23 ноября в Оренбурге, в уже легендарном "Яицком Мосте" (объединение
"творческой молодёжи Оренбуржья") прошёл абсолютно акустический (то
бишь даже без микрофонов) и абсолютно бесплатный концерт группы МУТАБОР. На
сцене (которой, кстати, и не было как таковой) сидели двое: Паша Лявин и его
напарник Андрей Богословский. Несмотря на свою почти полную неприязнь к уже
набившей оскомину акустике, я от концерта просто был в восторге.
Воспользовавшись своим давним знакомством с Пашей и концертом как поводом, ваш
покорный слуга напросился в гости к лидеру и основному (точнее говоря,
единственному) генератору идей МУТАБОРА. Вот что из этого вышло.
Часть первая. БЕСЕДА.
- Прежде всего, как ты пришёл к музыке? Помнишь ли ты эти счастливые
времена?
- Помню, как ни странно. У меня одноклассница, Наташка, училась в музыкальной
школе. Ей было интересно, чтобы я тоже научился играть, поскольку она мне
рассказывала всякие подробности учёбы, а я ничего из того не понимал. После
меня провели на прослушивание, преподаватель меня "одобрила", и я
пошёл в музыкальную школу. Но интерес как-то со временем пропал – к самой
учёбе, и классу к седьмому я был совершенно апатичным, впридачу
"заиграл" себе руку... В общем, моя учительница по музыке сказала,
что никаких фортепианных перспектив у меня нет, в музучилище я не поступлю... И
я пошёл в юридический, на заочный. Но всё-таки, проучившись год, я от своего
заочного безделья занимался музыкой с Сашкой Гуляевым.
- Как произошла ваша встреча?
- Нас соединили в десятом классе, а один его бывший одноклассник очень
увлекался Цоем, был его жутким фэном и даже брал у какого-то гитариста уроки на
гитаре по почте (?), у Кузнецова, что ли... Он зажёг в Сашке любовь к гитаре, и
тот начал заниматься. Тогда-то мы с ним и познакомились. Потом я познакомил его
с Игорем Жапловым (распухая от гордости, сообщаю, что речь идёт о моём
двоюродном брате, в настоящее время бороздящим питерские просторы – А.Ж.), а
поскольку Игорь очень здорово "снимал" по слуху, он и показал Сашке,
что он уже подобрал. В частности, "Stairway To Heaven" была первой
вещью, которую Сашка очень полюбил и часто играл. Кстати, мы всё это время
вместе играли – вдвоём, у меня дома, на фоно и на гитаре, записывались на
магнитофончик. Уже потом, через Игоря, Санёк познакомился с Климом (Александр
Климонтов, джазовый гитарист "того" поколения, ныне мало известен –
А.Ж.), и тот его начал учить игре на гитаре профессионально. С тех пор у него
появилось некоторое даже отвращение к любительству.
- А ты не помнишь, когда ты сочинил свою первую песню?
- Первый стих как таковой я сочинил, потому что меня попросила учительница по
музыке – ради лучшего осознания пьесы – какого-то то ли "Смелого
наездника", то ли ещё кого... Я накатал что-то в стиле Гомера, она
обалдела просто, потому что всё как-то сразу профессионально получилось. Я,
правда, ни слова не помню оттуда... А потом уже пошли стишки такие: каждое
новое стихотворение было очень громоздкое, каждая строчка была очень долгой по
звучанию, и всё это исполнялось под сопровождение фортепиано. Потом появилась
гитара, и песни как-то упростились, чтобы их было легко исполнять... А затем я
стал сочинять уже просто по необходимости, уже органически требовалось.
- Вы пробовали тогда где-нибудь выступать?
- Мы играли в училище N 46. У нас был тогда даже барабанщик – Костик Капушков,
уроженец города Острое Псковской области, который здесь учился на оператора
контрольно-измерительных приборов. Он был металлистом, у него были какие-то
свои металлические стереотипы, любил он все эти грохотания... Также у нас была
гитара "Yamaha", Саня там всё сделал, звучало прекрасно... Я тогда
играл на басу, и кое-чему даже научился. Мы там записали две вещи:
"Камушек" и "Скрытая боль", В ПТУ N 46 был День
Профтехобразования, и мы там выступали. Приняли нас, кстати, замечательно.
Кроме того, у нас ещё были микрофоны, Игорем одолженные, не знаю, как бы и куда
бы там все без них говорили, но всё равно на нас наорали. В добавок, в этом ПТУ
всё время кто-то что-то воровал, в общем, нас выгнали – от греха подальше.
Далее мы "приткнулись" на Завод свёрл, но там ситуация была ещё
"веселее", и оттуда мы быстро слиняли. После Свёрл как-то это всё
заглохло.
- А вы уже к тому моменту учились в музучилище?
- Да, я закончил первый курс в юридическом, и в 92-ом Сашка меня сбаламутил. Мы
поступили, я на кларнет, он на валторну. Сашка проучился полгода, даже больше,
потом у него были сложные жизненные обстоятельства, ему нужно было кормить
семью, и он занялся бизнесом. Когда он бросил училище, мы перестали с ним
играть, и два года не играли вообще. В это время я играл опять-таки с Игорем, с
Алёной Бестужевой. Алёна стала предлагать какие-то свои методы работы над
материалом, Сашке это ещё больше не понравилось, и мы расстались окончательно.
Он ушёл в одну металлическую группу, не помню, как она называлась. А мы с
Алёной записали дома у Игоря несколько вещей, а потом года через полтора
приходит Сашка и говорит, давай, мол, поиграем. Ну и заиграли.
