Слова лидера группы АГАТА КРИСТИ Вадима Самойлова, вынесенные в заголовок. Были
сказаны им в интервью клубу "Диалог с музыкой" четыре года назад, во
время полуобломных гастролей знаменитой екатеринбургской группы по Оренбуржью.
Вадик ехал к нам после победы в европейском конкурсе "Открытия рока"
во Франции, после аншлаговых концертов в Питере. И приехал. Сейчас, говорят,
даже частные визиты к любимой бабушке в Оренбург наносит очень редко. Андрей
Макаревич начинал концерты своей МАШИНЫ ВРЕМЕНИ в огромном Дворце спорта
"Юбилейный" города Орска следующим обращением к публике: "Ну вот,
все 50 зрителей в сборе, можно играть..." Кинчев, посетивший Оренбург
вместе с АЛИСОЙ накануне разрекламированного 10-летнего юбилея группы не говорил
ничего. Да и что сказать, когда со всего Оренбуржья "алисоманов" не
набралось и на половину зала областной филармонии...
Куда уж тут доморощенной рок-музыке в условиях полной апатии публики и почти
полного отсутствия рок-фанов: она просто-напросто была обречена если не на
вымирание, то на почти полное невнимание к себе со стороны публики, СМИ,
спонсоров. Да и, справедливости ради будет сказано, кто из вас даже в бурные
годы расцвета рока и легализации рок-подполья (1985-86) слышал о таком явлении,
как "оренбургский рок"? Знали свердловскую школу, кое-кого из
челябинских музыкантов, кого-то из пермяков, Оренбуржье же в Уральском регионе
хранило гордое молчание. Пока не разродилось преснопамятной группой ЛАСКОВЫЙ
МАЙ. "После концертов в вашей области я понимаю, почему ЛАСКОВЫЙ МАЙ
появился именно здесь..." - это тоже слова Самойлова. Резко-континентальный
климат ли тому виной, или степные ветры-суховеи, или неблагоприятная
экологическая обстановка, или отсутствие своего Архитектурного института - Альма
матер уральского рока, трудно сказать, но всерьёз говорить об оренбургском роке
не приходится.
Правда, был один замечательный год - 1991 - когда казалось, что рок-жизнь в
Оренбуржье начинает зарождаться. Судите сами: сначала проходит областной конкурс
рок-музыки, затем - конкурс магнитоальбомов, проведённый областной молодёжной
газетой "Новое Поколение"; представительный концерт "Памяти
Цоя" в Орске; рок-фестиваль "Соседи"... Но, едва затеплившись,
жизнь эта ростков не дала. Зато хоть о группах своих мы узнали наконец-то и
даже кое-что на магнитофоны записать смогли.
Прогремели панки из оренбургской команды ЛЫСЫЕ ИГРУШКИ (Риф, Костян, Хае),
устраивающие после своих концертов, как это принято у панков всех времён и
народов, погромы то в ДК "Россия", то в пед.институте. На волне
местного успеха пацаны скатали в Москву, где вели переговоры с какими-то
поляками о выпуске диска, вернулись из столицы окрылённые, полные творческих
планов и... распались.
Крутенько было пошла МОЛВА Андрея Саблина, записавшая неплохой альбом "Ночь
Для Нищих" (1989) и удостоившаяся даже упоминания в сборнике "ОСВОД -
Рок-жизнь в СССР" (Екатеринбург, 1991). Но, что-то у ребят не получилось, и
о МОЛВЕ давным-давно ничего не слышно, а вот их экс-лидер гремел на всё
Оренбуржье как автор и ведущий радиопрограммы "Великолепная Семёрка",
в которой он раскручивал... дискотечные песенки. Видно, наигрался Андрюша в
рок-авангард.
Остальных "звёзд районного масштаба" можно просто дать перечнем:
АРХИТЕКТОР, КОНТРАКТ, ПРОТИВОВЕС (Оренбург), СОМНИТЕЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
(Новотроицк) и ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА (Орск). Последние в списочке, кстати, имеют
припанкованный альбомец "Тишина Над Домом" (1991). И всё.
В последнее время нет-нет, да появятся всплески былого рок-энтузиазма
провинциалов. То на областном радио сделают программы "Рок-остров",
ориентированную на хард и арт-рок и "Планета Железяка" (Х.М.Р.), то их
прикроют. То Андрей Тарасов рок-статейку в "Новом Поколении"
опубликует. То многонедельный сериал о Дж. Моррисоне по радиоканалу "Крутая
Волна" зарядят. То песенку ХИЖИНЫ ДЯДИ ТОМА крутанут...
А минувшим летом (1994) господа Пустоватов и Лебедь из студии
"Контингент" всех удивили - в очередной (третий уже!!!) раз рок-клуб
открыли. Провели в ДК Дзержинского концерты по пятницам и назвали всё это
рок-фестивалем. Вроде бы даже лидеры нового поколения оренбургских рокеров
наметились. Но этот проект бывших воинов-интернационалистов доверия не внушал
уже тогда. Хотя бы потому, что их рок-клуб работал по принципу канувшей в Лету
московской рок-лаборатории имени госпожи Опрятной. Ужас! Не дошло ещё до нас,
каким нормальный рок-клуб быть должен... Результат деятельности на сегодняшний
день таков: обещанный альбом-сборник рок-клуба не записан, заявленные концерты и
гастроли не состоялись, клубная программа "Биржа" с эфира областного
радио снята. Закономерный итог, больше сказать нечего.
Вот так мы, господа оренбургские рокеры, живём и, как в одной хорошей песне
поётся, не ждём перемен. А так хочется...
Ник Овчинников.
|