Вася Шумов создал группу ЦЕНТР, но теперь сместился несколько западнее: сидя
в Лос-Анджелесе, он делится соображениями о пресловутом музыкальном
бизнесе.
Я - это продукт. Я - это упаковка продукта. Я - это продавец продукта в магазине
"Я". Застенчивость, неуверенность и прочие вредные для шоу-бизнеса
привычки устраняются неукоснительно, и чем быстрее, тем лучше. Скажем, артист
делает карьеру на поприще рок-музыки. В этом случае вокруг него образуется
стандартный набор участников делания карьеры артиста: менеджер, импресарио,
биограф, любовники (любовницы), адвокат, фотограф, страховой агент становятся на
долгие годы твоими верными спутниками жизни. Причем судебные разбирательства с
каждым из них в свое время — практически гарантируются. Все это в данной сфере
вполне нормально. А если вдруг жизнь складывается по другому сценарию, то это
верный признак, что ты делаешь карьеру неправильно или профессионально
непригоден.
Если в Москве расхожим словом, характеризующим образ жизни музыкантов, стало
ТУСОВКА, то все, что происходит здесь, можно назвать СУПЕРТУСОВКА. Времени на
сон и другие несерьезные вещи почти не отводится, и остается сожалеть, что в
сутках только 24 часа. Короче говоря, или ты соответствуй, или всю жизнь
проведешь в разряде неудачников. А как соответствовать? Существуют, например,
десятки книг из серии "Как достичь...", постоянно действующие курсы,
на которых рокеры могут постичь азы своеобразной этики шоу-бизнеса: что можно
говорить вслух, а о чем надо помалкивать, как надо всегда восторгаться своей
фирмой грамзаписи и ее руководством, даже если причин для восторгов нет. Все это
называется вести себя профессионально.
Если взять музыкальное издание, то типичным объявлением сегодня будет:
"Вокалист (гитарист, клавишник...) требуется для хард-рок группы. Внешность
обязательна!" Подобная ситуация вызывает недовольство у музыкантов старшего
поколения, которые прославились благодаря виртуозной игре на инструментах.
Теперь это качество перестало быть главным. Как ты выглядишь внешне - это
серьезно. Но это еще не все, в интервью необходимо расточать знаки любви и
благодарности всем родственникам, особенно — жене (мужу) ведь он (она) - это
главное в твоей жизни, и это на веки–вечные. И не важно, если отношения между
супругами давным-давно прерваны. Публика в Америке свято чтит семейные каноны, и
уже не один идол поплатился карьерой за свое распутство, о котором стало
известно. Общественная задача перед тем, как начать следующий этап по
строительству карьеры: необходимо точно определить рынок для своего продукта,
мишень. Если ты музыкант, то на какие слои общества нацелена твоя продукция.
Кстати, этот вопрос даже поважнее стандартов внешнего вида. Я знаю несколько
недавних случаев, когда группы не могли добиться контрактов у фирм звукозаписи
только потому, что их музыка не вписывалась ни в одну из ныне действующих
категорий. Хотя никто не отрицал, что материал сделан добротно. Фирма мыслит
своими категориями, а если что-то выходит за рамки этих стандартов, то контракт
вряд ли состоится.
А как же быть художнику, который решил идти своим путем, не пытаясь вписаться в
какие-либо рыночные рамки? Я могу ему только посочувствовать, хотя такая позиция
заслуживает всяческого уважения. С философской точки зрения этот путь наиболее
целесообразный, а с точки зрения коммерции — это самоубийство. Но время от
времени этот клуб коммерческих самоубийц пополняется новыми членами и не дает
возможности всем превратиться во вкусненький продуктик в сверкающей упаковочке.
Наверное, в обществе существует какой-то тип здорового сумасшествия, который
незаметно предохраняет человека от полного духовного разложения. Но такие
исключения встречаются все реже. Время бунтарей миновало, а те, кто все еще
противостоит массовому оболваниванию, научены опытом предшественников...
Если ты своими идеями увлекаешь какую-то часть рынка, то тобой начинают
заниматься серьезно, фирмы не дремлют. И рано или поздно контракт подписывается,
и все встает на место.
