Парадоксальная, но, увы, привычная для нас ситуация, когда громкая популярность
граничит порой с полной безвестностью — меломаны знают, "слушающие"
отцеживают строку-другую из газет, широкая публика морщит лоб: "Да, да,
что-то было..." Впрочем, все это не ново, и словно в общесоюзный клуб
знатоков идут в редакцию письма с вопросами: откуда? когда? где? Признаюсь, это
интересовало и меня — Настя Полева, солистка свердловской команды с одноименным
названием, понимающе улыбнулась, только вскользь заметила, что наскучило ей
каждый раз рассказывать с самого начала и об одном и том же. Хочется другого
разговора... Какого? Я закрыл свой блокнот с дюжиной "традиционных"
вопросительных знаков — пусть все идет как идет, так даже интереснее.
Человечнее, что ли...
Н. П. Вообще родители отнеслись очень плохо к тому, что я начала серьезно
заниматься музыкой. Поначалу это приходилось даже скрывать, но как скроешь? Мне
кажется, редко бывает, когда родители в самом начале пути поддерживают своих
детей — не потому, что, мол, "категорически против". Просто они уже
знают, как много бывает разочарований — это страх, стремление уберечь от того,
что может не сбыться...
КОРР. Ты считаешь, неудач больше?
Н. П. У всех — не знаю, но у меня — да. Причем, мне кажется, это вполне
нормально — так человек взрослеет. Переоценивает самого себя, свое окружение.
Это как стимул — неудачи, хотя, конечно, у кого как. Я ведь полностью бездарный
архитектор, пусть и закончила архитектурный — не гожусь для этой профессии. Но
мое сознание изменил именно институт — там я начала заниматься музыкой.
КОРР. То есть, сравнивая тебя вчерашнюю и сегодняшнюю, видишь разницу...
Н. П. Было бы неинтересно, если бы ее не было. Хотим мы или нет, но разница
существует, во всяком случае, у меня.
КОРР. В чем же?
Н. П. Внутренней стабильности прибавилось — уже нет слепого метания, когда ищешь
то — не знаешь что. Хотя, конечно, еще есть пожелания, скажем так, самой
себе.
КОРР. Если не секрет, какие?
Н. П. О, много. Но самое, пожалуй, главное — более насыщенной, разнообразной
жизни.
КОРР. Еще разнообразнее?!
Н. П. Ну да! Это только со стороны кажется, что у нас, у музыкантов,
"навалом всяких впечатлений". Это так и... не так одновременно. Палка
о двух концах — человек включает себя в некую систему, в некий мир, но проходит
время, и может случиться, что в этой системе ты замкнешься. Важно вовремя
оглянуться вокруг. Последнее время мне очень интересно почему-то общаться со
стариками. Интересно с ними поговорить. Многие наши беды, может быть, и оттого,
что утеряна традиция общения поколений. Не потерять бы нам затем и
мудрость...
КОРР. А что ты ценишь в общении больше всего?
Н. П. Самих людей. Но, согласись, полноценное общение наступает чуть позже,
когда присмотришься к человеку, поймешь — кто он? интересен ли?
КОРР. Ты не боишься лживой дружбы — вокруг известных людей всегда роятся те,
кому нужно не твое общество, а твоя популярность.
Н. П. А почему я должна этого бояться? Я вижу все, что происходит вокруг, и
смогу отличить зерна от плевел. И вообще в компаниях, даже мне незнакомых, я
больше слушаю и никогда не стараюсь быть эдаким развлекающим объектом. Если мне
неинтересно — просто ухожу. Так честнее.
КОРР. Мне почему-то показалось, что состояние некоторой грусти — твое обычное
состояние. Я не прав?
Н. П. Видимо, прав. Порой очень хочется остановиться, подумать о чем-то другом —
более важном, как кажется. Это уже ничем не выбьешь.
КОРР. А ты пробовала от такого состояния избавиться?
Н. П. Специально — конечно, нет. Даже мысли такой — взять и все бросить! — не
допускала. Я говорила о состоянии души. Но работа — поначалу выступления раз в
году, перерывы — все это приучает к терпению, кропотливому, шаг за шагом, труду.
Начинаешь оценивать неудачу не как катастрофу, а как реально существующее
положение вещей. Ищешь выход. Думаю, через это прошли все люди...