- Названия у вас ещё не было?
- Нет, жили без имени. В 1991 выступили на фестивале "Соседи", в то
время там ЛЫСЫЕ ИГРУШКИ плотно на ногах стояли, были группой N 1. Тогда же я
впервые и стал соприкасаться с неформальной средой (началось это на бирже, куда
мы пришли с бредовой идеей создать фэн-клуб Цоя). Затем, уже в декабре 95-го, в
училище пришла Лена Сазонова – руководитель театра-студии "Колесо".
Она искала ребят, которые играли бы полу-бардовскую музыку. Я ей напел пару
песен под перкашн на коленях, ей понравилось. Тогда нам предложили выступить в
бард-кафе, в ОЦДЮТ, и для этих целей я стал собирать себе музыкантов. Шамиль ко
мне попросился с аккордеоном, скрипочка ещё была – в общем, с программой из
шести вещей мы вписались в это бард-кафе. Было это 23 декабря 1995 года – это
наша официальная дата рождения, и название появилось тогда же, у меня как будто
в голове что-то щёлкнуло – МУТАБОР.
- А как насчёт "певца" из МАЛЬЧИШНИКА?
- А я и не знал, что его так зовут. Я думал о сказке. Далее мы выступили в Доме
Литераторов, потом 8 мая на улице, но не очень удачно, а потом мы играли на
фестивале "Живой звук" 12 и 14 июня. Состав выглядел так: я, Сашка
Гуляев, Сашка Матагарова – скрипачка, Шамиль и Андрюха Богословский, он же
Маугли – уже тогда он был с нами. Как-то мы все тогда расклеились, и Андрюха
круто повернул движение МУТАБОРА. 14-го числа мы уже играли с ним вдвоём. А 12
июля мы играли в Доме Учителя, опять-таки вдвоём (см. "Голос" N 3).
- Расскажи о последнем концерте, ноябрьском.
- Это был такой своеобразный отчёт перед людьми за всё, что мы сделали за всё
это время, поэтому в программе было 30 вещей. Я видел там очень много людей,
которым мы по-настоящему нужны. Планировались ещё и свечи, и темнота, и зрители
в кругу... Ну да ладно. В общем, я удовлетворён, и Андрей тоже.
- Творческие планы?
- Сейчас все усилия брошены на то, чтобы сделать более-менее профессиональную
запись. Ещё к Новому Году пишу дуэт для фагота с кларнетом. Вот так.
Часть вторая. МЫСЛИ ВСЛУХ.
- Я меломан. Есть очень многие вещи, которые я не могу делать без музыки,
например, рисовать. Обожаю YES, GENESIS, LED ZEPPELIN, PINK FLOYD, RED HOT
CHILLY PEPPERS, но это отнюдь не означает, что я такой ретроград, зависший на
старье. Я всё это воспринимаю с позиций современного человека.
- Саша Гуляев – классицист. Он любит архаичные формы, классицизм
непосредственно, испанит очень сильно. Правда, некачественно – для этого как
минимум свобода нужна...
- Живопись для меня – это выход одной и той же силы, только, как бы это
сказать, через другую дырку (общий хохот). А рисовать мне нравится. Я понимаю
всю сложность многоцветной палитры, но пока остановился на графике. И потом,
это единственный вид творчества, который я могу делать на заказ. Например,
иллюстрации для неосуществившейся книги с произведениями Андрея Юрьева и Яна
Григи. Андрею Юрьеву я сделал иллюстрацию к "Глашатаю безумия" – как
сумбурны у него сами произведения, так и эта вещица получилась сумбурной. Также
мне принадлежал первоначальный макет обложки "Солнцеворота" ДЕТЕЙ
СОЛНЦА (это сейчас там какой-то аэроплан в мясорубку влетает), музыканты были
"за", но возникли какие-то нескладушки с техническим оснащением.
Тигрус Понтийский – это моё второе имя, я так подписываю свои графические
работы.
- Оренбург – очень музыкальный город при всём отсутствии музыкальной
инфраструктуры. Здесь очень развито искусство. Для такого маленького города это
даже много. Мне нравятся... ну, например, ДИ КАПОЛ на концертах – это было
очень интересно, потом есть... они, по-моему, всё ещё так называются –
DISLOCATE DISORDER, что-то в стиле RHCP, но более обрусевшее и даже
психоделическое. Мне нравятся идеи Димы Губина – чисто его, ему бы ещё кого-то
его же типа, а то ЭКСЦЕСС – это совершенно разные люди. Сейчас они вообще
приостановили свою деятельность. Наталья Бондарева – очень близко её
творчество, хотя она из Ясного. Нравятся отдельные песни Юры Суецыда, но как
явление он мне совсем не близок. Яна Григу я не очень понимаю: он говорит, что
его любимая группа МУТАБОР, но я про ДЕТЕЙ такого сказать не могу. То, что
делал и делает Дима Лебедь, мне нравится очень и очень – талантливый парень,
правда, он себя всё время гробит...
- В моей группе музыканты делают музыку сами. Какой человек, так он и играет –
так было и будет. У меня коллектив не музыкантов, а единомышленников. Я никогда
ни от кого не закрываюсь, тем более от людей, играющих мою музыку.
- Как бы то ни было, у меня всегда всё получается. Правда, с поправкой на
обстоятельства, но эти поправки и погрешности невелики, так что в целом я могу
назвать себя счастливым.
Записал Алексей ЖАПЛОВ.
Графика: Тигрус Понтийский, Оренбург.
|