КАЖЕТСЯ, наш рок-н-ролл решил не отставать от мирового. В том смысле, что удары
по нему не прекращаются. Вот не стало Майка. Год назад, в августе, хоронили
Виктора Цоя, как о недавней потере вспоминая о Саше Башлачеве. В июне 1991-го
москвичи прощались с гитаристом МИСТЕРА ТВИСТЕРА Вадимом Дороховым. Не много ли,
а?
Не так еще давно иногородний рок-фанат, приехав в Питер, отправлялся с
Финляндского вокзала на Ковалевское кладбище. С колокольчиком. К Саше. Больше
года — поток на Богословское, с цветами, значками, траурными лентами. К Виктору.
Географическая карта расширяется. Майка похоронили на Волховском.
Будете в Питере, подойдите к рок-клубу на улице Рубинштейна. Со стороны
Невского, медленно, читая надписи на стенах. Здесь и просто увековечены названия
групп, и высказаны эмоции, не всегда цензурным языком. Я долго искала надписи в
память Майка. Всего три... Почему так? Несправедливо. Можно попытаться понять.
Слишком долгие (для недолгого века нашего рока) годы он был живой Легендой.
Создал, выдал — и как бы лег на дно. И пятнадцати-восемнадцатилетние не привыкли
приветствовать ЗООПАРК так же часто, как, скажем, АЛИСУ или ДДТ.
Был Майк, по видимости, далек и от социальной, и от философской направленности.
Но прислушаться к языку его песен — это ж эпоха. Эпоха подвальных рок-тусовок,
эпоха, породившая эти тусовки. "Мы живучи, как кошки", — пел Цой. Ну и
дали по кошачьей живучести нашего рока. Из трех рок-лидеров, снявшихся в
замечательной короткометражке, жив только Кинчев. Боже, не надо на этот раз
любить троицу.
Историю ЗООПАРКА прочтите в другом месте. Ну хоть в недавно изданной
"Энциклопедии" Артема Троицкого. Будет все то же — начало в одной
группе, переход в другую, создание своей, потом переходы музыкантов — то от
него, то к нему. Почему эти переходы всегда вызывают такое количество слухов?
Ведь явление явно нормальное, рок же — единый организм, движение ему только во
благо.
Майк учился в ЛИСИ. Бросил, когда, по его словам, понял, что первый же дом,
построенный по его проекту, рухнет. А нам всем надо знать, чувствовать, как
мощно и сильно то здание, в закладку которого он вложил свои силы.
Все мы склонны задним числом искать предзнаменования бед. Не надо было, говорят,
Цою играть свою смерть в "Игле". Эх, не надо было Майку в
"Йа-ххе" разбивать зеркало, пусть и три года назад. Зачем он... Те
питерские дворы и лестницы, и дома еще больше опустели. Его нет. А на кладбище —
что... Один из рассказов о жизни рока гласит: Майк отказался идти на похороны
Саши Башлачева. Его уговаривали, убеждали, недоумевали. Он же ответил, что
таких, как он и Саша, не хоронить надо, а выбрасывать на помойку. Страшно. Знал,
что такие — такие — живут на самосожжении. Сгорел — и все, нет тебя.
Полное, вот уж действительно панковское отсутствие пафоса и напыщенности.
Цинизм, могут сказать. Пожалуй, не правы будут и все же как-то неловко положить
на его могилу цветы. Будете там, оставьте лучше пачку сигарет, или значок, или
бисерную, или кожаную фенечку с запястья. Кажется, у нас уже вырабатывается
ритуал посещения могилы рокера.
"Я — городской ребенок",— писал он. Так и было. Певец городской жизни,
если сыпать штампами. Что же, русский рок создали, кто сидя на красивом холме,
кто сидя на белой полосе, все смогли, все перенесли. И Майк не дожил до того
дня, когда его рок из ленинградского стал санкт-петербургским.
Рок — единое целое. Не стало одного — все мы обеднели. Но главное-то, главное
остается — мы вместе! Мы вместе, Майк!
Майку Науменко было 36 лет.
оригинал статьи
|