"Нормальный, здоровый и сбалансированный человек должен жить и
радоваться жизни – теоретически он не должен ни писать, ни рисовать, ни
играть... просто должен жить и жизни радоваться. Если он куда-то лезет, значит,
у него есть какие-то лёгкие отклонения." (Сева Новгородцев – в интервью
журналу "УрЛайт".)
Так что, господа поющие, играющие, пишущие и рисующие, все мы с вами с
отклонениями. У тех, кто всё это читает – отклонения полегче. А кому всё по
барабану – те самые нормальные... люди?
Открывая этими заметками N 2 "Голоса", хочется поговорить о том, что
происходит с нашим рок-самиздатом.
* * *
Что мы читали раньше о музыке? – То, что могли достать. Блаженны были, кто мог
держать в руках тот же "УрЛайт", "Рокси", "РИО",
"Зеркало" – грандов андерграундной рок-журналистики "эпохи
застоя". Более тяжёлый случай – чтение "рок-статей" в
официальных журналах типа "Ровесник", "Музыкальная жизнь"
etc... Нет, "Ровеснику", конечно, спасибо. Статей о битлах было
гораздо больше, чем о кобзонах.
Но вот пришла Гласность, и тут такое началось... что всё кончилось. Вообще,
изначально рок-самиздат шёл двумя путями: кто-то делал рукописные журналы в
одном-пяти экземплярах для своего узкого круга, кто-то же пытался рассказать о
том, что происходит на московской, питерской, свердловской рок-сценах как можно
большему кругу читателей. Эти издания выходили в машинописном и – позже –
ксероксном вариантах тиражом в 50-100 экземпляров, находились даже энтузиасты,
переписывавшие их от руки для последующего распространения. Так вот, когда
грянула PERESTROYKA, первый путь привёл в тупик (если он изначально не
находился в тупике). Второй – на своеобразную развилку дороги. Кто-то пошёл в
одну сторону, решив, что с приходом гласности и демократии их миссия окончена,
и похоронили свои проекты. Ярчайший пример – редакция журнала
"КонтрКультУр'а" совершила своеобразное самоубийство, выпустив в 1991
году N 3 типографским способом тиражом 10 тысяч. Журналисты разбежались кто
куда – кто в официальные издания, кто на ТВ, кто за бугор. Правда, часть
редакции осталась верна раз выбранному направлению, выпустив в начале 1994 года
"пилотский" номер нового журнала "Pinoller", объявив его
"идейным наследником" "КонтрКультУр'ы" – выпустила
типографским способом с прекрасной полиграфией, тираж скромно не
указан.
Другие, решив сохранить свои проекты, вышли на иной уровень и стали печатать
свои издания ротапринтным и типографским способами более солидными тиражами. Из
наиболее интересных, на мой взгляд, назову два: ростовский
"Ура! Бум-Бум" и могилёвский "О'Корок". Появилось множество
новых проектов этого направления, некоторые – довольно интересные. Стареющим
хиппам и юным хиппионерам могу рекомендовать питерский "ХиппиЛэнд" и
московский "Забриски Пойнт" – "Easy Rider" – "Забриски
Rider", созданный небезызвестной в определённых кругах Маргаритой
Пушкиной. Для любителей авангарда существует альманах "Экзотика".
Предпочитающим же заливать в свои уши горячий металл предназначен великолепно
отпечатанный "Rockcor". Питерский "Rock-Fuzz" – довольно
интересная газета для всех, но если читать только переводные статьи. О родном
роке пишут всё одно и то же: ДДТ, ЧИЖ, АЛИСА, НАУ, АГАТА КРИСТИ, модные клубные
группы – если не в каждом номере, то через номер – точно. Хотя, в нашей глуши и
это – глоток свежей информации.
С течением времени, правда, потерялись на этом пути новосибирская
"Рок-газета ЭНСК", столичные "Сдвиг", "Русский
Рок", "Виниловый наркоман" и многие другие. Произошла также
своеобразная "смычка" рок-подполья и официоза – пример:
"РокАда".
Официальная пресса откликнулась на перестроечный взрыв рока в России
"весёлыми картинками" типа "Popcorn" и "Bravo" на
русском языке – издания для тех, кто ещё не умеет читать, но уже научился
оклеивать своё жильё яркими бумажками. Тот же "Ровесник", оставив
довольно объёмный музыкальный раздел, разветвляется на "RockaRolla" –
сугубо музыкальную газету – и "16" – вообще-то "для тех, кто
хочет знать всё о сексе, но боится спросить", но и с
"музыкальными" статьями тоже. "Студенческий меридиан", тоже
продолжая печатать статьи о музыке, отпочковывает от себя "Анонс – Hot
Rock", который также куда-то бесследно исчезает. С интересной стороны
показал себя "Огонёк". Когда рок был в опале, этот журнал печатал
статейки типа "Мутная волна красного рока". А через 1-2 года в нём же
появляются хвалебные статьи в адрес Гребенщикова, Мамонова, Башлачёва...
