Хит-парады, опросы, рейтинги - в любом уважающем себя издании... Но вы не
найдете там ни одной песни, ни одного альбома московской группы ЦЕНТР, сыгравшей
заметную роль в развитии отечественного рока. Бесконечные смены состава и
некоммерческий характер музыки негативно сказываются на известности ансамбля и
прежде всего его лидера - Васи Шумова. В результате Шумова больше знают как
ведущего рок-передач радиостанции "Юность", чем как
музыканта-экспериментатора, записевшего 17(!) магнитофонных
альбомов.
Добиться встречи с ним - депо непростое. Упорно ходят слухи о его затворничестве
и скрытности, что, впрочем, не совсем соответствует действительности. Просто -
подобно многим - Шумов значительную часть времени проводит за границей. И наша
беседа состоялась накануне очередной поездки Шумова в Англию и США.
- Василий, что изменилось за год после нашей последней встречи?
- Я нашел для себя новые ориентиры как музыкант. Это главное.
- Ты не хочешь даже вспоминать об остальном?
- Ну, если ты настаиваешь... Недавно в Америке вышел мой компакт-диск.
Записываю второй альбом для издания во Франции. Но для меня все это творческого
интереса уже не представляет, поскольку речь идет о сборниках моих старых
вещей. Сейчас мне больше интересны спектакль "Библиотека приключений"
и соло-альбом под условным названием "Две головы", тематика которого
резко отличается от того, что я делал раньше.
- А что происходит в это время с группой ЦЕНТР?
- В нашей жизни трудно что-то программировать, тем более когда речь идет о
творчестве. Именно творчество для меня главное. Тусовка, деньги - это уже
вторично. Каждый выбирает, что ему важнее. Я выбрал: ребята, с которыми я
работал в последние два года - тоже.
- Чем ты занимался в Америке?
- Я попал туда при содействии фонда Сороса (у нас это называется советско -
американская культурная инициатива). Знаешь, как верующему христианину важно
побывать в Иерусалиме, так и мне хотелось на родину рок-н-ролла. Последние 10
лет я верил в бога по имени "Рок-н-ролл"... Я был в Калифорнии, в
Лос-Анжелесе, побывал на множестве концертов. И, естественно, меня интересовала
жизнь американцев с человеческих позиций - какие у них ценности, что для них
важно, а что нет, как они воспитывают детей и т. д. Тем более, что времени было
достаточно - 5 месяцев.
- Что поразило тебя там?
- Ты знаешь, я понял, что люди везде равно несчастны, одиноки и беззащитны.
Есть различия в уровне жизни, но не он определяет счастье.
- Несчастны даже американцы, которые кичатся своим благополучием?
- Кичатся не американцы, а фирмы, политики... Я очень мало встречал людей,
которые говорили, что у них все нормально и без проблем.
- А в плане музыки, отношения к ней, к музыкантам?
- Здесь все - дело вкуса, привязанностей. Например, есть круглосуточный
музыкальный телеканал MTV. Так вот, он мне через два дня надоел, потому что там
основное время занимают клипы, в данное время "раскручиваемые"
какой-то фирмой. Для меня относительно интересна была передача MTV "120
минут", об альтернативной музыке, о "панке" и
"пост-панке", но о тех стилях, которые меня интересуют - "нью
эйдж", например, - там тоже было очень мало. Если же сравнивать
поп-музыку... Можно, конечно, говорить о разном уровне индустрии, музыкальной
культуры, но по содержанию это вещи одного порядка. То есть я не вижу большой
разницы между, допустим, Мадонной, Джексоном и младшим Пресняковым,
"Ласковым маем"... Мотивы - одни и те же.
- Ты тоже считаешь, что "средний" американец находится под
постоянным прессом рекламы?
- Несомненно. У нас это когда-то называлось "воротилы шоу-бизнеса".
Именно эти люди заказывают музыку, заставляют делать сальто на сцене...
- И кому-то это нравится.
- Большинству. Но, слава Богу, есть и те, кто идет свой дорогой. Именно они и
создают произведения искусства.
- В США ты встречал таких?
- Конечно. Страна богатая, есть возможность слушать то, что нравится. Большой
выбор компакт-дисков, множество концертов... Хотя я тоже долго не мог найти
видео-кассет с музыкой РЕЗИДЕНТЕ и Л. Андерсен. Фильм "Москва слезам не
верит" нашел, а их нет.
- Ты как-то говорил по радио, что тебя потрясло, что огромные залы собирают
одинаково много и поклонников рок-музыки и любителей классики...
- Да. Например, я был в "Голливуд боу" - открытой концертной площадке
на 15-18 тысяч - во время концерта Рода Стюарта. Аншлаг. И то же - на следующий
день, когда приехал симфонический оркестр. Причем система такая - заявляется
концерт и тут же сообщается, когда будут реализовываться билеты. В кассы идти
не нужно - по-моему, их просто нет. Звонишь, говоришь номер своего банковского
счета и заказываешь билеты. Можно сразу десять тысяч.
- Говоришь, ты читал в США лекции на английском. Получалось?
- Конечно, иначе не приглашали бы. Знаешь, у них там абсолютно нет снобизма. Я
читал лекции о нашей рок-музыке в университетах Калифорнии, и слушатели были,
в основном, студенты факультетов славянских языков и музыкального.
- О чем спрашивали?
- О том, как живут музыканты, сколько зарабатывают, что нам известно об
американской музыке. Часто спрашивали, сколько у нас фирм грамзаписи, сколько
каналов на телевидении, сколько рок-изданий...
- И при твоих ответах у слушателей округлялись глаза?
- В том-то и дело, что нет. Они слушали и задавали вопросы только для того,
чтобы знать, а не округлять глаза или посмеяться. Мне нравилась
доброжелательность слушателей. Заканчивались лекции обычно аплодисмемтами, хотя
я не пел и меня все видели в первый раз.
- Василий, тебе недавно исполнилось тридцать лет, - можно подводить какие-то
итоги. Хотелось ли тебе что-нибудь изменить в твоем прошлом, если бы была
возможность?
- Как в романе Оруэлла "1984"? Я бы не сделал такого огромного
количества ошибок. Я бы не стал тратить таких усилий, чтобы кому-то что-то
доказать. Например, директорам различных клубов, чиновникам от культуры,
дельцам, которые пытались и пытаются уговорить меня делать коммерческую музыку.
- А писать так много песен - стал бы?
- Ты знаешь, эти десять лет, что я занимаюсь музыкой, - ученический этап. Из
100 моих песен восемьдесят - как наброски для художника. За эти годы я
более-менее сформировался как человек, как автор музыки и стихов.
- Давай поговорим об альбоме "Сделано в Париже". Ты ведь связывал
с ним большие надежды.
- Для меня очень важно, что он вышел в Союзе. Фактически это итог десяти лет
работы. Можно было только мечтать о таких условиях, о такой аппаратуре. И самое
замечательное, что это сборник. В нем есть даже песня 1982 года. Теперь можно
двигаться дальше.
- У тебя есть данные о популярности альбома за рубежом?
- Нет. Но я знаю, что он продается во всех странах Европы, в Японии, Гонконге,
Австралии, Израиле. А данные о популярности для меня не так-уж важны.
- Ты часто и надолго стал ездить за границу. Не было мысли там и
остаться?
- Ну нет, этого моим недоброжелателям не дождаться. Я еще так мало сделал
здесь!
оригинал статьи (страница 1)
оригинал статьи (страница 2)
|