КОРР. Кстати, многие юноши и девушки ищут спасения в мечтах...
Н. П. Это инфантильность, от нее надо скорее избавляться. Только критический,
трезвый взгляд на самого себя, на других подскажет правильное решение.
КОРР. А ты сама, видимо, мечтать не любишь?
Н. П. Почему это? О всякой всячине еще с детства. Когда-то я мечтала стать
вертолетчицей — завела специально тетради, изучала устройство вертолета...
Почему? Не знаю, просто так. И еще очень любила играть в певицу. Собирались во
дворе дети, ставили символическую сцену и микрофонную стойку и каждый по очереди
поднимался и что-нибудь изображал или пел. Насколько я помню, я всегда
изображала Эдиту Пьеху!
КОРР. ???
Н. П. Да, в то время ее очень много показывали по телевизору. Ее и Софию Ротару.
Еще... Еще мне очень нравилось выбирать для своих ролей мужские персонажи — их
больше всего хотелось пародировать. А стали постарше — начались песни под
гитару, как, наверное, и везде.
КОРР. А сейчас есть у тебя кумир?
Н. П. Мне кажется, кумир — он сразу предполагает, что он — ОДИН, понимаешь?
Тогда может появиться обычный фанатизм — это уже не то. Многих людей я уважаю,
преклоняюсь перед ними — художники, музыканты, просто ЛЮДИ. Те, чьим словам,
творчеству я верю.
КОРР. А как ты относишься к той точке зрения, что отечественная рок-музыка
находится, после некоторого подъема, в состоянии кризиса?
Н. П. Я считаю, что кризиса как такового еще нет, поскольку наша музыка только
начинает формироваться. Кризис скорее в тематике песен, текстов — рок-н-ролл
захлестнула "перестроечная" тематика.
КОРР. А тебе не приходило в голову коснуться этой темы?
Н. П. Я наиболее сильное впечатление получаю от публицистики, литературы —
словом, от того, что пишут, а не от того, что поют. В музыке — и это, кстати, не
только моя точка зрения — нельзя ограничиваться рамками системы или
общественного строя.
КОРР. Всегда ли тебе удается в полной мере донести до публики то, что ты хотела
бы?
Н. П. Видишь ли, сцена помогает сделать массу открытий прежде всего в самой
себе. Можно провести сотни репетиций, но найти нужную форму, жест лишь на
концерте, когда спасовать, что-то недоделать нельзя. Конечно, ты прав, хотеть
что-то сделать и сделать — вещи разные. Когда не получается — это тормозит
человека, не дает раскрепоститься, выступить в полную силу. Тут должен сработать
профессионализм, интуиция. И желание работать, конечно.
КОРР. Я несколько раз был на концертах НАСТИ, сейчас вот беседую с тобой — это
два разных человека...
Н. П. Нет, человек-то один, просто у меня почему-то все наоборот. Обычно
активные в повседневной жизни люди, выходя на сцену, как-то теряются, их бьет
мандраж. Я же в жизни не слишком разговорчивая, говорят, нелюдимая — вот так.
Впрочем, я такая была, наверное, всегда, но это не мешает.
КОРР. Даже в самом начале, когда Настя Полева решила создать группу?
Н. П. В тот момент мне очень помогли друзья. Как только появился первый
музыкальный материал, я показала его Егору Белкину и Саше Пантыкину — у них за
плечами опыт УРФИН ДЖЮСА и НАУТИЛУСА. И они согласились помочь с записью,
аранжировкой, пригласили музыкантов в студию... Из первого,
"студийного" состава остались лишь Владислав Шавкунов (бас-гитара) и
Егор Белкин — гитарист и продюсер группы. Так случилось, что только в ноябре
1988 года оформился постоянный состав НАСТИ.
КОРР. Ударные...
Н. П. Андрей Коломеец, клавишные — Глеб Вильянский и второй гитарист – Андрей
Васильев.
КОРР. А какой вопрос тебе чаще всего задают журналисты?
Н. П. Как я пришла в музыку!
КОРР. А что ты чаще всего отвечаешь? Рассказываешь?
Н. П. Ну конечно… А что делать? Но рассказываю не так как сегодня. Сегодня мы
просто поговорили – так, по-моему, лучше.
|