НАША сумбурная история рок-мероприятий знавала многое и выпестовала публику,
закаленную кордонами, подвалами и гопниками. При этом были как-то упущены
испытания легкими заморозками.
Сейчас все в порядке. Тем, кто побывал 23 апреля на минском стадионе
"Динамо", можно смело открывать въездные визы в США — на очередном
Вудстоке не подведут даже зимой.
Благотворительный сейшн назвали зычно: "Музыканты мира — детям
Чернобыля". И решили всех "музыкантов мира" упаковать в один
концерт с тем, чтобы назавтра отделаться простым повтором.
Марафон открылся в восемнадцать тридцать при пяти градусах Цельсия и невероятном
скоплении сержантов — после Павлова дня Минск по количеству ментуры на один
гектар прочно лидирует на материке.
За кулисами оттягивалась с горла МАШИНА ВРЕМЕНИ. Какой-то фотограф бросился к
Маргулису:
- Юра, можно снимок?
- Я Женя! — зло отрезал Е. М., и его можно понять: который раз с Шевчуком
путают.
Зато на помосте Е. М. был, безусловно, в голосе. После андреевой "Битвы с
дураками" он выдал нехилый блюз. "У свободы — недетское, злое лицо...
Вместо добрых песен — ЛАСКОВЫЙ МАЙ..." Затем акустический Макаревич в стиле
директивного бард-фолк'а пропел зарифмованные частушками заклинания:
"Отдайте литовцам Литву, Михайла Сергеевич... Всем омоновцам дать по медали
с портретом Невзорова... Отпустите литовцев, вам это зачтется, запишется, все
равно с них сегодня, пардон, как с козла молока..." Наконец Кутиков
прорычал "Поворот", и герои 70-х, попутно догнавшись, переместились в
импровизированный партер — слушать HAY.
— Берегите детей, это — единственное, что осталось у нас в жизни, — буркнул
Бутусов. — Да здравствует МАШИНА ВРЕМЕНИ, ура!.. Да здравствует ДДТ!
Из-под навеса микшерского пульта выбрался А. Троицкий и резко свалил; НАУТИЛУС
грянул "Идущего по пятам". Из прошлогоднего гастрольного состава не
оказалось Джавад-заде, его сменил за барабанами ветеранистый помпилиусовец Алик
Потапкин... Слава запел про "эти реки", которые "текут, никуда не
впадая", затем про Андрея и по нарастающей — к коде — добрался до шикарного
пронзона "Падал теплый снег, струился сладкий запах". Все было очень
рвано, мощно и складно. Эта-то гармония кое-кого и смущает: разве может быть рок
таким красивым? Он, мол, должен состоять из углов и наждачных поверхностей, а у
HAY все гладко, четко, не к чему придраться. Что ж, у КУИН тоже придраться не к
чему. И у... Впрочем, довольно.
Следом вышла Лесли Шатц из Канады — петь кантри под фонограмму. Эту скуку
старательно фиксировали камеры АПН. снимавшие концерт для "Би Би Си".
К операторам были приставлены плечистые молодцы с пустыми взорами и полными
пастями жвачки. От безделья они вышвырнули из рядов хиппана в вязаной шапчонке и
теперь искали, кем еще поживиться. Даже менты поглядывали осуждающе.
Далее весьма эффектно выступил Игорь Тальков. Навязчивые рефрены несли убойный
заряд антибольшевизма, и часть публики пустилась в пляс. Впрочем, не исключено,
что сие явилось следствием начавшегося подмерзания. Многогранный парень, этот
Тальков, — мелодика, режиссура, вокал, имидж. Только рок-н-ролла — ноль,
сплошной прямолинейный пафос.
Выскочившая на сцену блондинка во фрачной паре оказалась Элинор Сати из Штатов.
Весьма хороша, что подтвердил и крупный план на соседнем мониторе. В одиночку
она провибрировала какие-то джазовые гаммы, затем что-то в том же роде выдала
дуэтом со своим басистом; тот лабал как-то не в строку и вообще выглядел лишним.
