Весной 88 года в городе Медногорске появилась группа СКВОЗНЯК – в окончательном
составе. Душа компании – Александр Корнев – вернулся из армии за год до того и
всё пытался собрать единомышленников в некий коллектив под крышей ДК
Металлургов. Ему слово.
- Мне нужны были единомышленники, но их пока не было. Потом Радик, басист,
привёл барабанщика Андрея Бочарникова. Я ему ничего не говорил, что играть – он
сел, начал играть... В таком составе мы раз съездили в Блявтамак, выступили. Это
один раз за всю жизнь я выступал действительно где-то... Пели мы песни
"Рокер по прозвищу Рокки", "Капля в море" и т.д. Я играл на
гитаре, Радик играл на басе, Андрей на барабанах. Как раз перед выступлением они
немножко кирнули, получилось так, что басист у нас двух слов на басе не мог
связать... Ну, правда, вышли из положения, я песни пел под гитару, - пришлось
мне это дело под бас петь. То есть практически я быстро перестроился на другой
инструмент. Правда, не дошло до песен нашего сочинения, барабанщик кому-то там
что-то ляпнул, - короче, кому-то мы не понравились, и нас потихоньку оттуда
выставили. И вот мы пешочком, наверное, в два часа ночи, шли до города. У нас,
правда, одна только бас-гитара с собой была, и мы с ней потихоньку топали. Я
даже стихи на эту тему написал, - не стихи, а рифмованные строки, музыку
пробовал под это же дело делать... Там, типа "Нас собрал весёлый вечер, мы
играем в сельской школе выпускной", - всё это поётся довольно мрачным
голосом...
Кстати, после этого ночного похода и появилось название группы – от шуточки
"по холодку, по сквознячку..." Корнев добавляет: "Сквозняков
никто не любит..."
- Затем получилось так. Андрей работал тогда в ПАТП. И после армии туда пришёл
Серёжа Евсеев. Андрей пригласил его в группу. Он пришёл. Хотел взять гитару. Я
сразу говорю: попробуй бас-гитару, это гораздо заразительнее, потом тебя за уши
не оттащишь, просто я знаю этот инструмент.
Сначала попробовали "Бывает, человек не знает сам в чём виноват, и есть ли
прегрешенья", - есть у меня такая песня. Решили её расписать по нотам. Я
ему показываю, как играется бас, он начал расписывать. Писал-писал, потом
говорит: что-то здесь слишком заумно, слушай, давай всё проще сделаем, - взял
гитару и сыграл это лучше и гораздо качественней.
И вот тогда у нас появилась эта группа СКВОЗНЯК – это примерно, я думаю, где-то
21 апреля 1988 года. Летом мы ездили к директору Клуба Горняков. Мы туда
приехали, пару-тройку песен просто попели, там ребята говорят: приезжайте, на
танцах поиграете, - но так у нас ничего и не получилось. Потом Сергей начал
Роберта Бёрнса брать, на его стихи пробовать там что-то... Только я, по-моему,
свои стихи пробовал "проталкивать". Это не стихи, в общем-то. Как один
сказал: слушай, это поэзией даже нельзя назвать. Поэзия – это когда типа
"Заиграло солнце в окнах в лучах утренней зари..." Ну, а у меня не
поэзия, оказывается...
- Значит, как я написал песню "Качнулась дверь ещё, ещё раз" –
"Кошмарный Сон" она называется. Это было, когда я уже пришёл из армии.
Под утро где-то вдруг комната осветилась таким фосфорическим светом жутким. Было
такое впечатление, что на мне нет ни покрывала, ничего, - лежу в чём мать
родила. Дверь качнулась, упала не в ту сторону, куда открывалась. За дверью
стоял огромный скелет, одетый в саван, по-моему, даже с косой. Он был выше
дверного проёма. Нагнулся, посмотрел на меня таким пристальным жутким взглядом,
что я похолодел, потом он сделал так: "ха!" Это было, конечно, очень
жутко и неприятно. Потом он откинулся назад. Дверь поднялась, встала на место,
свет стал потихоньку рассеиваться, я оказался опять в своей комнате, лёжа на
диване. Посмотрел на часы – ровно четыре часа ночи было. Сразу же взял ручку,
бумагу. Стал записывать этот сон:
качнулась дверь ещё ещё раз
мурашки пробежали по груди
открылась медленно как будто нехотя
дверь бежевого цвета
и я отказывался верить
ну как же так все сказки бред
ну как же так кому мне верить
с косою длинной на пороге смерть
и этот призрак в фосфорическом свеченьи
невольно вздрогнул вот те на
неужто мне отпущено так мало
так мало всего лишь двадцать два
с глазницами пустыми как у зверя
с костлявой грудью рост чуть ниже двери
и саван чуть прикрывший тело
весь белый как тот снег
что под окном лежит
но проморгался я и пересилив
себя я свет стремительно включил
исчезла смерть и дверь закрылась
все нити тайны обрубив
Мелодию я тогда за основу взял, как мне казалось, цеппелиновскую, правда, потом
оказалось, что это была мелодия совсем другой группы. Говорили, что тут пахнет
ДОРЗ. Так что я думаю – может быть, это сам Джим Моррисон являлся меня напугать
из своей преисподней? Очень сильно это отпечаталось во мне...
