На сцене ДДТ... А в зале — шторм! А в зале вспыхивают звездочки бенгальских
огней, бушует молодое море. Со сцены хрипловатый баритон распевает такое, от
чего мороз идет по коже. А в зале — свист и хохот! Все - в кайф! Как в
песне?
Но тот, кто вызывает бурю, в состоянии ее укротить. Звучит новая песня, и зал
привстает, чтобы лучше услышать, не пропустить ни единого слова из монолога
певца... "ДДТ" и его солист Юрий Шевчук не сдают позиций. Почему?
Попробуем разобраться!
- А что такое ДДТ, Юрий? Не аббревиатура, разумеется, а группа,
стиль?
- Ну ДДТ, конечно, название сатирическое. Придумали мы его в 1981 году а Уфе,
когда только начинали работать. ДДТ — дуст. Им еще недавно всяких тараканов да
клопов травили... Только не нужно очень смелых аналогий проводить...
Сегодня в группе работают Никита Зайцев — гитара, скрипка, Андрей Васильев —
гитара, Андрей Муратов — клавишные, Вадим Курылев — бас-гитара, подпевки,
блок-флейта, Игорь Доценко — барабаны, Михаил Чернов — саксофоны,
флейта.
Ну а стиль — это уже слушателям судить. Мы, честно говоря, стараемся не
"зациклиться" на чем-то одном, а работать широко, используя и
фольклор, и джаз, и классическую музыку. Но главное, конечно, слово, которое все
объединяет. То есть существует текстовая идея песни, и ее мы пытаемся решить
именно в том стиле, в той форме, которая эту нашу задумку наиболее полно
раскрывает. .
— О сегодняшней молодежи нередко говорят обидные вещи. В чем ее только не
обвиняют: и в приспособленчестве, и в утрате жизненных идеалов. Ваше мнение о
молодом поколении?
— Она сейчас очень разная, наша молодежь. И если кто-то не совсем понимает
сегодняшних парней и девчонок, то я считаю, что это закономерно, иных из них
действительно не понять. А в целом же у нас молодежь нормальная. Разумеется,
молодым сейчас сложно...
Взять любого девятиклассника. Какую ему историю учить? Как поверить учителю,
который об одном и том же человеке или событии из нашего далекого и близкого
прошлого на этом уроке говорит одно, а завтра — совершенно другое? Сам я по
образованию педагог, правда, не историк, а художник, имею семь лет
педагогического стажа, но не в этом дело. Просто не хотелось бы мне оказаться на
месте такого учителя. А ведь большая часть молодежи — и есть учащиеся. А потом и
удивляются старшие: откуда у наших молодых людей столько нигилизма? Так откуда
же?..
— В фильме "Публикация", который снял Виктор Волков, ДДТ в
заключение исполняет песню "Время". Кстати, режиссер назвал ее гимном
современной молодежи. Какой смысл вы вкладываете в эти слова "Все в
кайф". Как вам работается в кино?
— То, что В. Волков назвал эту песню гимном — его дело. Мы ее назвали
"Время". А припев песни призывает бороться и жить, ведь сама жизнь — в
кайф!
Наши песни звучали во многих фильмах. Это и "Четвертый сон Веры
Павловны" и "Игра с неизвестным", и документальный фильм
"Москва. Жара.".. Но всем, что уже сделано нами в кино, мы не очень
довольны. Но с кино связей не порываем. Сейчас готовится к сдаче художественный
фильм "Караул". В основе его сценария ситуация, описанная в нашумевшей
статье "Комсомольской правды" "Случай в спецвагоне". В
фильме будут звучать песни ДДТ.
— Не возникает ли у вас чувства тревоги, когда вы видите на своих концертах
неуправляемую толпу?
— Мне больше всего дорог слушающий зритель. Вообще, честно говоря, я больше
люблю акустические концерты. Мы зачастую так и выступаем: гитара, скрипка,
флейта. Это, как правило, небольшой зал, где царит задушевный разговор со
зрителями, как со старыми друзьями. Знаете, разговариваешь спокойно, взял спел,
поговорил. Такие встречи для нас очень важны.
А насчет неуправляемости толпы на концертах, если она становится слишком буйной,
значит, я что-то делаю не так, как надо, значит, я сам слаб.
— ДДТ — частый гость нашей республики. Что вас тянет на Украину?