В конце концов, собралась вся команда и погнала одну за другой еще аж семь вещей
— под чертыхания журналистов, которые полагали, что самый вкусненький импорт
припасен на десерт. Наивные! Лучше бы упивались прелестницей Элли: в тот трудный
день она единственная из гостей заслуживала внимания. Ее музыкальную нишу
невозможно обозначить в двух словах. На другой день я пытался уточнить это,
обратившись к первоисточнику, но мадам Сати лишь пожимала плечиками и повторяла:
"Политическая экология, политическая экология..." Ее клавишник-ямаец с
великолепной голосиной рассказывал, что музыку и тексты она пишет сама.
— Может, это регги плюс нью-ромэнтик?
— Не знаю, — честно развела Элли ручками, и я еще раз убедился, что музыканты не
сильны в терминологии независимо от страны рассеяния...
Когда всемером вывалила британская группа ЛИНДИСФАН, родилось тоскливое
предчувствие: эти ребята тоже не уйдут, не отыграв по времени сольник. Оно и
правда, глупо переть через всю Европу ради пятнадцати минут, забитых в
программе.
Нудятина оказалась редкая. Среди недоношенных блюзов лишь две вещицы пролились
бальзамом — одна латин-роковая, другая — готическая, возносящаяся каменными
ажурными конструкциями. Еще запомнился сакс, который звучал бедно, несмотря на
встроенный свисток.
Между тем с наступлением темноты холод усилился, и народ давно и дружно стоял;
потешнее прочих приплясывали красноармейцы-первогодки в макси-шинелях. Вот это
зрелище поднявшихся трибун и воодушевляло, вероятно, любезных иностранцев. Когда
думаешь, что десять тысяч тащатся от твоей музыки, хочется поиграть
подольше.
Пока строилась следующая команда — ЭКОУ ВИД БАННИМЕН — с галерки
заорали:
— Давай про партию! — некто еще не оправился от потрясения, вызванного
Тальковым.
К сожалению, англичане Игорю в подметки не годились. Хотя, возможно, полненький
лидер и мычал что-нибудь про тори — слов было не разобрать, сплошные заунывные
претензии, вокал и драйв — по нулям. Формально подобные искания именуются
"неоготикой", типичный доморощенный представитель — ТОКИО из
Питера...
КЛАЦАЯ зубами, стадион перевалил за полночь. В перерывах люди кучками грелись у
мощных осветительных приборов, напоминая предков в 1917-м. Пальцы у музыкантов
шевелились только потому, что они выбирались на поле непосредственно перед
выступлением, коротая часы в помещении для оттяга. Слабые духом исчезали в
проходах; в пяти шагах от меня героически вытанцовывал А. Липницкий (бывший бас
ЗВУКОВ MY). Концертный штаб поселил его в Раубичах (30 км от Минска), и как он
добирался после акции — одному Господу ведомо. Впрочем, на завтрашней
пресс-конференции Саша был свеж и весел, как парниковый огурчик.
Тем временем к микрофону встал коротышка с великоватой башкой и через
переводчика заявил, что купил букет "для прекрасных советских дам"; в
амфитеатр полетели какие-то голубые лютики. Паренек оказался главарем английской
ЧАЙНА КРАЙСИС. Группе десять лет, и вышло пять альбомов, но в это верится с
трудом: уровень школьного вечера, какая-то невнятная попса. Публика, не
стесняясь, скандировала:
— ДДТ! ДДТ!
И — о чудо! — дождались. Около часа ночи. Скрипичный реквием Никиты перерос в
"Осенний дождь", и воздух заметно потеплел; дополнительно воодушевлял
голый Доценко на ударной кухне. Поскольку простым вставанием засвидетельствовать
почтение было давно невозможно, пипл влезал на динамовские скамьи; сцену
бескомпромиссно окружил ОМОН. Искрами взлетали шевчуковские хиты;
"Периферия" звучала в модернизированном варианте: Юра сделал вставку,
в которой изобразил телефонный разговор колхоза с Центром — дескать, мяса не
дадим, пока водки не пришлете, и воще, мы — от-де-ляем-ся-я-я-я!..