- Как дальше получилось у нас. Померла директорша ДК, была зам у неё, стала
временно директором. Говорит: Вы мне покажите, чего вы там играете. А я приобрёл
как раз саксофон, "Ленинград", начал уже его осваивать. И попробовал
уже вот эту песню – "Качнулась Дверь" – играть: бас, барабаны, на
саксе играть и петь под это дело. Весьма своеобразно слушалось, я могу сказать,
что тогда это слушалось очень хорошо, потому что тогда это была свежая песня,
она горела ещё – сейчас она уже тлеет, время уже прошло, каждая песня живёт,
растёт и умирает... Сыграли мы несколько песен – конечно, всё это было несколько
продвинуто для тех времён, когда все играли "Бабушки-старушки" и
"Голубой дельтаплан". Послушала она, говорит: я не знаю, молодёжи это
понравится? – Короче, так мы нигде и не выступали. Потом я ходил. Просил, чтобы
руководителя нам дали. Зря, конечно, я это делал, надо было идти своим путём. Но
аппаратуры у меня не было, она была на балансе ДК. Хорошо, были у меня
единомышленники. А так – эти мрачные песни вряд ли кто-то стал бы слушать, для
нашего города это – дикость.
Дали нам руководителя – Артур Чернышёв, есть такой бас-гитарист. Играл он
профессионально, по нотам. Говорит: будем играть то-то, то-то; группу я буду
другую набирать. Конечно, это был для меня удар. Единственное, я попросил тогда
барабанщика оставить. Серёга Евсеев и не стал тогда бороться – видно, он понял,
что всё это дело уже разваливается, он не стал больше ходить. Это была осень
88, для меня начинались дерьмовые дни. Начинали мы с
"Бабушек-старушек", "Голубого дельтаплана". Группу новую
собирали. Я пришёл, говорю: играл вот, снова хочу. А тогда у меня случилась
какая-то болезнь с левым ухом, я половину низких частот не слышал. Взяли они на
ударные Андрюху Бочарникова, а у меня спрашивают: ну, а ты куда? Я говорю: на
гитаре вот умею. Они мне: гитаристов тут уже море, а на саксофоне что можешь? Я
говорю: ну, дудеть пока просто. Спрашивают: ты песни свои пишешь? –Ну, пишу.
Говорят: исполни чего-нибудь. А я тогда выглядел вообще безобразно, потому что
болезнь эта, да ещё развал группы – это для меня очень тяжёлый удар был. Сыграл
я, есть у меня песня, "Серая Жизнь" называется: "Серая жизнь,
никчёмная жизнь, нет, скорее не жизнь – прозябанье. Из дома в работу, с работы
домой – вот оно, советское существованье". Они посмеялись, я, правда, не
знаю, почему, может, она им показалась шуточной песней. Короче, всё это прошло
дело, говорят: давай, бас-гитару возьми, сейчас попробуем что-нибудь. Начали
играть что-то на органе. Ну, я как играю на бас-гитаре: он играет,
предположим... до, ре, ля – гармонию какую-то. Я беру, например, ля-октаву и
прыгаю туда-сюда, - это у меня такая своя стилистика была. Он видит, что я за
ним не "бегаю", начал перечислять аккорды: до, ре, - ну, я примерно
знаю, где что на гитаре расположено, начал играть. Артур говорит: всё равно
больше на бас брать некого, давайте хоть его возьмём. Взяли меня. Чернышёв мне
просто показывал партию, а я не слышу, чего он играет, чисто автоматически
запоминал. "Дельтаплан" до сих пор помню, как играется. Андрей на
ударных, правда, ничего так и не сыграл. Он пришёл, начал там играть по-своему,
Артур говорит: ну ладно, ты умеешь, потом приходи... Потом директором ДК стал
Шишкин, привёл свою группу. Артур стал там не нужен, сдал ему
аппаратуру...
