Похоже что русский рок переживает сейчас трудное и драматическое время. Из
старых групп составлявших некогда "первый эшелон" отечественного рока,
реально существуют и ведут концертную деятельность только АЛИСА, НАУТИЛУС
ПОМПИЛИУС, АУКЦИОН да еще несколько групп следующего поколения. Одни уходят в
студии, другие возвращаются в маленькие залы и подвалы. Означает ли это что
конец русского рока или начало нового периода? Судя по всему, недавно с
концертных площадок страны ушла еще одна группа – ДДТ. За комментариями мы
обратились к ее лидеру Юрию Шевчуку.
— Русский рок часто принято считать в достаточной степени политизированным.
Однако процессы, происходящие в нем сейчас, говорят о том, что политика уходит в
прошлое.
- Наш рок "сдох" на политике, но я говорю об этом не как пессимист. Та
политика, которой мы занимались и которая отражена в творчестве любого из нас,
даже великого Башлачева, была естественна, это была идеализированная, конечно,
борьба граждан за республику. И, как ни странно, именно род политического
движения, поиска пути освобождения и выхода объединили всю эту тусовку
рок-н-ролла — мы раньше были действительно вместе. Но когда мы встали на путь
нравственных поисков, быть вместе оказалось сложней, и все сразу разрушилось. И
дело не в том, что, как говорят, все обожрались и никто не знает, что делать.
Просто происходит колоссальный нравственный поиск Бога внутри каждого из нас, а
это совершенно индивидуальная работа. Это не общественный труд — поиски Бога, на
этом пути я не верю, в какие бы то ни было секты, сообщества и товарищества,
здесь каждый идет сам по себе. Я иду сам по себе, Костя идет сам по себе,
Гребенщиков — сам по себе, и Ревякин — тоже.. Это нормально. И плакать о том,
что "движения" нет, все разрушилось, вспоминать старые добрые времена,
рок-клуб — это все для старушек, у которых еще не выпали волосы, монстров
рок-н-ролла. Может, это для Гены Зайцева, но не для нас. Я считаю, что мы идем
гораздо дальше. Время стадионов и митингов прошло, и прошло очень быстро.
"Движение", акции "против" - это скучно, неинтересно, они
сейчас мертвы и ничего не значат. Если, конечно, не стукнет опять какое-то
политическое давление, переворот или как угодно это называй — тогда каждому надо
будет опять стать гражданином по большому счету. Можно быть борцом против
тирании, но вместе с тем нужно не забывать о душе. А это сложно совмещать, я
сейчас только об этом думаю и размышляю.
Я скажу коротко о наших планах. Скоро должна выйти "ОТТЕПЕЛЬ" — это
блок песен 1987 года, начала ленинградского периода. Сейчас мы записываем
"ПЛАСТУН", блок песен 1988—1989 года. Потом будем писать более поздние
песни — "Еду я на Родину", "Последняя осень" и несколько
новых, давать концерты мы не собираемся вовсе — здесь, как в футболе: чтобы
забить мяч с разворота, нужно видеть поле, а сейчас мало кто из нас его
видит.
— Но, надеюсь, это не означает, что ДДТ запишет все песни, которые есть, и
затем прекратит существование?
— Может быть, и так. Потому что настолько не хочется делать то, что мы делали,
катастрофически не хочется...
— Не хочется играть?
— Вообще жить, как мы жили. Не хочется опять топиться в суете, дрязгах,
отношениях, связанных с тем дурацким шоубизнесом, в который мы вляпались и
который прохавали "от" и "до". Нам нужно оглядеться и, если
мы сможем, если хватит у нас сердца и души, ума и таланта, начать какую-то
деятельность на качественно ином уровне – тогда, конечно, мы будем жить дальше.
А если нет, то ни в коем случае и не свистну и группа не соберется, это решено.
Нам нужно отдохнуть — может, год, может быть, два. Мы и по Западу это знаем:
РОЛЛИНГ СТОУНЗ в свое время по три года не записывались и не давали концертов,
Леннон не пел. Я не примеряю чужие судьбы и рубашки на свое тощее тело, но я
понимаю этих ребят, это каждый проходит, наверное. Мы все безумно любим друг
друга и совершенно спокойно решили оглядеться, подумать. Причем на пике — нас
зовут сейчас в тыщу городов, предлагают концерты, все, что хочешь, но я считаю,
что наше решение верно. Но прежде нужно освободить пространство впереди — песни,
о которых я говорил, практически не записаны, нужно освободиться от них и больше
к этому не возвращаться.
— Дело принимает серьезный оборот — распадаются многие группы АКВАРИУМ,
группы ЗВУКИ МУ ТЕЛЕВИЗОР, не дает концертов ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и не собирается
впредь, теперь — вы.
— Я считаю, что это правильно, иначе и быть не должно. Если бы все продолжали
так же петь и бить в этот бубен, дуть в эту дуду, я бы просто разочаровался во
всех этих людях и в Петре Мамонове, и в Гребенщикове, и во всех остальных. Это
естественный путь, и здесь мы шагаем более—менее вместе, что только радует.
Все-таки, несмотря на то, что все мы, очень разные, нас объединяет какой-то
общий поиск. Так же, как объединило наше всеобщее рождение... в прошлом
веке.
— Появились ли, на твой взгляд, за последнее время новые кайфовые
группы?
— Такого кайфового — нет, к сожалению, ничего не слышал, но это не значит, что я
объективен. Сейчас есть масса новых групп с необычайной энергией, но это не то,
что меня сейчас мучает и волнует. Я не говорю, что они работают "не на том
уровне" - нет, не правда это, здесь нельзя быть снобом и ханжой. Но пока
что они завоевывают слушателей, мир, то есть расчищают себе пространство путем
использования природной силы, путем энергетических битв. Ну а наша тусовка,
группы, о которых мы упоминали, они не то чтобы пошли удачнее и дальше, просто
они сейчас совершенно другим больны. И поэтому, когда я слушаю новые мелодии,
они Не вызывают отзвука в моей душе. Мы тоже раньше бились тем же оружием,
энергетикой, но, понимаешь, это не самое главное сейчас.
- Старые группы сходят с круга, новые, похоже, делают что-то не то — можно
сделать вывод, что русский рок угасает?
— Нет.
— Тогда, может быть, это передышка?
— Скорее даже не передышка, а как раз наоборот. Сейчас как раз-то и идет
колоссальная борьба, самая драматичная, момент очень серьезен. Просто это не
имеет внешних проявлений, но внутри у каждого, - я глубоко убежден, все клокочет
— бури, пожары н землетрясения. Все экологические ниши, которые мы сейчас
оставляем, занимает попса, забивает собой все, как гречневая каша с небес, и нам
тут не место. Это битва за любовь, и я сейчас очень чувствую ее. Но биться за
любовь стоят только средствами любви, и никаких "против", против того
или этого — сейчас надо только "за". Понимание любви у рок-н-ролла и
попсы - полярное, это два разных лагеря по сути. Они предлагают свою концепцию,
мы — свою, но они проиграют эту битву, заведомо проиграют.
Для меня главное — записать сейчас все, что сделано сложить — пускай оно лежит
хоть до скончания века, главное — освободиться и начать все полностью заново. Не
знаю, смогу ли я, это очень сложно, но я полон надежд.
оригинал статьи
|