Я ЗНАЮ, ЧТО НЕ ТАК
И все-таки много их не посмотришь. Казалось бы, такое великолепие, такой
цветной салат — только перебирай настроение за настроением. Однако
надоедает.
Это очень странно. Ведь не надоедает же сама жизнь, когда дни идут цветной
вереницей, мелькая точно так же, как и мимолетные картинки — все разные и
разноцветные. Это рутина их утомляет, однообразие, серость, но никак не
многоцветность.
Сама импрессионистическая ориентация на плоскостность, визуальность. Вот что
мешает. То, что все постоянно вспыхивает, восклицает, но не дает в себя
погрузитья, не дает задуматься. Как будто действительно по Европам бегаешь с
экскурсией. Или рекламу смотришь по телеку - в том же ритме. В том же
темпе.
Тот же "Руанский собор". Картина, замечательная по точности. Но,
однако, в ней уже появилась та раздражающая вибрация, которая с самого начала
действовала мне на нервы. Что я здесь вижу? Стену, освещенную солнцем. Больше
ничего. Если в "Мостике с кувшинками" явно ощущался июньский лесной
аромат, свежесть лета, то есть, от пейзажа возникали дополнительные ощущения,
то здесь мы видим только изображение. Это изображение скорее сродни
фотографии какого-нибудь замысловатого кораллового рифа: красиво, удивительно,
экзотично — и ничего сверх этого. "Посмотрите на эту стену — как она
интересно выглядит", — говорит здесь Моне. И мы любуемся этим миражом. Он
щекочет наше зрение, удивляет нас, но более глубоких эмоций не
пробуждает.
Если "l'impression" — это "впечатление", то хотелось бы
знать, какого рода. Чувство, возникшее при созерцании — состояние,
ощущение, настроение? Или просто фотографический отпечаток увиденного в сознании
— отражение голой оптической иллюзии?
Когда ты смотришь много таких иллюзий подряд, на место восхищения их свежестью
и необычностью приходит другое ощущение: "любопытно, но не трогает".
Все понятнее, что нам представлена прелестная видимость, которая однако не
обладает вторым, более глубоким духовным планом. Нас концентрируют на чистой
материи, на чистой кажимости, заставляют нос к носу ее разглядывать под лупой. И
только.
|