- Вот, в принципе, так СКВОЗНЯК и закончился. Я пытался лечиться, у меня очень
болело ухо, точнее, болела душа за то, что ухо ничего не слышит. Болела душа,
что группа развалилась, а я её не смог спасти. Времени жаль упущенного.
Потом у меня идея появилась. Думаю: не знаю как, буду заниматься скупкой
инструмента, аппаратуры, чтобы было всё своё и ни от кого не зависеть, чтобы не
пришёл какой-то там начальник и не сказал: вы должны играть вот это, а этого не
должны играть. Чтоб играть для души. Ну, постепенно вот это всё скупал, скупал.
Скупить-то скупил, худо-бедно всё это играет, можно даже записываться, но время
ушло.
Я пытался сам записываться с наложениями, играя на всём. Записал один свой
альбом, конечно, некачественно. Есть у меня ещё мечта приобрести студию – на 12
хотя бы каналов.
А выступать в этом городе без толку. Потому что если ты не носишь жмуров и не
играешь на свадьбах, то ты тут... никто.
- В 92 году я крестился. Я был до этого некрещёный, то есть места на земле не
находил себе. После того, как я ходить начал в церковь – после того я уже
практически слушать не мог ни металл, ни жёсткий хард, меня тошнило от него.
Меня потянуло почему-то на СИНЮЮ ПТИЦУ. Потянуло – и всё. Я всё нашёл из СИНЕЙ
ПТИЦЫ, всё, что только можно, за исключением нескольких миньонов.
- Ну, что ещё сказать? Вот недавно опять ребята приходили, 21 апреля.
Попробовали мы записаться, болванку сделали. Опять Сергей Евсеев и Андрей
Бочарников, опять втроём. Мы не собираемся греметь там где-то, просто чисто для
себя хотим оставить память, что вот была такая группа единомышленников. У меня
есть гексаграмма, книга гаданий, так вот когда у меня есть настроение и я
спрашиваю книгу, как насчёт того, чтобы возродить это дело, она говорит: дело,
за которое вы взялись с двумя единомышленниками, может вас привести к успеху,
потому что на ваши отношения с людьми очень сильно влияет цифра "3".
Собрались мы втроем, 21-го, то есть тоже тройка. Короче, втроём нам только надо
заниматься. Единомышленники, это называется. Андрей Бочарников, например, может
играть не хуже там каких-то городских асов наших. Но мне его игра ближе, то есть
соединяются вот эти наши тонкие ткани, тонкие материи, и всё это звучит уже. Мы
купаемся в этом, полностью отключаемся от внешнего мира. Это своего рода машина
времени – мы путешествуем в то время, когда мы жили...
- Мы образовались, если брать астрологически, 88 – это год жёлтого дракона был.
Дракон – это такая мощная феерическая фигура. На самом деле его нет, он для
праздников. Такой здоровый, красочный, блестящий. Праздник проходит – его
сжигают. А на следующий праздник он опять возрождается. То есть вроде он есть –
и его нету. Вот и у нас по всей видимости такая группа – она есть и её
нету...
- Клип недавно видел во сне своей песни "Я Опять Одинок", полностью
клип видел. Написал сценарий – сон описал. Зачем что-то придумывать, если всё
уже есть. Снять его пока нельзя, потому что слишком много народа надо занимать.
Он не окупится, потому что это некоммерческий клип будет скорей
всего...
Вот такие дела происходят в городе Медногорске уже сейчас, весной-летом 95 г.
Группа играет и надеется. Вспоминаются старые песни, пишутся новые. Множество
творческих планов – запись нового альбома и запись на видео. Просто для себя, на
память. О каких-то выступлениях речи пока нет. Есть лишь желание и
надежда.
С. Ветер.
P.S. от 2003 года.
Впоследствии СКВОЗНЯК выступал в родном городе: пару раз на "городском
смотре художественной самодеятельности" и столько же – на всяческих
увеселениях типа Дня молодёжи, в различных составах.
В апреле 1997 года на домашней студии Корнева "СКВОЗНЯК-Records" был
записан альбом "Медно-Орский Сейшен" орской молодой группы
TRANKWILLYZATOR BAND.
Год спустя Корнев женился, в связи с чем начал писать сопливые лирические
песенки с придушком кабака а-ля совок.
Затем Андрей Бочарников загремел в тюрягу, откуда вернулся два года спустя – но
в СКВОЗНЯК так и не вернулся: играет на похоронах. Серёга Евсеев эмигрировал в
Оренбург.
На данный момент группа СКВОЗНЯК скорее мертва, чем жива. Остались аудио- и
видеозаписи, сценарий клипа, который никогда не будет снят. В "старой
пятиэтажке" осталась закрытая на замок комната с инструментами и
аппаратурой...
|