Журнал "Спай", специализирующийся на освещении закулисной жизни звезд,
напечатал анкету "Кто богаче? Кто могущественней?" Дэвид Геффен,
Стивен Спилберг, Джек Николсон, Мадонна, Барбара Страйзанд — все в первой
десятке. Любопытно, что если взять для сравнения обложки журналов о шоу-бизнесе
за последний год, то получается, что везде одни и те же лица. Это как колода
карт, время от времени перемешанная и разложенная каждый месяц в разном порядке.
Жестокая скрытая закулисная борьба, информация о которой время от времени
просачивается на поверхность, и является определяющим фактором в вопросе, кто
есть кто в шоу-бизнесе. С другой стороны, такая жизнь необходима, как кислород,
тем, кто знает, что с талантом у него не очень (сам себя не обманешь), но есть
бесконечное желание любыми путями прославиться.
Для такого рода жизненной концепции Лос-Анджелес — идеальное место. Таких здесь
понимают с полуслова, они составляют активное, большинство индустрии. И со
временем бездарь впадает в звездный транс, который соответственно действует на
окружающих. Массы обычно не утруждают себя глубоким анализом настоящих
достоинств актера или рок-музыканта. Если это "лицо" мелькает по ТВ и
в прессе (что оплачивается самим "лицом" по жестким тарифам), то
потребитель чувствует себя комфортно и готов потратить несколько долларов на
продукт, на котором стоит то или иное имя. Что в конечном счете и является
главной целью тех, кто владеет миром шоу-бизнеса.
Все крупные музыкальные издания и телекомпании уже давно работают на воспевание
тех образцов, в рекламу которых вложено наибольшее количество денег. Поэтому
получается анекдотичная ситуация: при всем обилии музыкальней информации —
сплошная дезинформация. После неоднократных разочарований, когда я поначалу
прислушивался к советам крупных изданий и телепрограмм насчет достоинств новых
альбомов и новых имен, теперь для меня очевидно — никогда не покупай ту музыку,
что рекламируется с размахом, и наоборот: если попадется на глаза то, что ни
разу не видел по Эм-Ти-Ви и в "Билборде", то есть шансы, что это может
быть по-настоящему интересно. Надо обладать большим терпением и незаурядной
интуицией, чтобы отыскать в магазинах среди тысяч альбомов один-два интересных.
Тем более что все время стоит над душой дотошный продавец, озабоченный тем,
почему я так долго ничего не могу для себя выбрать и нет ли каких-либо у меня
вопросов или пожеланий по улучшению обслуживания. Сказал бы я тебе, да все равно
не поймешь.
Недавно я прослушал курс в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса по теме
"Продюсирование звукозаписи". Так вот, среди прочих было несколько
лекций о том, как создать песню, которая должна стать популярной. Мы разбирали
"до последнего винтика" несколько суперхитов недавнего времени.
Например, композицию Джэнет Джексон "Тоскую по тебе" с ее последнего
альбома. Лектор выдал нам полное анатомическое заключение об этой песне: сколько
куплетов и припевов, какова длительность вступления, соло и окончания, какая
барабанная машина использовалась на записи. Текст песни разбирался столь же
подробно, анализировались аранжировки, тембры и звукорежиссура. Мы слушали эту
вещь десятки раз полностью и по фрагментам.
Создание хита потливое и подчиняется строгим законам. По такой науке создается
весь материал, который наполняет в Америке всевозможные списки популярности.
Скажем, в каждой хитовой песне должен быть так называемый "крючок" -
музыкальная фраза, которая должна запоминаться слушателям с первого раза, чтобы
он мог ее легко напеть для себя.
Причем "крючок" должен появляться не позже тридцати секунд с начала
композиции. Помимо этого, есть еще десятки профессиональных секретов по созданию
хита. Как композитору было очень интересно, но как слушатель я уже не
воспринимаю продукт, созданный по конкретной технологии. Хотя все эти специально
изготовленные композиции отличаются высочайшим профессионализмом и качеством
звучания.
Я не перестаю удивляться, до каких размеров должно разрастись человеческое
тщеславие, если после того, как достигнуты все возможные и невозможные высоты
шоу-бизнеса, а денег заработано столько, что хватит на сотню жизней, герой и не
думает об успокоении души и об уединении. Бой продолжается. И старички,
перенесшие десяток пластических операций и несколько реанимаций, стараются изо
всех сил. Сойти с афиш - страшнее смерти. История с Энди Урохолом в последние
дни его жизни, на мой взгляд, классический пример подобной жизненной установки.
