С Вадимом Самойловым, лидером группы АГАТА КРИСТИ, я познакомился на
Свердловской киностудии. Точнее — в звукозаписывающей студии
"Студия-8" (она расположена в здании "кинофабрики"), одной
из лучших профессиональных свердловских студий. Большинство известных местных
музыкантов — АГАТА КРИСТИ, НАСТЯ, АССОЦИАЦИЯ, Александр Новиков (после отсидки)
— писали свои альбомы здесь. А во время нашего с Вадимом разговора в
"Студии-8" колдовал над многочисленными синтезаторами и звуковыми
процессорами мэтр свердловского рока Александр Пантыкин (интервью с ним читайте
в одном из следующих выпусков "МП"). Времени на интервью было отведено
немного, посему я сразу приступил к делу...
— В конце 89-го в "МД" был напечатан большой материал о вас, поэтому
об истории группы и т. д. спрашивать не буду. Единственное — произошли ли
какие-то изменения за это время?
— Да, произошли. В 89-м... Тогда мы все работали, и встал вопрос о том, что
совмещать больше нельзя, даже просто числиться. У меня работа была вообще - не
бей лежачего — инженер на кафедре. Саша Козлов, наш клавишник, работал
аспирантом кафедры в мединституте, Глеб (младший брат Вадима. — А. Е.) вообще
был безработным. И только Петя Май работал в научно-исследовательском институте.
У него были серьезные планы на кандидатскую диссертацию, к тому же тогда
родилась дочь, и когда пришло время выбирать, выбор пал не на музыку. Это одна
из причин. Во-вторых, к тому времени должен был прийти из армии Алик Потапкин,
барабанщик, с которым мы начинали (он у нас и у НАУТИЛУСА параллельно стучал).
Мне с ним интересно было работать и хотелось поработать снова. В-третьих... Это
сейчас у нас изменились представления о саунде группы, а тогда музыка наша была
полифоничной, И идея второго клавишника давно витала в воздухе. А у того же
Алика Потапкина был знакомый клавишник — Лева Шутылев (он работал во ФЛАГЕ). И
как-то без особого выбора мы решили, что так и надо. Нас стало пятеро, и весь
90-й год мы проработали в том составе. Были свои плюсы, были свои минусы. Плюсы
— то, что было записано на "Коварстве и любви", давалось в зал
полностью, без каких-либо преуменьшений. Но, как ни странно, перевес этот
клавишный создал какую-то попсовую окраску, исчезла шероховатость, которую мы
хотели. Нам это стали ставить в вину, да мы и сами чувствовали, что что-то не
так. Сейчас я думаю, что это было из-за плохого технического уровня - уровень
синтезаторов, которые мы тогда имели, просто создавал не нужную палитру, а
иллюзию того, что клавишей много и они давят.
Где-то летом 90-го года эта идея нас окончательно разочаровала. Мы остались
вчетвером опять работать, с Аликом. Работали-работали и доработались до поездки
в ФРГ и во Францию, успешно выступили там, особенно во Франции. Кстати, когда
нас было пятеро, в этом составе мы выступали в Глазго, в Англии. Именно там
выявились минусы, судя по оценкам. Оценки, в принципе, были неплохие, энергетику
группы они оценили. Но вот, например, в "Таймс" написали, что нас
можно отнести к помпез-року, а помпез-рок не очень-то любимый жанр,
развлекательный. Хотя идея-то ставилась совсем другая...
Потом начали работать над новым альбомом "Декаданс". Алику не нравился
материал. Он вообще по складу человек достаточно экспрессивный, ему больше
нравится — скажем так — музыка, более профессиональная с точки зрения игры на
инструменте, потому что действительно арсенал, как у барабанщика, у него просто
великолепный. Ему было тесновато в рамках той барабанной игры, которая нам
нужна. Он уходит, и мы пригласили Андрея Котова (известный свердловский
барабанщик, работавший в КАБИНЕТЕ и УРФИНЕ ДЖЮСЕ. — А. Е.).
— А Потапкин куда ушел?
— Он сначала нигде не работал, сидел дома у себя. В последний раз его пригласили
в НАУТИЛУС, и он сейчас там работает.
— У вас только что вышла пластинка "Коварство и любовь". Вы
довольны ею?
— Конечно, мы все понимаем, что это такой ретроспективный вариант. Вообще-то
речь о пластинке зашла еще в 89-м году, когда редактор Оля Глушкова предложила
ее выпустить. И что-то не получалось — то запись нам не нравилась, то ситуация
на "Мелодии" менялась странным образом. И только в прошлом году нам
сказали — все заряжено, давайте запись. Ну а поскольку "Декаданс" еще
не был закончен, решили выпустить старую запись, чтобы материал остался в
качестве ретроспективного альбома.
