Эти записки Анастасии Рахлиной были совсем недавно опубликованы в
еженедельнике "Экран и сцена". Они о Майке... Еще
живом....
НОСТАЛЬГИЯ — присуще ли это зовущее чувство бесшабашному рок-н-роллу? Ностальгия
по вечно пьяному, детскому времени питерского начала восьмидесятых, времени
рок-н-ролла, что гуляло в нашей крови, перемешанное с любовью, портвейном и еще
с черт знает чем.
Ты сжимаешь кулаки.
Кровь стучит в висках.
И вены, как мосты, встают на руках.
В крови бьется тигром адреналин.
Ты помнишь, что это такое — быть молодым?
Это было совсем недавно, и совсем недавно мы слушали песню КИНО с такими
словами:
Рок-н-ролльное время ушло безвозвратно.
Охладили седины твоей юности пыл.
Но я верю, и мне верить в это приятно.
Что в душе ты остался таким же, как был.
Это была песня про битника, которых тогда еще можно было видеть среди
"ветеранов" "Сайгона". А теперь ветеранами уже не
существующего "Сайгона" стали сами стремные детки начала
восьмидесятых, разумеется, те, кто остался жив и никуда не делся. Много лет
прошло и пройдет не меньше, но я верю, и мне верить в это приятно, — будет вот
как. На вокзале тетенька-диктор скажет: "Поезд номер такой-то сообщением
Москва — Ленинград прибыл на такой-то путь". И ты выйдешь из поезда и
окажешься на перроне, и влажный питерский ветер встретит тебя. Вполне возможно,
что ты скажешь: "Ништяк!", и это будет лето. "Во рту дымится
сигарета". "Штаны истерты, как монета". И все такое, знакомое до
едва заметной смены интонаций. "Мы берем такси, когда в кармане
голяк!" И дальше, дальше: "Весь бэнд играет ритм, а я играю
чес"'. "Из вагона на перрон".
— Майк, ты читал "Максима и Федора"?
— А пошли вы в ж... со своим "Максимом и Федором"!
"Не забывать вещей!" Будет солнце на Невском, и будет неохота лезть в
троллейбус, и мы пойдем пешком. Туда, где уже в девять утра можно выпить двойной
кофе без сахара. "Лето. Я весь изжарен, как котлета". "Сегодня
сейшен в Ленсовете. А не пойти ли мне туда?" И тот, кто узнает его первым,
обронит, выдохнет звонкое слово — Майк! Ох, Майк. Непревзойденный лирик цинизма,
"посол рок-н-ролла в неритмичной стране".
Майк Науменко, Михаил Науменко, далее — скучная биографическая справка, но мы
оставим три слова: Майк, ЗООПАРК, рок-н-ролл. Мы оставим названия альбомов,
итак, немного картинок. Фотография: Майк и Боб, потом — улица, время фестиваля,
Майк в темных очках, с гитарой, еще — фильм "Йа-ххе", снова Майк,
зеркало... "Дед Мороз у зеркала с бритвой в руке". Много ли
вспоминать, долго ли жить и все ли спето? Самая рок-н-ролльная команда
питерского, российского рока, бешеный драйв, магические блюзы, гортанный голос,
блеск интонаций, жесткий аскетизм звука.
Сам жанр бродяг — вечно играющий, парадоксальный, циничный и нежный имидж Майка,
если только это можно назвать имиджем. Вряд ли тот Майк, что когда-либо стоял на
сцене, отличается от того, кто проживает по такому-то адресу. Майк, любовь
рок-н-ролла, напоминающий неизменно пьяного Силена, покачивающегося среди
дионисийской свиты и поднимающего голову от бурдюка, чтобы произнести еще одну
пьяную истину:
Сегодня ночью все будет хорошо.
Сегодня ночью никто не родится
и никто не умрет.
Никто не покончит с собой,
И никто никого не убьет.
Сегодня ночью все будет хорошо.
"А я прямой безбожник". Тот альбом, что не идет у меня из головы,
назывался так: "Пятьдесят пять". Понятия не имею, что это значит, но
при желании можно придумать. Это был великий альбом рок-н-ролла. Качество
звучания было еще то, но все песни с альбома, наполненные самим духом питерского
бродяжничества тех лет, стали хитами. "Я написал для Свина две песни,
хорошую и плохую. Свин, естественно, предпочел плохую. Я пою хорошую". Так,
значит, для Свина. Для Цоя тоже есть, долгий диалог, забытая привычка
перебрасываться репликами. Цой: "Время есть, а денег нет. И в гости некуда
пойти", "Девяносто два дня — лето. Солнце в кружке пивной, солнце в
грани стакана в руке!" Майк: "Лето. Время есть, а денег нету".
Или: "Деньги есть, а пива нету". И, наконец, самостебный симбиоз —
Майк и БГ, записавшийся на "55", второй голос, губная гармошка и т. д.
Хорошая пара — сразу вспоминаются трогательные кадры хроники, РОЛЛИНГ СТОУНЗ в
студии "Билз", да, "Гуру из Бобруйска" — так называлась
вещь, БГ — "голос воина Джа". Отлично было, достойное было решение
последующего эстетического противостояния АКВАРИУМА и ЗООПАРКА — аквариумское
звучание губной гармошки
и голос Майка, глумливо и ласково выпевающий слово
"растафара".
Песня для Свина, а еще БГ, поет и на гитаре играет, а еще "Лето", а
еще для тебя песня, хотя ты тогда, в те достословные времена, и слыхом не
слыхивал обо всем об этом. Или нет? Чем ты тогда занимался, помнишь? "Но я
верю, и мне верить в это приятно..." Есть ностальгия, вот что. И я хочу
сойти на питерском перроне и направиться прямиком в какой-нибудь ДК, пробраться
там в безумный зальчик, усесться на пол — желательно перед сценой, поближе
чтобы, — и услышать. "Сладкую N", "Дубль N 21",
"Гопники", "Уездный город". И еще много чего. И новых песен.
И чтобы снова "странные дни отыскали меня", — в конечном итоге все
дело в собственном состоянии, эпоха снова уходит, рок-н-ролл снова остается, мы
неплохо оттянулись, и это — повод продолжить.
оригинал статьи
|