"Сегодня я снова пою, пою для тех, кто свалился с
Луны..."
Ушедший год не прошел даром для тех, кто свалился с Луны (читай: поклонников
отечественного рока). Хотя бы потому, что Шевчук провел-таки своё турне
"Черный пес Петербург", а доктор Кинчев выпустил свой новый диск,
одноименный названию этого материала.
Рок-музыка - материя тонкая, поэтому, чтобы не ошибиться в оценке ее
современного положения, я решил опереться на мнение эксперта. Закономерно, что
со всеми своими вопросами я обратился к Владимиру Лучникову.
- Владимир, как вы считаете, какие рок-исполнители работают сегодня наиболее
качественно?
- Лидирует, безусловно, Шевчук. Прекрасный альбом выпустил Макаревич, очень
красивый и чисто выполненный. Никогда нельзя забывать и о Борисе Гребенщикове с
его АКВАРИУМОМ. Все они сейчас становятся мягче, исчезает грубость.
- Вам кажется - грубость недопустимa в музыке?
- Рок - необычная, умная, эмоциональная музыка. Поэтому грубость местами не
только допустима, но и необходима. Иначе не скажешь того, что хочешь сказать.
Но она не должна стать основной идеей, как у СЕКТОРА ГАЗА, с его матом и
пошлыми анекдотами.
- Сейчас принято проводить аналоги с американскими группами. Наша и их
рок-музыка схожи? Или это несравнимые величины?
- Очень даже сравнимые. Это связано с тем. что судьбы рок-музыкантов довольно
схожи. Они поют об одном. А недавно в США появилось новое направление
рок-музыки. Это grunge rock. Его исполняют - NIRVANA, PEARL JAM...
- Вопрос, который волнует меня более всего. Что вы думаете о новом диске Кинчева
"Для тех, кто свалился с Луны"?
- Сожалею, но я его не слышал.
- В таком случае, я возьму на себя смелость поделиться с читателями своим
мнением об этом диске. Во-первых, альбом неплохо оформлен. О многом говорит
эпиграф из Германа Гессе: "Только для сумасшедших! Плата за вход -
разум". А еще вот такая текстовочка: "Тем, кому полнолуние наполняет
сердца тоской о потерянной родине и гонит из санных домов в ночь, чистую,
трепетную, вечно юную ночь. Вам цветы - не от мира сего. Вам, упавшие с Луны
братья и сестры, обращаю я слово свое! Я проведу вас тропой тайны, где на
лесных полянах из трав заповедных готовят напиток любви седые колдуны; где
берегами рек блестят костры и звенит смех простоволосых девушек; где раз в году,
налитый соком, лопается красным всполохом цветок папоротника; где ветер,
разгоряченный бешеной пляской, срывает с хороводов одежды и делает танец
простым и свободным; где любовь - это только воздух. Воздух - это верхушки
деревьев, да сабли рек где-то там далеко-далеко внизу; где ты - это я. Я - это
ты. Там, только там - мы вместе!"
Не правда ли, сильно? От этих строк пахнет пряным запахом свободы. И в песнях
альбома это отчетливо чувствуется.
Рок был призван бороться с любыми формами несвободы, поэтому в конце
восьмидесятых в нашей стране заговорили о кризисе рока, как музыкального
течения. И действительно, такой обвальной популярности рок-исполнителей, как в
восьмидесятые, сегодня не наблюдается. Рок жив, он по-прежнему наиболее
популярен в студенческих кругах, но он не владеет умами, как тогда. Многие
рок-группы выпускают диски, составленные из перемикшированных старых песен. Их,
конечно, кто-нибудь купит, но погоды они уже не сделают. Владимир Лучников
считает, что сегодня никто не выражает эпохи, как когда-то это делал БГ, многие
её еще не почувствовали. Да, я согласен, та волна прошла. Но и о кризисе рока
говорить тоже нельзя. Появляются новые группы, новые работы. Тот же Костя Кинчев
сказал однажды: "Рок не может переживать кризис. Потому что он метафизичен,
как душа. Да, собственно, рок-музыка - это и есть состояние души."
И сдается мне, что гребень следующей волны уже висит над нашими головами. А
оседлал его черно-красный монах, поэт и лицедей Кинчев: "Наш дух -
воздух, нам ли с тобой не петь!"
оригинал статьи
|