Коммерция!
Вернёмся к нашим баранам – в смысле, путям развития рок-самиздата в России. Так
вот, осталась нерассмотренной крайне малая часть, которая к тому же как бы и
развиваться не хочет. Они (мы) решили, что время самиздата не прошло, считая
типографские издания компромиссом со вчерашним врагом – государством. И
продолжают печатать свои независимые издания на ксероксах и компьютерах тиражом
в 50-5000 экземпляров. Огромную часть этих изданий составляют фанзины:
питерский "Панфиловский переулок" – фанзин АЛИСЫ, не брезгующий
писать и о менее известных, но не менее честных и талантливых; новосибирский
"KISS – Revenge" (название говорит само за себя); архангельские
"Результаты" – журнал для хоум-тэйперов и любителей электронной
музыки и всяческого авангарда в диапазоне от ЯТХА до Клауса Шульце и Фрэнка
Заппы.
* * *
Хочется в заключение сказать несколько слов и в свой адрес. Насколько мне
известно, "Голос" явился первым опытом подобного рода издания в
Оренбургской области, он и был задуман как сугубо локальный проект. Мелькнула,
правда, как-то года три назад информация о создании фан-клуба DEPECHE MODE
"Bong 19" и фанзина с оноимённым название в Оренбурге, но до сих пор
– ни фан-клуба, ни фанзина...
Есть, конечно, музыкальные разделы в местных газетах: "Кухня" в
"Новом поколении", "Диалог с музыкой" в "Орской
хронике" и т.д. Только не слишком ли это мало – 1/2-1 страница, и не
слишком ли это редко – раз в две недели?
В каждом деле, конечно, есть трудности, и мы, затевая свой проект, были к ним
готовы. Только теперь нам кажется, что сделать рокенролльный журнал где-нибудь
в рок-столицах гораздо проще, чем на рок-периферии. Причём трудностей с, так
сказать, материальной стороной дела нет никаких – сделав N 1, мы затратили
какое-то количество денег лишь на рассылку (ну, не хочет министерство связи
распространять журнал бесплатно!), - а с печатью макета, бумагой и
тиражированием проблем не было. Проблема с материалами. В том же Питере можно,
шляясь по клубам, выдавать по статье в день. Может быть, нам это только так
кажется. (Правда, у них там свои проблемы – как раз материального плана.) У нас
же – все забились в свои норы. И ждут чего-то. Или уже ничего не ждут?
"Всё т. н. Рок-Оренбуржье представляется мне лично огромной высокой и
мощной стеной, которую надо раскачивать, выбивая по 1-2 кирпича. А это история
долгая и трудная. Тем более, сейчас, в условиях массового отхода от
рок-н-ролла." (Из письма Ника Овчинникова.)
Так и будем раскачиваться?
* * *
Несколько – самых свежих – новостей из жизни (и смерти) рок-издата. Начнём с
грустного. Почил в бозе симпатичный хряк из города Могилёва по имени
"О'Корок", N 10 оказался и N последним. Главный -ха!- редактор
-ха-ха!!!- оного свалил в official press. Причём, произошло это далеко не
вчера, но по причине крайней удалённости наших мест от мест столь отдалённых,
как славный город Могилёв (это теперь даже где-то за границей), мы узнаём об
этом прискорбном событии постфактум. Очень постфактум... Прошу почтить
вставанием и т.п.
Но наше дело продолжается. В Питере нынешней весной вышли по второму номеру
двух весьма интересных изданий – "Осколки" и "Нашъ Драйвъ".
Так что все, кому ещё интересно, что же ещё может шевелиться в этом проклятом
мире – не упустите свой шанс!
Ну, и в заключение – об официозе. Вышли первые два номера журнала
"О!", редактируемого Самим Севой Новгородцевым. Прекрасная бумага.
Цветные фото. Много страниц. Мало информации. И – попсово, попсово, попсово...
Впрочем, Сева давно уже является не мальчиком, став старым хреном. И журнал
пописывает -ха!- о таких же старых роллингах и мёртвом Ленноне, об АКВАРИУМЕ и
VELVET UNDERGROUND. Если кому-то интересно – этот журнал для вас! Ищите – и
обрящете. Только, кажется, и он канул в ... простите, Лету. На первые шесть
месяцев 96 года на него было можно подписаться даже через
"Роспечать", на второе же уже – увы!
А вот теперь – до осени!
Ваш АРХИВАРИУС.
Коллаж: S'Ledwind.
Графика: Михаил Цыбышев (Тула).
|