на главную
главная » статьи
Новиков С. В университетах Калифорнии Вася Шумов читал лекции...
  Российская музыкальная газета, N2, 1991.


Хит-парады, опросы, рейтинги - в любом уважающем себя издании... Но вы не найдете там ни одной песни, ни одного альбома московской группы ЦЕНТР, сыгравшей заметную роль в развитии отечественного рока. Бесконечные смены состава и некоммерческий характер музыки негативно сказываются на известности ансамбля и прежде всего его лидера - Васи Шумова. В результате Шумова больше знают как ведущего рок-передач радиостанции "Юность", чем как музыканта-экспериментатора, записевшего 17(!) магнитофонных альбомов.

Добиться встречи с ним - депо непростое. Упорно ходят слухи о его затворничестве и скрытности, что, впрочем, не совсем соответствует действительности. Просто - подобно многим - Шумов значительную часть времени проводит за границей. И наша беседа состоялась накануне очередной поездки Шумова в Англию и США.

- Василий, что изменилось за год после нашей последней встречи?

- Я нашел для себя новые ориентиры как музыкант. Это главное.

- Ты не хочешь даже вспоминать об остальном?

- Ну, если ты настаиваешь... Недавно в Америке вышел мой компакт-диск. Записываю второй альбом для издания во Франции. Но для меня все это творческого интереса уже не представляет, поскольку речь идет о сборниках моих старых вещей. Сейчас мне больше интересны спектакль "Библиотека приключений" и соло-альбом под условным названием "Две головы", тематика которого резко отличается от того, что я делал раньше.

- А что происходит в это время с группой ЦЕНТР?

- В нашей жизни трудно что-то программировать, тем более когда речь идет о творчестве. Именно творчество для меня главное. Тусовка, деньги - это уже вторично. Каждый выбирает, что ему важнее. Я выбрал: ребята, с которыми я работал в последние два года - тоже.

- Чем ты занимался в Америке?

- Я попал туда при содействии фонда Сороса (у нас это называется советско - американская культурная инициатива). Знаешь, как верующему христианину важно побывать в Иерусалиме, так и мне хотелось на родину рок-н-ролла. Последние 10 лет я верил в бога по имени "Рок-н-ролл"... Я был в Калифорнии, в Лос-Анжелесе, побывал на множестве концертов. И, естественно, меня интересовала жизнь американцев с человеческих позиций - какие у них ценности, что для них важно, а что нет, как они воспитывают детей и т. д. Тем более, что времени было достаточно - 5 месяцев.

- Что поразило тебя там?

- Ты знаешь, я понял, что люди везде равно несчастны, одиноки и беззащитны. Есть различия в уровне жизни, но не он определяет счастье.

- Несчастны даже американцы, которые кичатся своим благополучием?

- Кичатся не американцы, а фирмы, политики... Я очень мало встречал людей, которые говорили, что у них все нормально и без проблем.

- А в плане музыки, отношения к ней, к музыкантам?

- Здесь все - дело вкуса, привязанностей. Например, есть круглосуточный музыкальный телеканал MTV. Так вот, он мне через два дня надоел, потому что там основное время занимают клипы, в данное время "раскручиваемые" какой-то фирмой. Для меня относительно интересна была передача MTV "120 минут", об альтернативной музыке, о "панке" и "пост-панке", но о тех стилях, которые меня интересуют - "нью эйдж", например, - там тоже было очень мало. Если же сравнивать поп-музыку... Можно, конечно, говорить о разном уровне индустрии, музыкальной культуры, но по содержанию это вещи одного порядка. То есть я не вижу большой разницы между, допустим, Мадонной, Джексоном и младшим Пресняковым, "Ласковым маем"... Мотивы - одни и те же.

- Ты тоже считаешь, что "средний" американец находится под постоянным прессом рекламы?

- Несомненно. У нас это когда-то называлось "воротилы шоу-бизнеса". Именно эти люди заказывают музыку, заставляют делать сальто на сцене...

- И кому-то это нравится.

- Большинству. Но, слава Богу, есть и те, кто идет свой дорогой. Именно они и создают произведения искусства.

- В США ты встречал таких?

- Конечно. Страна богатая, есть возможность слушать то, что нравится. Большой выбор компакт-дисков, множество концертов... Хотя я тоже долго не мог найти видео-кассет с музыкой РЕЗИДЕНТЕ и Л. Андерсен. Фильм "Москва слезам не верит" нашел, а их нет.

- Ты как-то говорил по радио, что тебя потрясло, что огромные залы собирают одинаково много и поклонников рок-музыки и любителей классики...

- Да. Например, я был в "Голливуд боу" - открытой концертной площадке на 15-18 тысяч - во время концерта Рода Стюарта. Аншлаг. И то же - на следующий день, когда приехал симфонический оркестр. Причем система такая - заявляется концерт и тут же сообщается, когда будут реализовываться билеты. В кассы идти не нужно - по-моему, их просто нет. Звонишь, говоришь номер своего банковского счета и заказываешь билеты. Можно сразу десять тысяч.

- Говоришь, ты читал в США лекции на английском. Получалось?

- Конечно, иначе не приглашали бы. Знаешь, у них там абсолютно нет снобизма. Я читал лекции о нашей рок-музыке в университетах Калифорнии, и слушатели были, в основном, студенты факультетов славянских языков и музыкального.

- О чем спрашивали?

- О том, как живут музыканты, сколько зарабатывают, что нам известно об американской музыке. Часто спрашивали, сколько у нас фирм грамзаписи, сколько каналов на телевидении, сколько рок-изданий...

- И при твоих ответах у слушателей округлялись глаза?

- В том-то и дело, что нет. Они слушали и задавали вопросы только для того, чтобы знать, а не округлять глаза или посмеяться. Мне нравилась доброжелательность слушателей. Заканчивались лекции обычно аплодисмемтами, хотя я не пел и меня все видели в первый раз.

- Василий, тебе недавно исполнилось тридцать лет, - можно подводить какие-то итоги. Хотелось ли тебе что-нибудь изменить в твоем прошлом, если бы была возможность?

- Как в романе Оруэлла "1984"? Я бы не сделал такого огромного количества ошибок. Я бы не стал тратить таких усилий, чтобы кому-то что-то доказать. Например, директорам различных клубов, чиновникам от культуры, дельцам, которые пытались и пытаются уговорить меня делать коммерческую музыку. - А писать так много песен - стал бы?

- Ты знаешь, эти десять лет, что я занимаюсь музыкой, - ученический этап. Из 100 моих песен восемьдесят - как наброски для художника. За эти годы я более-менее сформировался как человек, как автор музыки и стихов.

- Давай поговорим об альбоме "Сделано в Париже". Ты ведь связывал с ним большие надежды.

- Для меня очень важно, что он вышел в Союзе. Фактически это итог десяти лет работы. Можно было только мечтать о таких условиях, о такой аппаратуре. И самое замечательное, что это сборник. В нем есть даже песня 1982 года. Теперь можно двигаться дальше.

- У тебя есть данные о популярности альбома за рубежом?

- Нет. Но я знаю, что он продается во всех странах Европы, в Японии, Гонконге, Австралии, Израиле. А данные о популярности для меня не так-уж важны.

- Ты часто и надолго стал ездить за границу. Не было мысли там и остаться?

- Ну нет, этого моим недоброжелателям не дождаться. Я еще так мало сделал здесь!

оригинал статьи (страница 1)
оригинал статьи (страница 2)



 
Hosted by uCoz