И открылся цикл "Петербургский уик-энд" (при спонсорстве
Екатеринбургского страхового общества, не без помощи киностудии "СГВ"
(Ленфилъм), студии "Ю-7" и фирмы "Фильм Д'арт" (Заречный).
Первым стал режиссер Сергей Сельянов и его "Дни". Но за неимением
самого Сергея (он не смог приехать) в рамках показа его художественных фильмов
"День Ангела" (автор сценария - М. Коновальчук, режиссер-постановщик
С. Сельянов совместно с Н. Макаровым, оператор-постановщик - С. Астахов, 1980
год; фильм смотрели в Швейцарии, Испании, США, Англии) и "Духов день"
(авторы сценария М. Коновальчук, С. Сельянов, режиссер-постановщик - С.
Сельянов, оператор-постановщик - С. Астахов, 1990 год; фильм смотрели в Канаде,
Франции, Германии) роль человека, умело разговаривающего и с богемой, и со
случайными зрителями, классно исполнил Юрий Шевчук, приехавший в город на
"Дни" Сергея. Созданная им славная минорная обстановка, безусловно,
располагала к обоюдному общению. Юра пел по просьбам и без просьб. А Владимир
Владимирович Шахрин забросил все свои дела, чтобы поздороваться с Юрой и вновь
проникнуться его доброжелательностью и меланхоличностью.
- Цель вашего приезда сего дня была, естественно, одна - "Дни" Сергея
и "Духов день". Юра, может быть, скажете что-то о фильме, что он
вообще для вас значил?
- Ну, прежде всего, это какой-то этап. Я как-то немножко почувствовал кухню,
ребятишек, которые, в общем-то, тем же живут, что и я, но только работают в
кино. И это мне было очень интересно... А потом я переживал сложную ситуацию,
знаете, это бывает у каждого. Ну, представляете, работали всю жизнь, можно
сказать, в кочегарке, пели свои песни друзьям, колесили по стране с
гитарами.
И вдруг нам позволили выступать на больших площадках. И как-то выдохлись,
понимаете (у каждого, наверное, художника бывает такое - пустота...). Тут пришел
Сергей Сельянов и предложил мне поработать в кино. Мы прожили с ним год, и у
меня до сих пор болит, потому что я его ужасно вымучил.
- То, что рок-музыканты снимаются в кино, стало почти тенденцией. Это что,
потребность? Способ наиболее полно раскрыть свое творческое
"я"?
- У меня ведь очень много предложений. Бывает, режиссер приходит: "Все,
Юра. Так. Сейчас мы снимем вашу группу, вы будете играть. Снимем,как ты
мучаешься, не спишь ночами, пьешь чай с кофе, пишешь. Снимем кино о
рок-н-ролле..."
И в результате получается "пшик". Ну как можно снять художественный
фильм о том, как рождаются дети, не имея, понимаете, именно этого самого факта
рождения на экране. Это очень сложно. Вообще, о творческой кухне очень непросто
снять художественный фильм, сложно смоделировать эту ситуацию. Здесь есть что-то
запредельное...
Сугубо интимное... Да, и запредельное. Оттуда, может быть, что-то падает... Это
ведь не снять, понимаете. И поэтому все подобные фильмы - неудачные. А вот
"Духов день", мне кажется, наоборот. Не потому, что я там снимался, ни
в коем случае. Это, может быть, как раз все испортило. Но он снят без всяких
гитар, рок-н-ролльных аксессуаров. Там есть рок-н-ролльный дух. И он важен, ибо
не обо всем ведь говорить в лоб. Так ведь? Сергей метафоричен, очень поэтичен,
и он какими-то образами, как-то косвенно подводит к главному, что, на мой
взгляд, есть и в рок-н-ролле.
- А что вообще для вас есть Питер?
- Я волею судеб был в Париже. И вот у меня родилась такая ассоциация (я уже это
где-то говорил): Париж - веселая, жизнерадостная, тявкающая на прохожих
болоночка. А Питер - страшный, грязный, мудрый черный пес. Он смотрит на нас
своими близорукими глазами, в которых - вечность, боль, любовь... Он как судьба.
Поэтому в нем живут художники, очень много художников. Это какой-то своеобразный
университет. В Питере ведь везде тени: тут - тень Ахматовой, там - Цветаевой...
В параднике - Федор Михайлович Достоевский смотрит на тебя своими глазами.
Где-то - осенние бакенбарды Пушкина... Вы понимаете, все, все, все - именно
там. Это планка, ниже которой, попадая в Питер, ты уже не можешь, не имеешь
права опуститься. Или ты никто, или ты кто-то, но ты должен держать эту планку,
биться за нее. И в этом смысле Питер - это большая, серьезная школа для любого
художника... Хотя жить там очень тяжело, поверьте. С периферии...
- А где вы там живете?
- В коммуналке. Ну, а что? Все нормальные люди живут в коммуналках. Моя
коммуналка - это моя модель Вселенной.
- Вы раньше занимались бардовской песней...
- Это было великое время, начало 80-х. Я объездил всю страну, с гитарой, были
замечательные кухни, такие мистерии, таинства, кухонные концерты. Мог приехать
в любой город в стране, меня ждали совершенно незнакомые люди, давали хлеб,
соль. Садились с гитарой в какой-нибудь большой комнате, кто-то стоял "на
стреме", как говорится, чтобы не повязали менты. Было очень интересно -
целый кусок жизни, когда мы все находились под прессом. Но мы пели, творили.
Сейчас много разговоров о рок-н-ролле, и многие "кудрявые", я бы
сказал, не слышащие этих вибраций космических, божественных, пытаются выдавить
из своего ума то, что называют "попсой". А рок-н-ролл - это совершенно
живое, идущее от души, от сердца. И эти кухни - это наше подполье, начало 80-х
- наше начало. Сейчас нам дали сцену, но мы стараемся остаться где-то и теми же
ребятами, которыми мы были тогда - совершенно искренними, честными. Ну, по
возможности, конечно.
Рок-н-ролл - это всегда начало. Рок-н-ролл - всегда начинающийся. С каждым новым
поколением, не затраханным дешевым бытом и всяким гнусным опытом жизни.
- Нет больше желания сниматься?
- Нет, потому что у меня уже, к сожалению, не все зубы и жизнь
все-таки...
Съемки ведь требуют очень много времени и сил. А потом - я недостаточно
профессиональный актер. Много своей работы. Нет, мы снимаемся. Наш кинематограф
- в рамках клипов. Вот сейчас мы снимаем новый клип - "Черный пес
Петербург". И новую песню "Ты не один на дороге" - собираемся
снимать тоже. Какая-то часть песен, как обычно, должна выйти осенью.
- Настроение-то вообще оптимистическое?
- Конечно!
- Тогда Бог в помощь.
P.S. По словам Юры, возможно, весной 1993 года группа ДДТ осчастливит
Екатеринбург своим появлением.
оригинал статьи
|