Спев десять песен, Шевчук сказал:
— А сейчас вам сыграет КАЛИНОВ МОСТ, отличная группа, из самой Сибири...
Немногочисленные рокеры офонарели, а народ продолжал отваливать, и на трибунах
оставалась едва одна треть исходной толпы.
Всем было ясно, что времени в обрез. Еще покидали настил последние дэдэтэшники,
а Ревякин уже стоял с акустической гитарой на авансцене и оплетал, опутывал,
обволакивал, укутывал, спеленывал, охватывал, связывал, закручивал... Волны этих
поразительных созвучий ширились, расходились кругами и уносили к чертовой матери
оцепеневший стадион, спящий город, непригодную для жизни страну. Кристальной
чистоты протяжные распевы на фоне жесткого струнного перезвона — на таком языке
можно разговаривать с Космосом... МОСТ врубал в полном составе — Василий
Смоленцев (гитара), Андрей Щенников (бас), Виктор Чаплыгин (барабаны) — без
настройки и без фальши.
И вдруг... парни покинули сцену! Перед разгневанным народом предстал директор
КАЛИНОВА МОСТА Валера Мурзин:
— Это зависит не от нас: нам отключают аппарат...
Тьфу! Ввиду позднего времени бал окончен. Можно понять: два часа ночи.
Неожиданно расходящихся настигли ожившие диффузоры. Что-то заунывно-гнусное
вломилось в уши, заполненные еще Дмитрием Ревякиным.
Точно: на сцене — минский УЛИСС. Под фанеру! Ради этого согнали МОСТ!
Не оборачиваясь и посыпая голову пеплом, я зашагал на негнущихся ногах к
выходу.
Простите хозяев, ребята.
Подходя к паркингу, услышал сочные хлопки: на стадионе начался фейерверк.
Вероятно, в честь пятилетия чернобыльской катастрофы.
КСТАТИ, о благотворительности по-советски. По сию пору милиция и гэбисты ищут
десятки миллионов рублей, перечисленных в ходе прошлогоднего телемарафона в фонд
Чернобыля и осевших неизвестно где. Любопытно, как поживают денежки, собранные
"музыкантами мира"?
Что касается КАЛИНОВА МОСТА, то из Минска команда отправилась в Москву, чтобы 27
апреля принять участие в фестивале независимых групп "Индюки",
организованном редактором журнала "Контр'Культ'Ура" Сергеем Гурьевым.
(В Минске в этот же день выступили БРИГАДА С, ЧАЙФ, АУКЦЫОН, ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА,
НАСТЯ и какие-то привычно дешевые иноземцы — в рамках "Рока чистой
воды".) Говорят, меломанам российской столицы повезло больше, чем
белорусской. В текущем году фирма "Мелодия" выпустит диск
"Выворотень"; ведется запись еще двух альбомов (акустики и
электрического) КАЛИНОВА МОСТА. Об этом мне поведал Мурзин. По секрету,
разумеется...
...О втором концерте на "Динамо" умолчу. Досыпь, как говорят в
Белоруссии, — хватит. Да кроме прекрутейших РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ из Харькова, там вроде
никого интересного и не было. Хотя, икскьюз ми - любители аквамузыки
торжествовали явление БГ народу..,
ПЕРЕД пресс-конференцией на глаза снова попался чокнутый фотограф. Он кинулся
наперерез приближающемуся к гостинице "Юбилейная" Макару:
— О! Андрей, можно снимок?
— Не-а, — едва выдавил совершенно опухший суперстар и поплелся дальше.
В зале он немедленно занялся минералкой.
На снимке: Дмитрий Peвякин (КАЛИНОВ МОСТ).
оригинал статьи
|