В журфаковской общаге есть обычай пить "кругами". Наливается
понемногу, и все пьют из одного стакана по очереди, по кругу.
Башлачев: Ну что, по кружку?
Знавшие его "общажную" жизнь всегда рассказывают о
"пьянках-гулянках". И никогда - о песнях. Как о поэте о Башалчеве не
вспоминает никто. Для них он и сейчас просто - Башлак. Кому-то его песни
казались странными, ктому-то злыми и грубыми, кому-то и вовсе было
наплевать.
Башлачев: Однако мы можем забыть всех, что пели не так, как умели. Но
тех, кто молчал, давайте не будем прощать...
- Да обыкновенный он был. Бухал, как все, учился. Когда собирались вокруг
бутылочки, появлялась гитара, все пели, и он пел, как все.
- Свои пел?
- Всякие. И свои, и не свои. Никто же всерьез не воспринимал. Вот мы сейчас
сидим, выпиваем, закусываем, поем. Что же в этом необычного? И тогда так же
было. А о его песнях я честно скажу - тогда это было все длинно и нудно.
Башлачев: Нас забудут, да не скоро. А когда забудут, я опять
вернусь.
Башалчев был весел, с ним классно бухать, стебаться. Попробуйте угадать в
пьяном, который не поет - орет под гитару, поэта. Да и кому это нужно? Орет и
орет, проспится - успокоится. Как все. Считал ли он сам себя поэтом? Не знаю.
Но, кажется, считал. Иначе мог бы и не писать, и не петь. Мог переждать,
переболеть, перетерпеть. Еще сотни разных "пере". И "не". Не
сог.
Однако в голове никак не укладывается - как позволил себе человек Башлачев
выбросить поэта Башалчева? А может, это и есть "идти до
конца"?
Башлачев: Поэты идут до конца. И не смейте кричать им: "Не
надо!" Ведь Бог, он не врет, разбивая свои зеркала. И вновь семь
кругов...
Помню, пиво пили. Башлак упился так, что от подоконника отойти не мог. Стоял,
держась за него руками. он мне сказал тогда: "Знаешь, что самое главное в
жизни? Самое главное- не упасть". Пустые слова. Но когда я узнал, как он
погиб, именно эта фраза припомнилась. Башлак позже пил по-другому: "Не
стоит идти, если главное - не упасть!"Не упасть... Получается, он все
заранее знал...
Башлачев смеется: Еще кружок!
У Башлачева, дуйствительно, есть пророческие строки. Он предчувствует свой
конец. А может - начало? Начало себя как поэта. У нас всегда "кто кончил
жизнь трагически, тот истинный поэт. А если в краткий срок, то в полной
мере..." Вот так и с ним. К беде нашей, мы "что имеем, не храним,
потерявши - плачем". Что же делать? Видно, это в крови.
Башлачев: Ой-е-ей, да сумел бы выжить, если б не было такой простой
работы жить.
- И вообще, откуда в нас это?! Живет рядом человек, всем по фигу, как... Умер -
айда на щит поднимать! "...сегодня помрешь, завтра скажут -
поэт..."
- Вот, вот. Мы с Башалчевым на разных факультетах учились, но помню его отлично.
Как мотался по общаге, песни пел дурным голосом. На гитаре-то толком играть не
умел.
- Ты смотри: петь не умел, играть не умел. А песни какие...
- Ну, не знаю... Я думаю, все-таки Башлак больше поэт, чем кто-либо
еще...
- Еще кружок...
Да, это так, Башалчев - поэт. И не нужно относить его ни к бардам, ни к рокерам.
Башалчев жил среди рокеров и пел, как он сам говорил, "российский
блюз". Пел и пил. Ну, может, чуть больше, чем остальные. Иногда срывался. И
никто не знал, что он - поэт.
Башлачев: Ну что, мужики, - по последнему кружку, и я
пошел...
Хорошие парни, но нам с ними не по пути.
Нет смысла идти, если главное - не упасть.
Я знаю, что я никогда не смогу найти
Все то, что, наверное, можно легко украсть.
Но я с малых лет не умею стоять в строю.
Меня слепит солнце, когда я смотрю на флаг.
И мне надоело протягивать вам свою
Открытую руку, чтоб снова пожать кулак.
|