ПОСЛЕ
Что интересно: уже после посещения тех незадачливых импрессионистов, которые
имели несчастье возмутить меня до глубины души, мне почему-то стали то и дело
всюду попадаться на глаза импрессионистические картины (то альбом найду, то
где-то случайно увижу), и они коварно начали мне нравиться. Я, вроде бы, должна
была блюсти верность своей концепции, но ничего не могла с собой
поделать.
Моне вообще пронзил мое сердце своими синими кувшинками. Волшебство там
теплилось. Поразительно, какая ему была свойственна праздничная, сказочная
внимательность. Такое впечатление, что под его взглядом все таинственно
расцветает и оживает. У него, наверное, был какой-нибудь волшебный монокль в
глазу. На что ни посмотрит — все начинает зажигаться разноцветными
искрами.
Неожиданно меня поразил Ренуар. Картина "В саду". Там изображена
какая-то движущаяся ситуация: девушка в сизо-розовом полосатом платье подлетает
к сидящим за столиком в тени листвы молодым людям. (Вот, собственно, и весь
сюжет. И все это — в солнечных зайчиках, проглянувших сквозь листву.) Так вот
эта картина Ренуара — редкий случай адекватности приемов изображения
содержанию картины. Здесь все — тени, вспышки света — замечательно, т.к. дана
соответствующая ситуация: девушка подбегает, кто-то встрепенулся, остальные
болтают... Тех, кто за столиком, мы видим как бы глазами девушки: они для нее
смазаны, плохо различимы, потому что она их видит на бегу. Здесь это совершенно
верно. Эти шорохи, движения и вспышки.
Ты смотришь на них сквозь, вскользь — тем самым "боковым зрением".
Тут оно включается совершенно непроизвольно, — более того, тут только оно и
может включиться. Сам характер изображенной ситуации — всеобщее движение —
заставляет так ее воспринимать. Меняющуюся ситуацию, когда все объекты (и
субъекты) в движении, ты не можешь разглядывать, ты именно так, скользя
взглядом, все и схватываешь.
И тогда становится видно, как обалденно Ренуар выписал эти вспышки света, эти
озарения сквозь листву. Потому что все адекватно: манера художника
соответствует изображаемому.
Еще — "Купание на Сене. Лягушатник" (его же). То же самое. Поймана
нужная ситуация. Насквозь преходящая. Меняющаяся прямо по ходу. В ней все в
движении — одни плещутся в лягушатнике, другие — на берегу. Неразбериха,
праздничное общество. Секрет здесь, возможно, в том, что главный объект
картины, т.е. то, что сразу же волево притягивает к себе внимание, — это листва
дерева. А она на картине — смазанная (от четкого к нечеткому). Сразу ощущение
скользящего взгляда: по листве он скользит, а все эти люди на берегу —
"боковые", не столь четкие, — и при таком раскладе сил, при таком
ракурсе это совершенно оправданно.
Эти моменты света у Ренуара — действительно волшебные, необычные находки.
Ласкают глаз.
Я долго могла бы развивать эту тему, но эссе есть эссе, оно должно обладать
элегантной незаконченностью, поэтому заткнемся!
* * *
P.S. Все это я обнаружила уже через четыре года после того памятного дня, и мне
стало очень хорошо. Мне нравится, когда мне что-то нравится.
Но больше всего меня поразило все же то, что "Арлезианка" действовала
на меня по-прежнему. С той же силой. Что она не выветрилась, не стерлась. Что
восприятие не устало от этого образа.
Что я обнаружила свежим взглядом — она нежная. Очень добрая картина. И
одновременно умная.
Как это называется? То ли воодушевленность, то ли одухотворенность. Лицо
поразительно утонченное. Аристократическое. И мягкость удивительная.
Теперь-то, постарев на четыре года и умудрившись книжками, я знаю, что эта
мадам Жину — жена хозяина этого кафе — была тоже несколько сумасшедшая, как и
сам Ван Гог, и доктор Гаше — его близкий друг. Все они там были такие. Но зато
помогали друг другу творить такую красоту. Странные люди, все они сошлись в
этом кафе, где так часто Гоген с Ван Гогом подзаряжались абсентом...
И меня опять она поразила. И опять не хотелось от нее уходить.
КОНЕЦ.
|