— Лично для меня Украина — родина моих предков, даже фамилия Шевчук об этом
говорит. Семья наша хлебнула в годы сталинизма горя... В период довоенных
репрессий нас выслали в Сибирь, я родился на Колыме. Деда моего расстреляли в
тридцать седьмом. В общем, лиха хватило нашему роду. И хоть корни мои на
Киевщине, теперь себя считаю сибиряком.
Очень близка мне и украинская музыка, нравятся мне ваши группы, особенно
киевская В.В.. Просто здорово, что они появились. Это же возрождение культуры,
наконец-то появился национальный рок. Ведь три года назад вообще ничего не было
на украинском языке. Это прекрасно! Но вот эти ростки новой музыки только-только
стали пробиваться, а их уже помчались душить функционеры от искусства.
Во время этих гастролей мы пытались представить зрителям местные молодые
талантливые группы. Но устроители концертов почему-то воспротивились нашим
предложениям: или будете играть только вы, или мы "вырубаем" свет!
Скажите: кто выиграет от такого подхода к делу?
— Видимо, столь долгому выходу на "Мелодии" пластинки вашей группы
так же "помогли доброжелатели"?..
— Борьба сегодня идет везде, не только в мире политики. Что же касается
пластинки, то ретрограды здесь "подсобили" во многом. "Мне выпал
счастливый билет", а именно так называется этот диск, записан и должен был
выйти еще год назад... Короче, пластинка уже в производстве. Правда, тираж у нее
будет довольно скромным — всего около пятидесяти тысяч. Это будет сборник, куда
вошли наши наиболее удачные композиции, как из магнитофонных альбомов:
"Время" и "Периферия", так и из новой программы. Не все, что
хотелось бы, нам удалось собрать, ведь до 1986 года мы записывали наши песни
далеко не в студийных условиях, в основном на квартирах у друзей. Но хотелось бы
надеяться, что это будет не последний наш диск. Из уже знакомых слушателям песен
сюда вошли: "Мажоры", "Террорист",
"Церковь".
Не стоит думать, что раз во время этой поездки по Украине мы поем в основном
cвои старые вещи, то в ДДТ начался творческий застой. Ни в коем случае! У нас
есть абсолютно новая программа. Но здесь просили спеть что-нибудь из уже
знакомого. Почему бы не спеть?
— Каковы у вас отношения с АКВАРИУМОМ, вообще с музыкантами Ленинградского
рок-клуба?
— Если сказать только о клубе, то здесь с полной определенностью говорить либо
"да", либо "нет" чрезвычайно сложно. Ведь в нашем
музыкальном объединении сегодня порядка семидесяти "команд". Разные
люди играют в них, вот и отношения разные.
А насчет АКВАРИУМА, то здесь отношения просто... никакие. В большей степени это
касается Гребенщикова. Он в последнее время все больше по заграницам... Решил
стать эдакой звездой международного класса. Трудно сказать, получится ли это у
него. Думаю, что вряд ли.
Взять хотя бы эту его американскую пластинку, столь разрекламированную в наших
газетах. Ведь вышла она только в США. Так вот, слушал я ее. Это вообще не от
АКВАРИУМА, все на английском языке. Какой-то средний попс, хороший, добротно
сработанный, но России-тo нет. Россия, наш рок — это же русский язык, прежде
всего. Русский язык — самое главное в нашей музыке.
— А как вы относитесь к армии, ведь сегодня так модно критиковать ее? В вашем
сегодняшнем репертуаре есть песни об Афганистане. Что это, дань
моде?
— У меня к военным прекрасное отношение, поверьте. Я сам из семьи кадрового
офицера. Отец мой в семнадцать лет ушел на фронт, был в батальонной разведке,
имеет много наград. Так что детство мое было напрямую связано с армией. Да и
сейчас у меня много друзей в военной форме. Несколько ребят, честно выполняя
свой интернациональный долг в Афганистане, погибли, помогая этой стране. И то,
что сейчас я пою об этой войне, все очень серьезно. Совсем недавно мы выступали
на больших благотворительных концертах в фонд помощи нашим ребятам — инвалидам
Афганистана. Вместе с нами там играли ГОЛУБЫЕ БЕРЕТЫ. Обстановка на концертах
была очень человечная, аудитория очень хорошая. Прекрасные были концерты, такое
долго не забывается.
— Юрий, что бы вам хотелось сказать почитателям вашей группы, которые сегодня
носят военную форму?
— Ребята! Конечно же, всем вам удачи, удачи во всем. Легкой службы желать не
стану. Такой просто не бывает. Ну и верить в жизнь, бороться и верить!
Записал сержант О. МАЩЕНКО.
Фото Ю. Шипунова.
оригинал статьи
|