Когда он пришел в сознание после сердечного приступа, то его больше всего
интересовало, кто из звезд, помимо него, находится в той же больнице в данное
время...
Я как-то в разговоре с одним музыкальным бизнесменом поинтересовался, существует
ли какой-то предел, когда он может больше не беспокоиться о своих доходах.
Короче, сколько денег ему надо для полного счастья. Его короткий ответ не снился
Шуре Балаганову даже после самой черной попойки. Приведу его дословно:
"Василий! Представь себе, что ты любишь своих детей и близких. Ты все время
хочешь дать им все и больше и больше своей любви. И не можешь никогда
остановиться. И это прекрасно. То же самое с зарабатыванием денег. Миллион,
миллиард долларов - ты не можешь остановиться. Это бесконечно. Это как
любовь..."
В конечном счете моя критика о доходах носит субъективный характер, и не мое это
дело, если для кого-то деньги больше, чем жизнь. Объективности ради необходимо
отметить одно важнейшее, явно позитивное, завоевание американского бизнеса. Все
доходы того или иного музыканта, актера и вообще любого известного человека
открыто и постоянно публикуются в различных средствах информации с точностью до
доллара. Во-первых, это одно из условий быть принятым в те или иные
аристократические круги, во-вторых, так велит налоговая система, шутки с которой
плохи. Недавно звезда музыки кантри Вилли Нельсон, "по забывчивости"
недоплатил несколько миллионов долларов подоходных налогов. Когда это вскрылось,
то певец встал перед фактом — теперь надо платить намного больше и можно
лишиться всех своих комфортабельных угодий. Ему пришлось срочно выпускать альбом
из своих хитов, чтобы хоть как-то избежать разорения. Название диска —
"Записи Внутренней налоговой службы" (по названию придирчивой
организации), а реклама — это обращение к своим поклонникам: мол, ребята,
покупайте и выручайте.
Кстати, суммы заработков наших "звезд" являются на сегодня одной из
наиболее засекреченных сторон отечественного шоу-бизнеса. Причин много. Главная
же, на мой взгляд, в общественном мнении. Общество все еще ненавидит людей,
которые получают в десятки, сотни раз больше за свою работу, чем, скажем,
обычный рабочий человек.
Вот и получается, что артисту надо, с одной стороны, много заработать (быть
звездой — дорогое удовольствие), с другой — внешне не отрываться от масс. Для
тех, у кого бессонница из-за того, что кто-то из наших музыкантов зарабатывает
намного больше в месяц, чем он за десять лет, сообщу по секрету, что все наши
самые богатые люди в шоу-бизнесе — это голытьба по сравнению с американскими
звездами.
В заключение приведу типичный пример из личного опыта. Я случайно во время
одного обеда был представлен работнику крупной менеджерской фирмы. После
короткой беседы, что у меня и как, я получил целый ряд инструкций профессионала
насчет моей музыкальной карьеры. Все это было сказано с самыми благими
намерениями и желанием мне помочь. Причем моей музыки он не слышал, т. к. у меня
с собой не было демонстрационной кассеты. Но это, как оказалось впоследствии, не
так важно.
"Василий! — сказал мне менеджер.— Регулярно просматривай все объявления в
прессе обо всем, что прямо или косвенно пересекается с тем, что ты делаешь, и
ходи на все эти акции обязательно. Старайся представляться всем, кто там бывает.
Обменивайся визитными карточками и рукопожатиями по возможности со всеми
присутствующими, Запоминай имена. Никогда не известно, как та или иная персона
может быть полезна тебе в будущем. Старайся примелькаться. Чтобы в следующий раз
тебя уже узнавали, хотя бы внешне. Старайся одеваться во что-нибудь
запоминающееся. Делай это постоянно и, если понадобится кому-то
композитор-электронщик, тебе рано или поздно позвонят, потому что ты везде на
виду. Тем более, твоя ситуация уникальна, т. к. ты из России, используй это.
Продавай историю своей жизни с учетом стереотипов общественного мнения в Америке
о жизни в твоей стране. И так со временем все будет о'кей!"
Вот такие дела. Теперь я нахожусь в раздумьях: как бы приодеться и в какой цвет
покрасить волосы, чтобы меня с первого же раза навсегда запоминали...
Василий ШУМОВ. Лос-Анджелес.
|