Двумя-тремя годами тут не
обойдешься. По ходу что-то выпускается, но это артподготовка к главному этапу.
По-моему, и на Западе многого ждут именно от русского рока. Там же сейчас рок в
основном развивается за счет формы, а содержание исчерпано. Это относится и к
жизни. Мои знакомые англичане - каждый год рвутся в Сибирь, хотят остаться здесь
жить. Мне же "no-совковому" непонятно, чего они тут находят. А они
восхищены: "У вас великолепно! Жизнь живая, бурлит!"
На этой оптимистичной ноте, как любили писать раньше, пожалуй, и закончим. В
конце концов Настя призналась, что о жизни она любит говорить больше, чем о
музыке. А у меня во время разговора все вертелся в голове навязчивый вопрос о ее
любимом цветке, и я его так и задала. Оказалось, что цветы она любит простые,
полевые, невзрачные, которые ей в Германии каждое утро приносили в комнату.
Потому что от них аромат сильней, чем от благородных классических роз.
оригинал статьи
|