В принципе непонятно, правильно ты поступаешь, делая за человека то, чего он
делать не собирался. Единственным оправданием служит то, что времена
изменились.
Последний год своей жизни, не будучи уверенным в том, что он прав, Башлачев
старательно заметал следы. Начал с того, что собственноручно затер оригинал
своей последней записи - "Вечного поста" (к счастью, остались копии).
И закончил в августе 1987 года словами:
И труд нелеп, и бесполезна праздность,
И с плеч долой - все та же голова,
Когда приходит бешенная ясность,
Насилуя притихшие слова.
Почему Башлачев ничего не записывал в последний год - более-менее понятно из
этого четверостишия. Почему до этого времени получилось только два альбома -
"Третья столица" и "Вечный пост", - это надобно объяснить.
В те годы записи альбомов проходили просто: не нужно было кучи денег, достаточно
было забрести на огонек к Леше Вишне, обладавшему скромным подобием студии - и
получалась "Третья столица", например.
Почему после ничего не записывал? Потому что - поездки, "квартирники",
отсутствие случайной возможности, а нарочно затеваться было недосуг. Это - пока
был один и хотел быть один. А затем появилась другая причина. Отчего так
раздраженно и досадливо в известном интервью отвечает Башлачев на вопрос, хочет
ли он быть один, с гитарой? Тогда, весной 1986 года, для Башлачева уже
проступала необходимость собирать группу, и в этом случае садиться за запись в
одиночестве не имело особого смысла.
Место второго, незаписанного "сольника" заняли две январские 1986 года
записи, одна из которых - "Таганский концерт", наиболее объемная и
качественная, с раритетной "Егоркиной былиной" и кучей других редких
вещей.
"Таганский концерт" был записан 22 января 1986 г. в Театре на Таганке,
где той зимой прошла серия акустических концертов, в частности, БГ и Мамонова,
перед труппой, работавшей с А. Васильевым над спектаклем "Серсо" -
сказано в аннотации к тройному альбому Башлачева "Таганский концерт".
И добавить к этому нечего. Мне бы только хотелось сделать одну оговорку. Но
прежде - цитата: "Даже на слух чувствуется - как он волновался, особенно
поначалу. Еще бы - петь в театре Высоцкого!.. Башлачев сражался на территории
поэта, которого любил и чтил, но от которого все дальше уходил в своем
творчестве". (А. Житинский, вступительная статья к крайне по-дурацки
изданному сборнику текстов Башлачева "Посошок").
Было время - скажем, 1984 год,- когда Высоцкий был актуален для Саши, затем,
если говорить о тех, кто был для него важен, надо назвать Моррисона, Болана и
Уэйтса. Кроме того, Башлачева всегда воротило от слова "бард".
И потом, весной 1987 года, после того, как Саня посмотрел полностью
"Кинопанораму" с Высоцким. Мы жили тогда на квартире, где не было
телека, он пошел к приятелю и вернулся мрачнее тучи. Я принялась расспрашивать,
а он ответил, что это документальный фильм о том, как человек
"вписался" в систему на предмет борьбы и стал жертвой.
Башлачев же по крайней мере старался "не вписываться", что помимо
прочего и роднило его с такой штукой, как рок-н-ролл, и мне кажется, что ему
это удалось.
Вот, собственно, и все. Теперь "Таганский концерт" издан. На этом
можно было бы и закончить. Но еще пару слов и несколько
"спасибо".
Необычайно удачным мне представляется оформление пластинок. Оно - как детский
рисунок: столь же бессмысленно, сколь многозначительно. Можно считать, что его
нет вообще - настолько оно идеально. И чудесным образом помещает песенки в
родную атмосферу города Ленинграда.
Отдельное спасибо Андрею Зачесову, записавшему концерт и сохранившему запись, а
также фирме грамзаписи "Фили" за вот такую надпись на обложке:
"Егор Башлачев". Егору сейчас четыре года, и он передает всем
привет.
Р. S. Фирма грамзаписи приносит извинения за досадную опечатку на обложках
дисков, допущенную по вине Апрелевского завода грампластинок.
оригинал статьи
|