— Чем вызвано отсутствие на пластинке двух вещей — "Пантера" и
"Свинья"?
— Во-первых, тем, что на "Мелодии" в силу плохой пластмассы не делают
узких дорожек, и потому cуществуют ограничения во времени — 35 минут. Если
больше, то уже начинаются потери качества. А во-вторых, песня
"Пантера" нам самим достаточно надоела, и мы решили добавить лучше
новых. В пластинку вошли "Канкан", "Бессамэ" и
"Кондуктор", которую мы даже на концертах не играем.
— То есть вы решили сами, никто ничего не указывал...
— Конечно. Сейчас хорошо то, что продюсерская работа полностью лежит на
группе.
— Вышел новый магнитофонный альбом АГАТЫ - "Декаданс". Даже при
первом прослушивании чувствуется, что вы отошли от своего прежнего
стиля...
— Не то чтобы отошли. Ведь что такое стиль? Стиль — это не только (даже в
основном) — это не звук, не использование там скрипок, дудок или рояля, стиль —
это манера мировосприятия, манера подачи материала. То есть те вещи, о которых я
два-три года назад говорил,— гротеск, сюр — остались. Может быть, появилось
больше свободы, шероховатости, того, что на предыдущих альбомах было потеряно.
Мы это обрели, и слава Богу.
— Он выйдет на виниле?
— Должен. Наверное, это опять будет фирма "Синтез корпорейшн".
Собственно, "Коварство и любовь" попала к ним всего два месяца назад.
До этого она "гуляла" по "Мелодии", пока не попала на
"Синтез". Там что хорошо — генеральный продюсер у них — Александр
Кутиков. С ним можно найти нормальный человеческий язык.
— Многие музыканты, с которыми пришлось разговаривать и которые имели дело с
фирмой "Мелодия", жаловались, что мало платят, плохо издают и т. д. На
"Синтезе" — по-иному?
— На "Синтезе" действительно по-иному. "Синтез" — это
частная фирма, там работают люди предприимчивые, которые заинтересованы в том,
чтобы заработать деньги. И мы заинтересованы в этом. Это пример пресловутых
рыночных отношений. В трениях, как это везде бывает, мы заключили контракт, и
они платят нормальные деньги.
— А проценты от тиража пластинок, как на Западе?
— Да. Не знаю, как у них с другими исполнителями, а с нами...
— Предположительно, какой тираж будет?
— По сто тысяч первого альбома и второго.
— Скажи, ваше участие в телевизионном фестивале "Ступень к Парнасу"
что-то дало группе, может быть, в раскрутке?
— Я считаю, что участие в любом фестивале что-то дает - в раскрутке ли, в личных
амбициях или в элементарной школе — учишься чему-то. Ну, что дало участие в
"Ступенях"? Во-первых, опыт работы в телевизионных шоу, которые, в
принципе, близки к тому, что делается на Западе. Это первое. Второе. Мы никогда
больше не будем связываться с конкурсами. Первое место, второе, третье — это
лажа полная. В-третьих, что дало... Просто сейчас будем более внимательно
смотреть, куда влезаем. Потому что сначала конкурс был, на мой взгляд,
достаточно хорошим, задумывался хорошим — молодые поп- и рок-группы. Андрей
Петров в жюри, несколько фирмачей, из "EMI" французской, например,
серьезные люди (они, кстати, и поставили высокие оценки нам на первом туре и в
финале). Ну а на финале все начали потихонечку откупать — Талькова там, Отиеву —
пошло обычное совковое... И сейчас это — средней руки "западный"
фестиваль, цель — собрать побольше "бабок" у спонсоров. Ни о каком
шоу, ни о каких новых именах речи не идет...
— В начале разговора ты упоминал ваши поездки в ФРГ и во
Францию...
— Да, в прошлом году мы были там. Дело в том, что на IV Свердловский
рок-фестиваль приезжала западногерманская группа ФАН ФАН КРАЙСИЗ, а вместе с ней
- менеджер Рифф ля Рош. С ней мы и решили поработать, подписали небольшой
договорчик на год. С помощью ля Рош мы и поехали — сначала на фестиваль в ФРГ,
затем — во Францию, на конкурс "Опен дю Рок". На конкурс этот прислали
заявки и фонограммы около 400 групп со всей Европы, к выступлениям допустили
сорок (мы, кстати, были единственной советской командой). В течение лета
проходили концерты всех групп, а по итогам отобрали четыре, которые и поедут на
финал 5 июля этого года. АГАТА — в их числе. Если все будет нормально, должны
привезти оттуда приглашение в турне по Европе, либо — по Франции.
— Ты говорил, что в Англии вас хорошо оценили, а в других
странах?
