Зимой 1963-го года радиомастер установил на нашей радиоле "Мир" еще
три диапазона: 13, 16, и 19 метров. Для меня это было этапным событием, так как
на этих диапазонах по вечерам (а то и днем!) было лучше слышно, меньше глушили и
работало много хороших станций, передававших музыку, в том числе и В.В.С..
Теперь я еще больше просиживал за приемником, мешая отцу работать над своими
рукописями.
Однажды, слушая радио и настроившись на одну из западных станций, я услышал
пение какого-то ансамбля (как я потом узнал, это называлось "группа"),
которое меня заворожило, потому что я такого прекрасного, мелодичного и вместе с
тем ритмичного исполнения еще никогда не слышал. В таком стиле никто не пел еще.
Когда песня закончилась, диктор объявил: "She loves you" - group THE
BEATLES. Для меня началась новая эра - эра "битломании".
Эта группа так меня потрясла, что многие любимые к тому времени исполнители
отошли на второй план (маме БИТЛЗ тоже понравились, особенно их дикция и
слаженное пение).
Жадным ухом приникал я к радиоприемнику, пытаясь отыскать в пучине радиоволн
любимые голоса, постепенно становясь фанатичным поклонником этой
группы.
Слушая, записывал в специальную тетрадь названия всех новых их песен, собирал
все газетные и журнальные статьи о БИТЛАХ (так их называла молодежь) - когда,
наконец, на них среагировала отечественная официальная пропаганда.
Пошли заказные статейки, где эти талантливые и симпатичные ребята обильно
поливались грязью - будто бы они оболтусы и недоучившиеся бесталанные юнцы, а
композитор Никита Богословский в одном своем фельетоне вообще обозвал их
"навозными жуками"! И это в то время, когда уже весь мир восторгался
феноменом БИТЛЗ!
Потом пошли статьи, в которых шутливое интервью, данное БИТЛАМИ какому-то
западному журналисту, с тезисом о том, что "Мы вообще не умеем
играть", наши щелкопёры приняли за чистую монету и на все лады стали
повторять слова Ринго Старра о том, что он "не попадает в такт". А
ведь Ринго Старр, к тому времени, когда пришел в БИТЛЗ, был одним из лучших
ударников Ливерпуля.
В какой-то статье было написано так: БИТЛЗ пишут все свои песни сами, поэтому
они так удручающе однообразны". - Мрак!
Когда популярность БИТЛОВ в мире и у нас в стране достигла максимума, и не
замечать этого было бы уже смешным, советские идеологи "сменили
пластинку" и стали говорить, что "В общем, БИТЛЗ неплохие музыканты,
ведь они из простых рабочих семей и выросли в бедных кварталах Ливерпуля".
Для советской пропаганды признаком лояльности всегда было "рабочее"
происхождение - тогда и похвалить можно!
БИТЛЗ своим творчеством создали ни на что не похожий стиль -
"бит-музыку", где мелодическая канва украшена, по словам музыкального
ведущего B.B.C. тех лет, Тони Кэша, "резким отпеванием ритма на
барабанах". Когда Тони Кэш выходил в эфир, он говорил: "У микрофона
Кэш Антони - любитель джаза и симфоний!". У него был удивительно приятный
акцент. Впоследствии Тони Кэш стал в Англии известным музыкальным деятелем и
привозил в Москву Эндрю Ллойд Уэббера с его "Реквиемом" в 1988-м
году.
Во время моего увлечения БИТЛАМИ я знал и мог напеть "навскидку" сто -
сто пятьдесят песен БИТЛЗ, появившихся с 1962 по 1970-й год. Знал бы и больше,
наверно, но не все песни передавались по радио, а магнитофонные записи были
редки. Чтобы переписать у знакомого какой-нибудь новый диск, как правило,
приходилось волочь на другой конец города и обратно магнитофон весом 12-15
килограммов!
После триумфального взлета БИТЛЗ косяком пошли подобные группы.
Среди них у меня в приоритете были THE ROLLING STONES (особенно мне нравились
тогда вещи "I`m A King Bee", "Route`66" и "Paint It
Black"); THE HOLLIES; SWINGING BLUE JEANS со своим "Hippy Shake";
THE SEEKERS, THE KINKS, THE ANIMALS c "Домом восходящего солнца";
THE SEARCHERS, THE DAVE CLARK FIVE, SPENCER DAVIS GROUP с бестселлером
"Keep On Running"; MANFRED MANN, THE TRAFFIC, THE CREAM, THE MONKEES,
THE MAMAS AND PAPAS с вещью "Monday, Monday"; THE PROCOL HARUM, THE
BEACHBOYS, HERMANS HERMITS, черные девушки во главе с Дайяной Росс - THE
SUPREMES и, конечно же, SONNY AND CHER с их замечательной песней
"Sunny". Нравились мне еще THE DOORS с Джимом Моррисоном и THE
WHO.
Между прочим, Sonny Bono, после развода с Шер, повлекшего распад их дуэта SONNY
AND CHER, стал впоследствии сенатором США. Когда он нелепо погиб, вся Америка
скорбела по нему. Коллеги отзывались о Сонни Боно, как о замечательном человеке
и доброй душе!
Любил я также Рэя Чарльза с его коронной вещью "Tell me, what I say"
и, конечно же, Элвиса Пресли и Чабби Чекера.
Были еще замечательные девушки Сэнди Шоу, Силла Блэк, Пэт Кларк и Дасти
Спрингфилд. Необъяснимое воздействие оказывала Брэнда Ли со своим пронзительным
голосом. Но больше всего любил я Литтл Ричарда (Little Richard). Обожал его
версию "Long Tall Sally", а также вещи "Bama Lama Loo" и
"Lucille".
Следил я за появлением новых песен не только у БИТЛЗ, но и у других групп.
Записывал в тетрадь каждый новый ансамбль и названия его песен. В последующие
годы нравилась мне группа THE PHARAOHS (ФЭРОУЗ - Фараоны), а точнее SAM THE SHAM
AND THE PHARAOHS с песней "Wooly Bully" (я и сейчас от нее
"фонарею"!) и Roy Orbison с песней "Oh, Pretty
Woman!".
В танцевальной музыке твист постепенно сдавал позиции и на смену ему пришел
шейк. Потом были "мэдисон" и "ватуси".
Однажды, году в 1964-м, будучи в гостях у сестры (она жила отдельно), и
оставшись вечером один, я включил портативную "Спидолу" и стал слушать
"Голос Америки". Было лето, и окна открыты. Внизу, на тротуаре я
заметил двух милиционеров. Едва я убавил звук, как в дверь позвонили. Я открыл,
и эти милиционеры были тут как тут.
- Кто здесь живет?
Я ответил. Они помялись на пороге, прислушались - тихо! - И ушли. Вот времечко
было - Запад слушать запрещалось (не говоря уж о том, что за длинные волосы в
общественном месте могли запросто задержать и отвести в милицию)!
Существовало такое шутливое стихотворение:
Есть обычай на Руси
Ночью слушать Би-Би-Си!
Кстати, еще о "щелкопёрах". Когда, желая заработать у властей
дивиденды, они писали свои книжонки о поп- и рок-музыке, то даже не
удосуживались изучить проблему. Например, Олег Феофанов, автор книги "Тигр
в гитаре" (М., "Детская литература", 1969), название группы
ВЛЮБЛЕННЫЕ ПРОСТОФИЛИ - LOVING SPOONFUL ("Spoonful" - простофиля),
переводил, как "Ложки, полные любви"!
|