В заголовке нет ошибки. Именно так, как сплав традиционного "харда"
и "арт-рока", определяют свой стиль участники рок-группы АГАТА КРИСТИ.
Есть такая в Свердловске. Странное название, не правда ли? И какое отношение
имеет английская писательница к рок-музыке? Слово руководителю группы, вокалисту
и гитаристу Вадиму САМОЙЛОВУ.
- Первоначально мы назывались РТФ. Аббревиатура станет понятной, если вспомнить,
что мы начинали играть, учась на радиотехническом факультете Уральского политеха
ещё в 1985 году. Но вместе с окончанием института поменялись и состав группы, и
её название. Если честно - все мы страстные любители классического детектива.
Особенно шедевров Агаты Кристи.
В её книгах нас в первую очередь привлекает исследование группы людей в
замкнутом пространстве. Интересно наблюдать, как изменяется психология человека,
межличностное поведение вообще в процессе вычисления преступника, то есть в
экстремальной ситуации.
Свой интерес мы стараемся преобразовать в музыке. Насколько это у нас получается
- судить не нам, хотя, думаю, получается многое.
- Вадим, совсем недавно стать популярным в роке было довольно просто. Стоило
спеть про недостатки в обществе, ткнуть пальцем в больное место - и готово.
Теперь этого явно не достаточно. Какие, на твой взгляд, темы будут преобладать в
рок-музыке в будущем?
- По-моему, на первый план должен выйти человек, его индивидуальность. Не
нарочитая конкретизация образа, а размышления о том, как в людях уживаются
любовь, честь, верность и предательство, стремление быть добрым и жестокость,
правда и ложь... - вечные темы.
Хватит перепевать статьи из "Огонька". Это же музыка, в конце концов!
Необходим уход от голой конкретики в общечеловечность, больше философии без
готовых ответов.
- Ты говоришь о философии, но, по-моему, ваши выступления оставляют как раз
обратное впечатление - всё очень конкретно, зло и "круто".
- Да, пожалуй, так и было. Однако наши последние композиции и песни иного плана.
Максимализм - дело хорошее, но на нём далеко не уедешь. Надо начинать думать,
рассуждать, осмыслять какие-то явления, события, поступки.
- Говорят, у молодёжи сегодня нет своего героя, своего Павки Корчагина. Что
ты думаешь по этому поводу?
- Уверен, конкретного идеала, эталона, символа у молодёжи конца восьмидесятых и
быть не может. Слишком противоречивое, неоднозначное сейчас время.
Но нельзя забывать, что общечеловеческие ценности, о которых я говорил, никто не
отменял, да и не в силах этого сделать. По-моему, на них должен ориентироваться
нормальный молодой человек. Для меня, например, наиболее важна искренность в
общении с людьми, как в жизни, так и в музыке. Общий приоритет человеческих
ценностей, за который мы все сейчас бьёмся, - это здорово. АГАТА исповедует этот
приоритет.
- Я хочу задать не очень корректный вопрос. Что важнее в песнях группы:
музыка или слова?
- Пожалуй, всё-таки музыка. Она первична. Нас больше радует найденное удачное
музыкальное решение того или иного фрагмента песни, нежели поэтические изыски в
тексте. Однако не надо думать, что нас мало волнует то, о чём мы поём. Просто
сначала рождается музыка.
- Что ты думаешь о взаимоотношениях между профессионалами и любителями
рок-движения?
- Об этом нельзя судить только плохо или только хорошо. Везде надо различать
определённые категории людей: настоящих художников, мастеров, и конъюнктурщиков;
свято заблуждающихся профессионалов, воспитанных на культуре прошлых
десятилетий, и дельцов от музыки. Последние как раз и гонятся за тугим
кошельком. Рок для них - средство наживы. Они его используют, но, по существу,
презирают.
Кроме того, много копий ломается, на мой взгляд, просто на пустом месте. Нет-нет
да и ополчается кто-нибудь на внешний вид рокменов. В принципе я могу понять
этих людей. У меня бабушка тоже в шоке от моих длинных волос и серьги в ухе. Но
я считаю, что внешний вид выполняет свою функцию на сцене - он
"цепляет" зрителя. Это важно, потому что новичку с первого раза
довольно трудно воспринять, скажем, ту же АГАТУ КРИСТИ, её музыку. Но,
"зацепившись", он, возможно, захочет глубже разобраться в том, что мы
делаем. Пусть девять человек плюнут и никогда больше не придут на концерт, зато
десятый со временем станет нашим зрителем. Верно?
- Молодёжь нередко противопоставляет рок и классическую музыку, фольклор. Как
ты смотришь на это? По-твоему, это принципиальная позиция или просто возрастной
нигилизм? В чём ты видишь причину этого явления?
- Ну, во-первых, я не стал бы относить сюда всю молодёжь. Многие с удовольствием
слушают и то и другое, просто они менее воинственны в отстаивании своих
взглядов, чем какой-нибудь юный невежда. А во-вторых, фольклор молодёжь не
слушает, мне представляется, потому, что его, настоящий, и услышать-то негде.
Много ли у нас истинно народной музыки? РУССКАЯ ПЕСНЯ Бабкиной и ансамбль под
управлением Покровского - вот и всё. Хор Пятницкого, по-моему, - этакая
купеческая удаль, ничего общего с народом не имеющая, или лубочные картинки. А
различные СЯБРЫ, ПЕСНЯРЫ, АРИЭЛИ - в это вообще мало веришь. Чего же удивляться,
если молодёжь не хочет слушать подделки под фольклор, не хочет, чтоб её
обманывали.
С классической музыкой сложнее. Я для себя отвечаю на этот вопрос так: классика
с некоторых пор стала восприниматься как элитарное искусство. Она постепенно
делалась (или её делали) обязательным атрибутом, входящим в
"джентльменский" набор аристократических ценностей, наравне с
"Мерседесом" у подъезда, дачей на территории заповедника, квартирой с
домработницей и т.п. Большая часть молодых людей не приняла этих ценностей, а
вместе с ними и отвергла, к сожалению, и классическую музыку. Это с одной
стороны. А с другой, молодёжь просто не воспитана на классике, у неё не было
достаточного количества таких учителей, которые могли бы привить навыки
восприятия симфонических произведений, оперы, балета...
В результате любовь к классическим произведениям, их понимание у нас стало
возрастной чертой, да и то далеко не у всех. Печально, что и говорить, но вины
рока здесь я не вижу.
оригинал статьи
|