— Ты сам посуди, если во Франции мы имеем максимум баллов. Вот тебе оценка. В
Германии — там особых оценок не было, там фестиваль — каждый день выступают по
15 групп, начиная от неизвестных и кончая звездами. ДЕЛ ЛА СОУЛ были, Курехин
(кстати, он достаточно популярен на Западе), МАНУ НЕГРО и СОНИК ЮФ. Мы выступали
днем, ехали из Франции 11 часов на автобусе. Приехали за час до выступления. Ну,
выступили. Доброжелательный прием у тех, кто не спал...
— То есть?
— Мы выступали в 12 часов дня. Предыдущий концерт закончился в три часа ночи.
Все наширянные-обкуренные спят за пределами концертной площадки, а человек 500
перед сценой танцуют.
— Ну а с профессиональной точки зрения, поездки на Запад тоже что-то дают?
Общение с музыкантами, например...
— Нам как-то не выпадало пока общаться с очень интересными музыкантами....
Полезно посмотреть, как у них все организовано. А с музыкальной точки зрения...
Видишь ли, мы все давно эту музыку слушаем, и, я думаю, мы с ними сейчас
находимся на одном уровне. Лениться меньше надо. С точки зрения музыкальных
идей, я не думаю, что они уж так впереди (имею в виду лучшие наши
образцы).
— Значит, "синдрома советского человека за границей" у тебя не
было?
— Ты знаешь, первый раз был. А потом... Первый раз — он дает такой положительный
заряд, потому что жизнь-то не голодная, все радостные и все ждут, что ты их
сейчас порадуешь, и тебя поддержат. И ты сам хочешь их порадовать. Вот такая
взаимная "накачка" и срабатывает.
— Записать там пластинку предложений не было?
— Был один вариант, но... Там шла речь не о пластинке. Фирма "ЕМI"
французская предлагала сотрудничество вообще: раскрутку, пластинку. Мы не пошли
на это, потому что нужно было решать, что нам лучше — зависимость или
независимость. И решили, что независимость — лучше. Собственно, есть два пути:
быть независимым или завести себе "папу", хозяина то есть. Нам хозяин
не нужен.
— Знаешь, в прошлом году в ленинградской газете "Смена" мне
попалась на глаза такая цифра. Они там печатают процент заполняемости зала на
разных концертах. Так вот, после вашего выступления вместе с группой ДОКТОР МОРО
появилась цифра 10 процентов.
— Наверное, так и было. Какой там зал был? (Спрашивает у окружающих.) Спортивный
комплекс имени Ленина? Так туда 30 тысяч влазит. 3 тысячи — это неплохо. Просто
организаторы зря замахнулись на такую большую площадку. Но, с другой стороны, те
три тысячи, что были, наверное, получили удовольствие, потому что аппаpaт, свет,
все рассчитывалось на 30 тысяч...
— Ничего удивительного. Заметь, основная масса на попсу "ходит" и
попсу слушает.
— А тут вот какая штука... Хороший пример, кстати. Вот европейский ТОР
показывают — масса команд, которые карабкаются, хиты придумывают, чтобы туда
попасть. И вдруг — после трех лет молчания - появляется Стинг, который всех их
враз убирает. Почему? Потому что когда объешся всем этим сладким, хочется живой
музыки. Почему — среди обилия попсы — Шевчук никогда не жалуется на отсутствие
публики? Только из-за этого.
— Кстати, о Стинге. У нас есть традиционный вопрос: с кем из западных
музыкантов ты бы хотел писаться? Кого бы хотел видеть в роли
продюсера?
— Знаешь, таких мыслей как-то не возикало, а вот кто оказал влияние
максимальное... В свое время — КУИН. Я не говорю о ПИНК ФЛОЙД, Стинге. А сейчас,
сейчас столько много новой музыки. Нельзя сказать, что какой-то один
исполнитель, какая-то одна группа воплощает все для меня, но в
совокупности...
— Скажи, было что-то такое в твоей карьере музыканта, что сейчас бы ты делать
не стал?
— Да, было. Участие в КВН (Вадим играл во время выступления свердловской команды
на ЦТ. — А. Е.). Сейчас я бы не стал этого делать. Да и тогда не соглашался,
особенно во второй раз. Сыграли на патриотических чувствах. не то чтобы особенно
не хотелсоь выступать. Просто я себя, как музыканта, уважаю, а там существует
множество редакторов, которые начинают — вот здесь бы этого не надо, а здесь
надо то-то.
— Вообще ты доволен тем, что сейчас делаешь, группой?
— Нельзя быть абсолютно довольным. Но, в принципе, то, что у нас есть
возможность заниматься любимым делом, писать и исполнять музыку, которая
нравится,— меня это устрашает. То есть свобода делать то, что я хочу.
— Итак, даже в нашем обществе ты имеешь свободу?
— Какую-то — да.
оригинал статьи
|